Материал подготовила Татьяна Бородина
Май в Нью-Йорке богат художественными и дизайнерскими выставками. А первая декада месяца напоминала настоящий арт-марафон. Если ты не мог посвятить искусству рабочую неделю, то в выходные нужно было успеть побывать на 3-4 выставка, расположенных в разных уголках Большого Нью-Йорка. Но такая шоковая арт-терапия оказалась достаточно полезной для все: для художников, желающих найти подтверждение тому что они творят в актуальном ныне тренде, для прессы, представители которой имели возможность отыскать свежую сенсацию или эпатирующий сюжет, для публики, жаждущей не только искусства, но и знаменитостей, а звезды с удовольствием светились на престижны выставках, и конечно, для коллекционеров и арт-дилеров, которым представилась возможность потратить за несколько дней сотни тысяч, а то и миллионы долларов, с полной уверенностью в целесообразности своей инвестиции.
Самым значительным арт-событием месяца был Frieze Art Fair New York, созданный по образу знаменитой лондонской ярмарки, которая в течение тринадцати лет с огромным успехом проходит в Риджес-парке. Коллекционеры, арт-консультанты, кураторы частных собраний, пресса, музейщики ценят Frieze Art Fair как место наибольшей концентрации суперсовременного искусства.
Среди авторов работ на Frieze Art Fair New York был обладатель «Оскара», актер Эдриен Броуди. А среди посетителей и, возможно, покупателей — Лео ди Каприо.
Лондонская Frieze Art славится обилием новых работ, сделанных буквально накануне выставки или максимум год назад. Нью-йоркская ярмарка еще слишком молодая, и не может себе позволить столь строгие правила. Поэтому на ней представлены и классики ХХ века, вроде Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна, и произведений, созданных в 2000-е годы, и, конечно, свежие работы современный авторитетов суперсовременного искусства.
В этом году двести галерей из 31 страны привезли на ярмарку произведения искусства, инсталляции, монографические выставки современных художников-лидеров аукционных продаж. В открытой продаже были представлены работы всех звезды современного искусства — Трейси Эмин, Иза Генцкен, Рони Хорн, Пол Маккарти, Уго Рондиноне, Ай Вейвей и десятки других популярных имен. Престижная Marian Goodman Gallery привезла выставку Уильяма Кентриджа, галерея Matthew Marks приготовила уникальное собрание современной скульптуры, в которое вошли эффектные керамические работы Кена Прайса. Чикагская Corbett vs. Dempsey и лондонская Thomas Dane Gallery дебютировали на ярмарке совместной фигуративной живописи. Они привезли работы Сесили Браун, Артуро Херрера, Эллы Круглянской, Карла Вирсума.
Ярмарка была разделена на три секции. Spotlight посвящен персональным экспозициям художников с оригинальными и самобытными работами, созданными после 1960 года. Focus — раздел в котором были представлены презентации совсем молодых галерей. В этом разделе отдавалось предпочтение свежим работам, еще нигде еще официально не выставлявшимся. И третий раздел — Frame — в котором галереи, основанные не раннее чем 8 лет назад представляли работы современных авторов.
Существенным для всех участников Frieze Art Fair New York была возможность познакомиться с работами художников, отобранными для участия в биеннале современного искусства в Венеции в 2017 году.
Участие в Венецианской биеннале нередко поднимает работы художников в цене. И хотя выставка будет проходить лишь в мае будущего года, национальные павильоны уже выбрали себе некоторых авторов. Курирующие их галереи решили не терять времени и показать созданные ими произведения на ярмаркеFrieze New York.
Галерея Lehmann Maupin выставила работы Эрвина Вурма, который вместе с Бригитте Кованц представит в Венеции Австрию. Четыре его фотографии из серии «Одноминутные скульптуры» были сразу же проданы в день торжественного открытия ярмарки. Коммерческий успех сопровождал и его серию «Покорность»: из пяти причудливых, выполненных из ткани скульптур три также куплены в день открытия. Галерея Thaddaeus Ropac тоже продала несколько работ Вурма, в частности скульптуру «Толстый автобус».
На стенде парижской Galerie Perrotin в первый день ярмарки нашел нового владельца «Мобиль № 35» Ксавье Вейана, в будущем году на биеннале художник представит Францию. Похожая работа выставлялась ранее в Версале.
Впрочем, такую стратегию избрали не все галеристы. К примеру, на стенде Hauser & Wirth не было произведений художника Марка Брэдфорда, представляющего в Венеции Соединенные Штаты, и посла Британии, скульптора Филлиды Барлоу. Директор филиала галереи в нью-йоркском Челси Тимо Каппелер объяснил, что наполнение стенда разрабатывалось еще до того, как были анонсированы участники следующей биеннале.
Среди значимых сделок на Frieze New York, можно отметить продажу галереей Sprüth Magers работы «Щекотливый эскиз» живущей в Берлине грузинской художницы Теи Джорджадзе ($65 тыс.). Она принимала участие в основном проекте прошлой биеннале, а сейчас ее выставка проходит в нью-йоркском Музее современного искусства. Галерея же Dominique Lévy продала американскому коллекционеру за $1,25 млн знаковую работу Гюнтера Юккера «Круг кругов».
«Дэмиен Херст вернулся в галерею Гагосяна!» — эту горячую новость подают отдельно. Представлены известные работы 90-х: «таблеточная» серия, «нетленка» в формалине… Типичный Херст!
Легендарный «горошек» представила культовая художница Яёй Кусама: ценовые рекорды ее работ, путешествие «Зеркальной комнаты» на сцену с Адель — эта японка все время на виду.
Еще одно наблюдение: Ничто человеческое арт-эстетам не чуждо. Это доказал успех инсталляции живой ослик, ставшей легендой сезона. Ее представил художник-провокатор Маурицио Каттелан (Maurizio Cattelan). Ослика под люстрой под названием «Осторожно! Администрация ответственности не несет. Не прикасаться, не предлагать еду, не курить, не фотографировать, не приводить собак, спасибо» («Warning! Enter at Your Own Risk. Do Not Touch, Do Not Feed, No Smoking,No Photographs, No Dogs, Thank You»).
Всем известно: хочешь испортить вечеринку — приведи детей или животных. Все внимание гостей неизбежно переключится на сорванцов, а у взрослых пообщаться толком не получится.
Маурицио Каттелан наверняка это знал и быстро добился своего. К его стенду выстроилась очередь посетителей. А пресса, освещающая нью-йоркскую Frieze Art Fair (5–8 мая 2016 года) писала, конечно же, о его ослике. Весь инвентарь проекта — осёл, люстра и загон с подстилкой. Это реконструкция. Впервые эту инсталляцию Каттелан сделал в 1994 году. Но тогда она простояла всего один день. Соседи по выставке, возмущенные ревом осла, потребовали прекратить безобразие.
Второй раз на грабли Каттелан наступать не стал. На Frieze пригласили воспитанного осла, опытного бойца шоу-бизнеса и театральную звезду. Осла зовут не иначе как Сэр Гэбриел. В его послужном списке «Севильский цирюльник» в Metropolitan Opera, «Женитьба Фигаро» и другие постановки.
На художника поначалу накинулись зоозащитники — дескать, негоже эксплуатировать животных в корыстных целях, обрекая их на страдания. Но вышла осечка. Приставленный к животному персональный смотритель дал понять, что у осла все в шоколаде. Его кормят бермудской травой и люцерной. Строго следят за соблюдением режима труда и отдыха. Каждые два часа ему устраивают перерыв. Для отдыха у него есть мягкое местечко. А вечером ослика увозят ночевать в специально оборудованное место. (источник)
Вы заблуждаетесь, если подумаете, что инсталляция Каттелана всего лишь шутка. Автора воспринимают всерьез: 8 мая 2016 года на аукционе «Обреченные на неудачу»на аукционе Christie’s , в Рокфеллер Плазе в серьезной борьбе, с превышением эстимейта, была куплена скандальная скульптура Гитлера. Западному зрителю скульптура «Him» хорошо известна. Ее собратья по серии выставлялись более 10 раз в ведущих музеях мира, включая Центр Помпиду и Музей Соломона Гугенхайма.. Скульптура вошла в двадцатку самой дорогой скульптуры в мире (фото — artnet.com).
Интересно, что «Him» — это тиражная работа. Всего существуют четыре экземпляра — три плюс artist’s proof. Как раз последний и был продан на Christie’s в этом году.. Как видим, покупателя «неуникальность» ничуть не смутила — современные коллекционеры давно уже всерьез принимают тиражные вещи.
Несколько слов о работе преданной с молотка в Christie’s. Вещь странная. Название странное. Выбор персонажа — рискованный. Как все у Каттелана. Что значит Him? «Его» или «His infernal majesty»? В этой работе Гитлер предстает скорее в беспомощном, жалком виде. И абсурдном — воплощение Сатаны выполнен ростом с ребенка, одет в костюм школьника и стоит на коленях со смиренным выражением на лице.
Для Каттелана этот образ — приглашение к размышлению о природе абсолютного зла и способ избавления от страхов. В мае 2017 года эта скульптура будет участвовать в выставке «Потеря» (75 лет трагедии Бабьего Яра) в украинском PinchukArtCentre.