Ольга Славнина
Творения этого архитектурного гения можно увидеть во всех частях света: в Швейцарии и Чехии (знаменитый «танцующимй дом») , в Японияи и Испании, где в Бильбао построен привлекательный для туристов музей Гугенхайма. Ну, а уж на свою родную Калифорнию (хотя и родился архитектор в Канаде, но с 18 лет проживает на западном побережье США) он фантазии не пожалел. Калифорнийский авиационный музей, Музыкальнй зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе. Его смелые, шокирующие творения в стиле деконструктивизма можно увидеть также Санта- Монике, где по его проектам созданы комплексы супермаркетов, стоянок и частных домов, включая его собственнй «антиархитектурный«, как сам мастер назвал его.
Речь идет об архитекторе Фрэнке Гери, настоящее имя которого- Эфраим Оуэн Гольдберг.
Рассказывая о своем творчестве, Гери как то признался, что вершенство очертаний рыбы, ее подвижность и серебристая чешуя- вот что вдохновляло его творчествео. Этой «идеей рыбы» продиктованы и поиски новых строительных и декоративных материалов.
Перечисленные шедевры не отражают масштаба дарования этого архитектора, поскольку список их далеко не полный . Ну и , как говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Жителям Большого Яблока получить представление о неповторимом стиле «американского Корбюзье» можно в штате Нью- Йорк, в двух часах езды от Манхэттена. Здесь, в городке под названием Аннандэйл- на- Гудзоне, расположен Бард- колледж, в который входят гуманитарное отделение свободных искусств и консерватория. На деньги щедрых спонсоров при колледже и был построен уникальный концертный зал. Проектировал этот зал Фрэнк Гери. Свои здания архитектор рассматривает как скульптуру, вписанную в ландшафт, однако, отражащую их функциональное назначение.
Вот и фасад концерного зала (Richard B. Fisher Center for the Performing Arts) Гери замыслил как театральную маску, что вполне соответствует образовательной программе колледжа, цель которой- нести, так сказать, культуру в массы. Ежегодно проводимые летние фестивали- тому подтверждение. Существуют они с 1990 года и так и называются: Бард мюзик фестиваль (Bard Music Festival). Программы фестивалей всегда обширны и многожанровы: это театр, музыка, опера, танец и даже кабаре. Центральой фигурой каждого такого фестиваля является один из выдающихся композиторов Европы (Гайдн, Бетховен, Малер и др.), Америки ( Копланд, Айвз) и, конечно, России: Чайковский, Шостакович, Прокофьев. Программа составлена так, что современнй зритель в течение нескольких недель имеет возможность погрузиться в эпоху, в готорой жил герой фестиваля, изучить его биографию, а также процесс формирования его художественного мировоззрения. Зрители становятся соучастниками всестороннего исследования влияния политической и культурной жизни того времени на личность и творческий процесс.
В обширный круг этих исследований входят литературные и философские сочинения, политические памфлеты и театральные постановки, и, конечно же, музыкальные произведения современников композитора. Так, автору статьи, побывавшему прежде на одном из таких фестивалей, посвященному в тот год Игорю Стравинскому, уалось познакомиться с доселе незнакомой и малоизвестной оперой «Орестея» современника Стравинского- Сергея Танеева. В ныншнем году объектом фестиваля явился Джакомо Пуччини- автор всемирно известных опер «Мадам Баттерфлай»,»Турандот» , «Тоска», «Богема» и многих других . Фестиваль, как и в былые годы, был посвящен не только самому Пуччини, но и окружавшему его миру (Puccini and His World). Зрителям было интересно узнать о далеко не восторженном первом приеме этих признанных шедеврами оперного искусства произведений. Автора обвиняли в отсутствии вкуса, грубом и вульгарном отображении действительности, дешевой сентиментальности. Оперный жанр в конце 19 – начале 20 веков переживал кризис (не забрел ли его призрак до нашего замечательного времени!? )
И неудивительно: ведь именно в те годы становятся популярными грамофонные записи, фотография, автомобили, и синема. Тогда же обнаружились ростки итальянского национализма, переродившиеся через десятилетия в фашизм Муссолини.Приближалась Первая Мировая война. Жалость, романтическая любовь, уважение к человеческой личности создатели итальянского футуризма считали понятиями устаревшими.
Их теоретик и лидер Маринетти утверждал, что «жар, исходящй от куска дерева или железа нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины.» Писатели и композиторы- веристы, напротив, были сосредоточены на личной драме героев, их безрадостной жизни и трагическом финале их обреченного существования. Вспомним «Паяцы» Леонковалло , «Сельскую честь», Масканьи, «Богему» Пуччини.Сюрпризом для посетителей фестиваля явилась редко исполняемая даже на своей родине, Италии, опера Масканьи Ирис.
Созданная еще до знаменитой Пуччиниевской Мадам Батерфляй, история повествует о судьбе бедной деревенской японской девушки, похищенной владельцем борделя в Токио. План был искуссно обличен в форму волшебной сказки, в которой девушка ощущает себя избранницей Бога Солнца и поэтому готова исполнить любую его волю. Оказывшисьсь в токийском районе красных фонарей, выставленная на продажу, проклятая своим отцом, девушка умирает…
Сокровенным желанием Масканьи было создать «музыку бесконечно прекрасную». Мелодическая красота арий и хоровых номеров, экзотический колорит танцевальных эпизодов, – все это говорит о том, что мечта композитора сбылась.