По итогам Fairy Tale Fashion в Нью-Йорке.
Ольга Смагаринская
Что было бы, если б знаменитые дизайнеры вдруг одели известных и любимых нами с детства сказочных персонажей в свои наряды от кутюр? Молодая, талантливая и креативная Колин Хилл, помощник куратора Музея института моды и технологий в Нью-Йорке, собрала под одной крышей одежду и аксессуары со сказочными мотивами из различных модных домов. Забудьте о привычных диснеевских нарядах принцесс – желтом платье Красавицы Белль или голубом наряде Золушки. На прошедшей с 15 января по 16 апреля выставке всем этим девушкам из сказок не на шутку повезло: туфельки от Лабутена и вечерние наряды от Александра Мак Куина перевернули представление о моде в сказочных королевствах!
Колин рассказывает, что идея создания такой выставки витала в ее голове уже давно, но именно осенняя коллекция Дольче и Габбана 2014 года подтолкнула ее всерьез заняться этой темой. Яркие, сочные цвета коллекции, множество нашитых на ткани аппликаций зверушек, и не один раз повторяющаяся тема золотого ключика явно намекали на то, что эти итальянские дизайнеры нашли вдохновение в сказочных мотивах.
Восемь лет назад, только начиная работать помощником куратора в Музее института моды, Колин помогала создавать коллекцию для выставки «Готика: Темный Гламур», так что многие темы и подход к дизайну ей были уже знакомы.
Сказки всегда привлекают художников, фотографов, модельеров и других мастеров из мира искусства. Мистика, волшебный фон, яркие и сочные краски – все это дает простор для фантазии, это почти беспроигрышный вариант для успешной коллекции. Оформление сцены Осенней коллекции 2012 года Марка Джейкобса очень напоминало сказочные мотивы. Дизайнер Стейси Бендет из Alice + Olivia поместила моделей для своей коллекции осень 2014 года в мистическом лесу. Одна из них и вовсе лежала в хрустальном гробу, конечно же вызывая непременные ассоциации с умершей Белоснежкой. В весенней коллекции Дриса Ван Нотена модели ходили по подиуму, напоминающему зеленый лесной ковер, а сами они были похожи на сказочных героинь. Это лишь некоторые эпизоды из последних коллекций, в истории моды таких сказочных мотивов можно найти немало.
“Некоторые теоретики мира моды полагают, что дизайнеры обращаются к сказочным мотивам в попытках противостоять миру технологий, глобализации и функционализма”, – говорит Колин.
Для выставки она отобрала 15 известных сказок братьев Гримм, Андерсена, Шарля Перро, Льюиса Кэрролла и Л.Ф. Баума. И на полтора года полностью погрузилась в сказочный мир – перечитала все эти сказки, обращая внимание на детали одежды в описаниях авторов, а потом выбрала из известных коллекций то, что, по ее мнению, подходило к замыслу выставки. Дизайнеры не создавали наряды специально для этой выставки. Более того, не все костюмы, выбранные Колин, были непосредственно задуманы ими когда-то как иллюстрации к сказкам. Но разглядеть, что кутюрье черпали вдохновение именно в сказках, было нетрудно.
“Иногда мне приходилось немного объяснять модельерам, почему именно эти платья подходят для данной сказки – говорит Колин, – и все они охотно сотрудничали и помогали.”
“Это, конечно, очень субъективный и креативный подход к организации выставки”,- говорит куратор. И она сумела удачно подобрать гардероб для героев известных сказок.
Поскольку обычно сказки не ограничены временными рамками каких-то эпох, Колин была свободна выбирать из различных коллекций, начиная с 18 века до наших дней. Но, несмотря на то, что все сказки написаны уже очень давно, почти вся коллекция выставки состоит из изделий современных дизайнеров. Около половины экспонатов была отобрана из богатой коллекции самого Музея института Моды, за другими Колин пришлось обращаться к известным кутюрье. На самом деле, в сказках не так уж часто бывают описания костюмов героев, и они не так детальны, что дает много возможностей для фантазии читателя. Так Перро описывает, что у Золушки было платье цвета золота с серебром, усыпанное драгоценностями, но каждый из нас по-своему представит себе этот наряд.
Спустившись по лестнице и открыв дверь в таинственный зал, попадаешь в сказочный мир выставки. В темных-темных комнатах под звуки музыки из балетов и фильмов по мотивам сказок стоят манекены, чьим нарядам позавидует любая из нас. Белые полупрозрачные стены в центре зала создают ощущение сказочного дворца, внутри и вокруг которого красуются персонажи сказок Золушки, Спящей Красавицы, Алисы в Стране Чудес, Красавицы и Чудовища и других. Сказочные миры поделены на четыре стихии.
Сначала посетители попадают в Лес, населенный сказочными персонажами: Красной Шапочкой, Рапунзель, Белоснежкой, Феями и Белоснежкой и Розой. Так же, как и хрустальные туфельки Золушки, красная накидка с капюшоном – любимый наряд Красной Шапочки – стал самым популярным из всех сказочных нарядов. Мы видим несколько вариаций этой красной накидки, в том числе старинную шерстяную 18 века – пожалуй, самый классический и привычный вариант. Очень необычный и провокационный дизайн одежды Красной Шапочки создал модный дом Комм де Гарсон в коллекции Осень 2014. Это красный лакированный кожаный плащ с огромным капюшоном, острый верх которого напоминает клюв какой-то хищной птицы. Он стал особенно известным после того, как Бьорк надела его для сьемок в журнале Т в 2015 году.
Красивое длинное красное платье с большими цветами и меховым капюшоном из уже упомянутой коллекции Дольче и Габбана, вдохновившей Колин на выставку, хоть и не названо модельерами нарядом Красной шапочки, пробуждает параллели с этой сказкой.
Накидка Красной Шапочки, пожалуй, один из тех сказочных нарядов, которые вполне возможно носить в реальной жизни. Для своей коллекции осени 2010 года на тему взаимопроникновения сказок в реальность, модельер Алтузарра создал длинную атласную накидку с кристаллами Сваровски. Модный дом Шанель использовал образ Красной Шапочки для рекламы своего культового аромата Шанель номер 5. В рекламном ролике 1998 Люк Бессон строит сюжет на том, как Красная Шапочка обольщает Волка ароматом этого парфюма.
Белоснежка – единственная героиня, которая на этой выставке находится в горизонтальном положении и, как ей и положено, спит в своем хрустальном гробу от кутюр. Стейси Бендет из Алис плюс Оливия создала для нее длинное черное платье, расшитое горным хрусталем.
Весенняя коллекция Весна 2011 года от Рика Оуэнса была тоже окутана сказочным флером – расческа с острыми зубьями очень напоминает ту, которой Злая Мачеха пыталась во второй раз отравить Белоснежку. Между прочим, в оригинальном тексте Братьев Гримм Мачеха не сразу отравляет падчерицу яблоком, она несколькими путями, в том числе, отравленной расческой, пытается свести ее в могилу.
Есть на выставке и это знаменитое яблоко – в данном случае, конечно же, снова не обошлось без гламурных австрийских кристаллов, покрывающих его соблазнительную красную плоть.
Еще одна, не очень известная многим читателям деталь, то, что Мачеха пыталась убить Белоснежку, задушив ее завязками корсета от своего платья. Чем не настоящая смерть от кутюр?
Именно в коллекции Дольче и Габбана Осени 2014 Колин как раз-таки нашла это обольстительное платье-корсет, которое вполне могла надеть злая Мачеха.
Очень удачно подобрано платье для Рапунзель, хотя и создавал его Александр Маккуин по мотивам сказок о ведьмах для коллекции Осень 2007 года. Красивый вечерний наряд из темно-зеленого бархата с вкрапленным впереди каскадом, похожим на длинные пряди, очень напоминает об этой длинноволосой красавице, заточенной в высокой башне.
Закончив прогулку по сказочному Лесу, попадаешь в Замок с живущими там Золушкой, Спящей Красавицей, Красавицей и Чудовищем и Снежной Королевой.
Платье Золушки до ее превращения в прекрасную принцессу модельер Джорджио ди Сант-Анджело создал в 1971 году для коллекции Лето с Джейн и Золушкой. Яркое, длинное, широкое красно-желтое платье из шифона с нарочито порванными краями напоминает современные платья из больших шелковых платков. Я бы с радостью надела такой скромный наряд бедной Золушки. Другие варианты одежды Золушки до того, как та поехала на бал, представлены дизайнерами Яшики Хишинумо и Шелли Фокс – это очень красивые ансамбли, в деталях которых тоже есть обрезанные, неровные и лохматые края.
На Бал Золушку наряжают Вивьен Вествуд, Кристиан Диор и Алтузарра. Альтузарра придерживается моды 18 века и описаний Шарля Перро и Братьев Гримм – для платья он выбирает золотую ткань, расшитую жемчугом. Вся верхняя часть платья из золотой ткани с открытым декольте из коллекции Диора 1950 года расшита драгоценными камнями – именно так подобало выглядеть девушке, которую ошибочно могли принять на Балу за принцессу.
Конечно же, Золушка не могла появиться на Балу без своих знаменитых туфелек. И кому же, как не Лабутену, надо было придумать дизайн, чтоб поразить всех гостей. Туфельки были созданы в 2012 году специально к обновленному диснеевскому выпуску знаменитого мульт- фильма. “Золушкина туфелька как волшебная палочка для превращений, символ красоты, уверенности в себе и любви”- сказал дизайнер.
Другую пару туфель для Золушки создал в 2015 году еще один известный мастер обувных дел Николас Кирквуд. Они сделаны из винила, покрытого кружевами, и расшиты кристаллами Сваровски.
Не забыты и злые сестры Золушки. И хотя в сказках зло обычно ассоциируется с уродством, и почти все иллюстрации к этой сказке отображают сестер некрасивыми и вовсе далекими от моды, сам Шарль Перро отмечал, что фигуры у противных сестриц были очень даже ничего. И на бал они выбрали свои лучшие платья: одна – красное бархатное платье от Энн Фогарти, а другая – черно-золотое с накидкой от Блумарин.
“Когда я перечитывала Спящую Красавицу, меня поразила сцена, в которой Принц, обнаружив спящую принцессу, вдруг замечает, что ее наряд похож на тот, что носила в свое время его бабушка! Это немудрено, ведь принцесса проспала 100 лет…” – рассказывает куратор Колин Хилл. На многих иллюстрациях Спящую Красавицу изображают в свободной одежде бледных тонов, и именно такое платье нашла Колин в коллекции Marchesa весны 2012 года.
Белый цвет, серебро, блеск и стекло господствуют в нарядах и у андерсеновской Снежной Королевы. Изысканную меховую накидку с капюшоном создали дизайнеры старейшего мехового модного дома Д. Мендель в 2011 году – это более всего подходит для красивой и злой Снежной Королевы. Именно в белом видел Королеву и сам Андерсен, однако черное платье с геометрически ровными белыми снежинками от Александра Мак Куина куратор Колин Хилл нашла тоже подходящим для коварной и злой Королевы.
Том Форд не создавал свое платье из кусочков зеркального стекла (коллекция Весна 2014) специально для этой сказки, но как же созвучно оно сюжету Снежной Королевы. И пара зеркальных ботильонов от Andreia Chaves отлично завершают этот холодный мерцающий ансамбль.
Морскую стихию сказок представляют Русалочка и Девушки-лебеди.
У Русалочки есть на выбор несколько прекрасных нарядов, среди них платье-бюстье с рыбьим хвостом от Тьерри Мюглера, которое он создал еще в 1988 году. Оно входило в коллекцию Потерянное королевство, посвященную исчезнувшей Атлантиде. Русалки, морские нимфы, морские звезды и акулы расхаживали по подиуму, представляя тогда эту коллекцию.
Другие уникальные платья Русалочки, наряд, напоминающей морскую пену, и платье по мотивам этой чудесной сказки дизайнеров Норрелл, Сабаджи и Родарте дополняют уголок морской стихии.
Тема лебедей часто встречается в сказках и балетах. Как символ грации, красоты, меланхолии, они вдохновляют и дизайнеров одежды. Черное платье Лебедя от Чарльза Джеймса середины 50-х годов прошлого века многие историки моды называют его самым прекрасным шедевром. Такое название платье получило, благодаря изящному силуэту и длинной юбке, которая по-особенному ниспадает, создавая ощущение крыльев этой гордой птицы.
Андерсен никак не описывает внешность Морской ведьмы в Русалочке, и потому разные иллюстраторы изображали ее и в виде страшной русалки, и в виде гибрида человека и осьминога. Ее наряд от дизайнера Hideki Seo – единственный созданный специально для этой выставки. Он представляет собой раскрашенный черно-красными тонами вручную манекен с восемью щупальцами, сделанными из кожи и огромной шляпой, напоминающей те же щупальца.
Еще один сказочный мир, «Параллельный мир», представлен двумя любимыми всеми сказками, Волшебником изумрудного города и Алисой в стране чудес.
Многие дизайнеры создали наряды по мотивам Алисы в стране чудес к выходу фильма Тима Бартона. Игральные карты и карманные часы кролика часто встречаются в дизайнах на эту тему. Hideki Seo создал разукрашенный манекен Червонной Королевы, по технике исполнения похожий на Морскую Ведьму. Он, конечно, выполнен в другой цветовой гамме, и за основу взяты игральные карты и сердце как символ Королевы. Огромное сердце на голове вместо шляпы и симметрично располагающиеся сердца, образующие туловище и ноги – так выглядит Королева от Hideki Seo. Раскрас манекена напоминает задние обложки игральных карт.
Среди других костюмов по мотивам этой сказки выделяется платье из коллекции Дольче и Габбана Осень 2014. Яркими цветами на черном фоне и ключиками на подоле платья и рукавах оно напоминает о самом начале сказки, когда Алиса упала в кроличью нору и нашла золотой ключик от двери, в которую не может войти.
Необычные туфли для Алисы создал Николас Кирквуд в 2010 году. В них узнаются все самые главные мотивы сказки: роза, которую любит Королева, карманные часы Кролика, маленький чайный сервиз и даже на каблуках узор шахматной доски.
Красные туфельки Дороти из фильма Волшебник изумрудного города стали таким же символом сказки, как и хрустальные туфли Золушки. В книге Баума туфли у Дороти были серебряными, но специально для цветного экрана они были переделаны в красные, и мало кто знает теперь об их оригинальном цвете.
Дороти наших дней, конечно, предпочла бы туфли от Лабутена, такие, как, например, на выставке – ярко-красные, украшенные мелкими кристаллами и на высоких шпильках. Кстати, в фильме на туфлях были красные подошвы – еще задолго до знаменитых фирменных лабутеновских. В отличие от многих других сказок, в Волшебнике изумрудного города есть немало отсылок к моде тех лет. Дороти несколько раз в течение сказки меняет платья – есть там ее знаменитое бело-голубое платье в клетку, в котором она отправляется в путь. Платье было создано еще в 1942 году дизайнером Дж. Адриан. Другой наряд – красивое вечернее платье 1930 года от Мулинекс в изумрудном цвете – что-то подобное могло быть в многочисленных шкафах в Изумрудном городе, когда Дороти, пришедшей туда, предоставили выбрать себе наряды.
Невозможно описать красоту и восхищение от всех костюмов, так талантливо и искусно выбранных куратором выставки – их насчитывается около восьмидесяти.
К открытию выставки была издана книга под таким же названием: Fairy Tale Fashion. В книге есть много интересной информации на тему моды в сказках, и она иллюстрирована 150 красивыми и яркими фотографиями и рисунками.
Один из залов выставки был посвящен самым первым иллюстрациям к известным сказкам. Ведь именно они повлияли на представление читателей о том, как выглядели, как были одеты персонажи сказок. Кроме этих старинных иллюстраций, впервые в США были привезены некоторые фотографии из цикла Страна Чудес известного и уникального фотографа и дизайнера Кристи Митчелл. Кристи создает свои по-настоящему волшебные портреты, при этом делая вручную костюмы для моделей на мотивы, в которых переплетаются и известные сказки, и ее собственное воображение. Она создает потрясающе красивые сценические дизайны и не использует фотошоп.
Костюмы в сказках создают не только дополнительный полет фантазии, они не просто средство украшения. В них заложен и глубокий смысл. Одежда может быть символом, выражать власть, самодовольство, привилегированность персонажа или его способность к перевоплощениям.
«В реальной жизни нам часто напоминают о том, что с правильно подобранным гардеробом мы можем изменить свою жизнь к лучшему, – говорит Колин, – можем приблизиться к сказочному существованию. Мы надеемся, что изменив стиль одежды, как бы и сами станем иными, как это случается в сказках. Возможно, мы и в самом деле можем смоделировать свое Happily ever after».