Мишель Табник
17 Апреля состоится необычная премьера. На сцене будет всеми любимый Евгений Кисин, виртуоз и живая легенда мира классической музыки, и один из лучших баритонов мира Томас Хэмпсон. Но в этот раз они появятся в сугубо драматическом амплуа, в спектакле “Адресат Неизвестен” по эпистолярному рассказу Катрин Крессман Тейлор. Написанный в 1930е годы и запрещенный в нацисткой Германии, рассказ стал обязательным чтением для студентов истории, и литературным предупреждением против нацистского зла. Специально для издания Элегантный Нью-Йорк, с Евгением Кисиным о спектакле поговорила Мишель Табник.
MT: Как создавалась эта пьеса и почему возникло решение сейчас показать её в Нью-Йорке??
EK: Несколько лет назад основатель и директор музыкального Фестиваля в Вербье, Мартин Энгстрём, придумал идею провести публичную читку писем из пьесы “Адрес неизвестен” на своем фестивале. Он предложил мне читать письма от лица Макса Айзенштейна; Я также предложил Томасу Хэмпсону, известнейшему певцу, баритону, которым я восхищался многие годы, прочитать письма от лица Мартина Шульце, и он с радостью согласился с этой идеей. При этом моя свояченица Марианна Арзуманова, профессиональная актриса и режиссер театра, занималась организацией.
К сожалению, наши планы были нарушены пандемией, но с другой стороны, во время пандемии Марианна начала разрабатывать разные идеи и решила сделать не просто чтение, а настоящую пьесу на основе знаменитого рассказа.
Затем Россия вторглась в Украину, и эта история стала очень актуальной, потому что параллели с нашим временем стали действительно поразительными. Позже, после того как ХАМАС совершил ужасное убийство в Израиле 7 октября 2023 года, и многие люди в свободном мире начали выражать солидарность с убийцами и клеветать на жертв, мы все почувствовали, что “Адрес неизвестен” стал еще более актуальным.
MT: Вы не актёр, но тут играете драматическую роль. Что привлекло вас к этой роли и этой пьесе?
EK: Я никогда не вел жизнь актера, но мне действительно нравится это переживание. Меня эта пьеса привлекла как замечательная (хотя и очень грустная) история, которая стала особенно актуальной в наше время. Что касается роли, как еврей, я, конечно, чувствую близость к Максу Айзенштейну, а не к Мартину Шульце, который становится убежденным нацистом. Я уверен, что Нью-Йорк поймет и примет нашу творческую идею, и с большим нетерпением жду встречи с Нью-Йоркской аудиторией, особенно потому что после спектакля у нас будет возможность обсудить то что нас всех сейчас так волнует.
MT: Вы читали оригинальный рассказ для вдохновения?**
EK: Я читал рассказ много лет назад. Именно поэтому я в первую очередь принял предложение Мартина Энгстрёма: потому что я хорошо знал “Адрес неизвестен”.
MT: Какие уроки из пьесы до сих пор актуальны в 2024 году?
EK: История Крессман Тейлор, написанная в 1938 году, была основана на реальных событиях, на реальной переписке между друзьями, которые стали врагами по политическим причинам после прихода Гитлера к власти. То же самое происходило в последние годы между рядом людей, родившихся в России, потому что некоторые из них стали убежденными сторонниками Путина. Переписка между двумя такими людьми была опубликована недавно в русско-американском журнале “Времена”.
Могу рассказать вам историю из своей собственной жизни. В 2008 году, проводя летние каникулы в Юрмале, Латвия, меня подошел мужчина в автобусе, который узнал меня, представился журналистом и попросил меня на интервью. Я сообщил ему, в каком отеле я остановился, и на следующий день получил книгу с его интервью с многими известными людьми, включая Бориса Ельцина. По книге журналист казался приличным человеком, поэтому я дал ему длинное интервью, и мы начали общаться по электронной почте. Однако через некоторое время выяснилось, что он был великим поклонником Путина (он был этническим русским, а этнические русские составляют большинство населения Юрмалы). Абсолютно поразительно, что в одном из его писем он написал мне практически то же самое (почти дословно!), что и Мартин Шульц из “Адреса неизвестен”. Когда Мартин объясняет своему бывшему другу Максу, почему он так восхищается Гитлером, он пишет: «Либерал – это человек, который ни во что не верит. Он говорит о правах человека, но только говорит». В своем первом письме мне, в котором он объяснил, почему он так восхищается Путиным, мой теперь уже покойный знакомый из Юрмалы написал следующее: «Либералы любят читать книги и говорить о правах человека, но не способны управлять не только страной, но даже общественным туалетом». Так история Крессман Тейлор для меня остается актуальной в 2024 году.
Несмотря на то, что опыт 20-го века ясно и ужасно продемонстрировал, к чему приводят отклонения от либерализма – коммунизм, нацизм, фашизм, клерикализм, – всё еще существуют враги либерализма, силы зла, которые пытаются уничтожить всё, что дорого всем цивилизованным людям. Как Гитлер не смог бы ничего сделать без миллионов Мартинов Шульцев, так и Путин не смог бы ничего сделать без миллионов российских мракобесов, поддерживающих его, а ХАМАС не смог бы ничего сделать без обычных жителей Газы, которые отметили массакр 7 октября (а также 11 сентября в своё время), а также миллионов полезных идиотов на Западе, поддерживающих их.
MT: Как вам далось сотрудничество с Томасом Хэмпсоном?
EK: Это для меня чрезвычайно приятно. Так как он исполняет много оперы, он профессиональный актер. Кроме того, мы очень хорошо ладим на человеческом уровне (мы оба ярые сторонники либерализма!).
MT: Что ждет вас после премьеры в Нью-Йорке?**
EK: 21 апреля я дам дуэтный концерт с Маттиасом Гёрне в Торонто, мы исполним программу произведений Шумана и Брамса. 25 апреля мы представим ту же программу в Нью-Йорке, в Карнеги-холле. После этого, в мае, у меня запланирована рецитальная турне по Соединенным Штатам, где я дам концерты в Сан-Франциско, Вашингтоне, Филадельфии, Чикаго и Нью-Йорке. Подробности о спектакле “Адресат Неизвестен” можно узнать на сайте cherryorchardfestival.org