Виталий Орлов

После того как Михаил Барышников в 2002 году создал группу «White Oak Dance», которая исполняла танцы в стиле супермодерн (Барышников и сам в ней танцевал), на мой незамысловатый вопрос, почему он оставил классику, великий танцовщик так же простодушно ответил: «А просто надоело исполнять роли принцев и графов. Захотелось быть поближе к людям». Ему тогда было 54 года!

Нынешним звездам  Наталье Осиповой и Ивану Васильеву столько же лет, но в сумме, и потому они, достигнув мировой славы в очень молодом возрасте, исполняя классический репертуар, еще долго могли бы поражать публику в «Баядерке» или «Жизели» без всякого риска. Тем не менее они рискуют и находят  современных балетмейстеров, которые  помогают  им заглянуть в хореографию будущего.  В  этом поиске и в достижении  творческого союза  важнейшая роль принадлежит человеку по имени Сергей Данилян.

osipova-vasliev-pictures-005

Наталья Осипова и Иван Васильев. Сцена из балета Facada

 

Alastair-Marriott’s-Zeitgeist-with-Natalia-Osipova-and-Edward-Watson-4

Наталья Осипова и Эдуард Уотсон. Сцена из балета Zeitgeist.

 

 

В тесном нью-йоркском балетном пространстве, где одновременно работают мирового ранга балетные труппы Американского Балетного Театра и Нью-Йорк Сити Балета, где на сценах Линкольн-центра и Бруклинской Академии Музыки в течение почти целого года можно увидеть танцевальное искусство Парижа, Санкт-Петербурга и Токио; где продолжают творить  гении  хореографии  Михаил Барышников, Марк Моррис, Твайла Тарп, Уильям  Форсайт, занять собственное и значительное место совсем нелегко.

Сергею Даниляну, продюсеру и директору компании «Ардани Артистс» и его верной помощнице и единомышленнику  Гаянэ Данилян это удалось.  Свое 25-летие  компания встречает при абсолютном  внимании  балетной общественности, начисто лишенном как снобизма, так и влияния конъюктуры, потому что ее танцевальные проекты – это авангард современной хореографической мысли. Творчество Сергея Даниляна иногда сравнивают с искусством быть балетным импрессарио Сергея Дягилева, открывшего в свое время публике на Западе поэзию русского балета. При всей лестности подобного сравнения нужно сказать, что Данилян сделал нечто большее: он показал миру, что искусство балета вообще может не менее  серьезно воздействовать на эмоции, вкусы, мироощущение  и даже философию зрителя, чем, например, музыка и живопись. Знатоки искуства пишут, что Сергей  Данилян «вот уже 25 лет уверенно ведет свое дело – лавируя среди больших театров-пароходов; [преодолевая] штормовые припадки актерских самолюбий, он сводит в один проект людей, говорящих на разных языках, воспитанных в разных школах».

В какой-то момент Сергей Данилян придумал своих «Королей танцев», и после этого воспитанная на классическом танце публика вот уже который год жадно поглощает современную хореографию.

Решимость и решительность понадобились ему и тогда, когда он поддержал решение суперзвезд Натальи Осиповой и Ивана Васильева покинуть московский Большой ради петебургского Малого (Михайловского) и начать строить карьеру вне служебной иерархии  какого бы то ни было  театра.

 

zeitgeist-osipova-back-bend_620

Наталья Осипова. Сцена из балета Zeitgeist

Время показало, что он оказался прав – это подтвердили и прошлогодние  осенние гастроли  Михайловского театра в Нью-Йорке, и это подтверждается  новым проектом Даниляна с участием Осиповой и Васильева «Соло для двоих», премьера которого в Нью-Йорке состоялась в августе 2015 года, хотя по жизни эти талантливые артисты теперь расстались. Сенсационный проект всколыхнул балетный мир. К участию в нем были привлечены ведущие специалисты – хореографы в области современного танца: Охад Наарин (Израиль), работы которого знает и высоко ценит Наталья; одаренный молодой португалец Артур Пита из Лондона, где Осипова теперь прима-балерина в Королевском балете; бельгиец марокканского происхождения Сиди Лярби Шеркауи и некоторые другие.  Другие – это потому, что проект «Соло для двоих» состоит из трех балетов, состав которых  варьируется. Премьера состоялась 25 июля 2014 года в Сегерстрем-центре (Калифорния),  который стал компаньоном «Ардани Артистс» в этом проекте. В нью-йоркской программе зрители увидели американские премьеры  балетов «Zeitgeist» («Дух времени», нем.) и «Моцарт и Сальери», а также ньюйоркскую премьеру балета «Facada» («Удар ножом», португ.)

osipova-vasliev-pictures-002

Наталья Осипова и Иван Васильев. Сцена из балета Facada

Балет «Zeitgeist» поставлен хореографом и танцовщиком лондонского Королеского  балета Аластаром Марриоттом на музыку Скрипичного концерта №1 американского композитора Филипа Гласса. Его исполнили  Наталья Осипова и Эдуард Уотсон и группа танцовщиков лондонского балета;  мировая премьера состоялась в Лондоне 17 июля этого года.

Напряженная и динамическая музыка Концерта идеально воплощена в пластических образах, и это чрезвычайно эмоциональное произведение, блистательно исполненное, являет собой образец современного балета, который легко обходится без либретто, но прекрасно дополняется графическим абстрактным видеорядом  (Люк Холлс).

В противоположность ему балет «Моцарт и Сальери» поставлен на известные сюжет и музыку Моцарта. Хореограф и исполнитель роли Сальери, ныне петербуржец Владимир Варнава, сочинил свой опус как соединение пантомимы и элементов классического балета, в котором все свое огромное мастерство в обоих жанрах продемонстрировал Иван Васильев. Мировая премьера состоялась в Михайловском театре 30 июля текущего года.

Балет-трагикомедия  «Удар ножа»  входит в состав разных вариантов программы  «Соло для двоих» в исполнении Осиповой и Васильева, хореограф  Артур  Пита. В балете участвует в качестве действующего лица – музыканта, играющего на гитаре и других инструментах, композитор Френк Мун. Сюжет в жанре «магического реализма» наполнен символами, сюрреалистическими видениями, элементами португальского фольклора  и атмосферой фадо. Невеста мстит жениху, с криками сбежавшему от нее прямо из-под венца, представив себе ужасную  картину  предстоящей ему несвободной жизни.

Для обоих танцовщиков  оказался заманчивым риск эксперимента, естественное для молодых стремление к новизне. Это побудили их к поиску, и они одержали победу.

-mozart-salieri-ivan-vasiliev-vladimir-varnava-look_1000

Сцена из спектакля “Моцарт и Сальери”.