Татьяна Бородина
“Почувствуй себя женщиной, носи платье!” – таков был девиз коллекции, показанной в 1972 году в Нью-Йорке Дианой фон Фурстенберг (Diana von Furstenberg).
Эта коллекция вошла в историю моды благодаря облегающему трикотажному платью с запахом, которое с тех пор, вот уже более 40 лет, остается в арсенале поклонников моды.
Успех был ошеломляющий, можно сказать, революционный – за два последующих года количество продаж платьев с запахом от DVF превысило пять миллионов. Но еще более интересным оказалось то, что впервые платье от американского модельера совершило переворот не столько в моде, сколько в сознании людей.
70-е годы ушли в историю, но первое, что всплывает в памяти, при упоминании о них, оказываются “Дети цветов” с их идеями, образом жизни, музыкой и одеждой – именно это, в те годы, будоражило умы людей. Студенческие забастовки и борьба за равноправие полов, свобода выбора и свободная любовь, раскрепощение нравов, стирание расовых и социальных границ. Это было удивительное время не только борьбы за свободу, но и время ее побед.
Диана фон Фюрстенберг уловила свободолюбивый ветер перемен и смогла материализовать витающие в воздухе идеи. Она создала комфортабельное демократичное, внесезонное платье, которое пришлось по душе всем. Его одели домохозяйки и звёзды Голливуда, семнадцатилетние девочки и дамы элегантного возраста, аристократки и работающие женщины. Платье носили в офисы, на приёмы, в салоны и театры, рестораны и на пикники.
Оно стало символом времени, потому что было удобно, женственно, практично и демократично.
Поразительно, что это платье признали даже лидеры феминистского движения. Они благословили его и нарекли символом свободы, олицетворяющим освобождение женщины от “портновских оков”.
В 1976 году Диана фон Фюрстенберг стала единственным американским дизайнером, удостоенным чести появиться на обложке журнала Newsweek, как выдающийся дизайнер, внесший значительный вклад в развитие мировой моды. В мире до нее этого была удостоена только Коко Шанель.
Как все начиналось
Родители Дианы встретились в оккупированном фашистами Брюсселе. Отец был из русских эмигрантов, семья матери приехала из Греции. Вспыхнула любовь и вскоре сыграли стремительную свадьбу военного времени. А на утро молодую жену, вместе со всеми евреями богатого района, где они жили, увезли в концентрационный лагерь. Когда много месяцев спустя, она вышла на свободу, врачи вынесли беспощадный приговор: у молодой пары никогда не будет детей. Но прошло всего десять месяцев и у счастливых родителей родилась очаровательная девочка Диана. Нет ничего невозможного для тех, кто умеет любить, мечтать и хочет достичь своего. Так считали они, так же будет считать всю свою жизнь и их дочь.
Послевоенная жизнь не была легкой и безоблачной, но постепенно у молодой семьи все стало складываться успешно. Они смогли отдать дочь в лучшую школу Швейцарии, затем в Оксфорд. Диана изучает историю и культуру Европы, затем испанский язык в Мадридском университете.
Время летит, и, однажды, во время летнего отдыха в Альпах она встречает своего будущего мужа, германского принца Эгона фон Фюрстенберга (Egone von Furtenberg).
Юная красавица покоряет его сердце и он настойчиво, в течении четырех лет, добивается ее руки. Весьма бурный роман заканчивается свадьбой и 22-х летняя студентка становится принцессой Дианой фон Фюрстенберг (Diane von Furtenber), а меньше чем через пол-года у молодой семьи на свет появляется дочь Татьяна.
«Нет ничего невозможного, даже если ты не очень этого хочешь», – смеётся Диана.
Торт Успеха
Красивая и богатая пара переезжает жить в Нью-Йорк. Они вращаются в высшем свете и в тоже время ведут богемную жизнь. Они дружат с представителями королевских фамилий и часто бывают в обществе Сальвадора Дали.
Пресса не обходит своим вниманием их жизнь, статьи в нью-йоркских журналах сменяют одна другую: “Эта золотая пара может позволить себе всё! Достаточно ли этого “всего” для счастья?”
Видимо нет. В 1973 году они расстаются. Безбедная, беззаботная светская жизнь могла бы длиться годами, но, видимо, не это было важно для Дианы. Желание найти свой путь, реализоваться как творческая личность, стать независимой – вот что повело ее по жизни.
“В ту же минуту, как я дала согласие стать женой принца…, я решила начать делать свою карьеру. Я хотела состояться как самостоятельная личность, как профессионал, а не только как маленькая девочка, получившая, как приз, в мужья того, кого заслужила.”
Она начинает заниматься модой. Встреча с легендарным главным редактором «Vogue», Дианой Вриланд (Diane Vreeland), решает её судьбу. «Vogue» публикует фотографии нескольких моделей, молодого дизайнера и Диана Вриланд советует Диане фон Фюрстенберг приготовить её первую коллекцию одежды на ближайшую Неделю Моды в Нью-Йорке.
1972 год: первая коллекция и сногсшибательный успех. На свет появляется легендарное трикотажное платье с запахом! “Это больше, чем платье – это Дух Платья!” – так Диана определила свою модель.
Казалось бы, всё в ее жизни происходило вдруг, как по велению волшебной палочки: однажды поехав отдыхать в Альпы, Диана встречает своего прекрасного принца; однажды, зайдя на чашку кофе к редактору Vogue, она получает бесценный совет принять участие в Недели Моды в Нью-Йорке и, однажды, она просыпается знаменитой – автором культового платья, вошедшего в историю моды.
Не правда ли, все это похоже на сказку. Но Диана фон Фюрстенберг считает иначе – ничего в её жизни не происходит вдруг, – всё закономерно и обусловлено предыдущими событиями. Да, она имела возможности и жизнь предоставляла ей шансы, но ведь она сама сумела их реализовать.
“Да, я была прекрасна, молода и богата, я была принцесса и имела большие связи в высших кругах, и это мне помогало. Но было так много людей вокруг, кто имел те же привилегии, но ничего подобного не случилось с ними. Это равнозначно тому, что испечь торт – или просто сложить вместе ингредиенты для него – результат будет разный. Я использовала свои возможности и сама испекла торт своего успеха”
В 1975 году Диана фон Фюрстенберг, открывает свою линию духов и косметики, выпустив лёгкие романтичные духи «Татьяна». Тогда же она лицензирует трейдмарк «DVF». Теперь ее компания занимается выпуском продукции, начиная от мебели и сумок и, заканчивая очками и ювелирными украшениями.
Но 1975-й год приносит в её жизнь нечто более важное, чем богатство. Она встречает человека, которого будет любить всю свою жизнь, но выйдет за него замуж лишь спустя 26 лет.
Колесо Фортуны
Достигнутый успех нужно уметь удержать. Но порой контролировать события сложней, чем дать им ход. Она вспоминает: “Я потеряла контроль над ситуацией. Компания росла слишком быстро, и я делала ошибки. Не понимая этого, винила во всем людей вокруг себя. Это было началом конца.”
В начале 80-х бренд DVF начал терять популярность. Диана пытается круто изменить свою жизнь и, завершив в 1983 году свой бракоразводный процесс, оставляет занятие дизайном одежды и уезжает в Париж. Там она открывает издательский бизнес и с головой уходит в него.
В том же году она продает свою косметическую линию, а в 1989 году, имя Дианы фон Фюрстенберг, практически, исчезает из мира моды. В те годы она писала: “Я стала человеком прошлого… Прошлого успеха”. Её империя рухнула, дело, рожденное благодаря таланту, уму и энергии уходило в небытие.
С этим было трудно смириться, а она не из тех кто сдается на милость обстоятельствам. В 1990 году Диана принимает решение возродить свой бренд, для чего, возвращается в Нью-Йорк.
Как ни странно, но в первую очередь, она издает серию “coffee table” книг, посвященных интерьеру. Затем новую коллекции и в 1991 становится пионером телевизионных продаж, столь популярных в прединтернетовскую эпоху. Ее коллекция для телевидения Silk Assets была распродана за 2 часа и принесла больше чем миллион долларов. Это был неплохой старт для возрождения.
Но, как ни странно, наибольшую радость и вдохновение подарило ей известие о том что платья из коллекций 70-х годов ищет 20-летняя молодежь в комиссионных магазинах и на рынках старьевщиков. Ее стиль стал интересен новому поколению и это был высший комплимент для нее.
Газеты вновь пестрели ее именем, представители крупнейших магазинов говорили: “мы снова хотим твои платья!”
Нет ничего невозможного
Но сразу реализовать вспыхнувшее вдохновение ей помешало новое испытание. Обратившись к врачу из-за, как ей казалось, небольшого недомогания, Диана узнала, что у нее рак языка. “Это был смешной диагноз, но мне было невесело”.
Почти год прошел в мучительной борьбе и тревожных ожиданиях. Но болезнь удалось остановить и за спиной Дианы остался еще один крутой вираж жизненных невзгод. Она снова здорова и полна идей.
С тех пор каждый год в свет выходит несколько ее новых коллекций одежды, обуви и аксессуаров. Снова живет и процветает империя DVF. Начиная с 1999 года, Diane von Furtenber – постоянный участник показов в рамках Недели моды в Нью-Йорке. Ее одежда продается в более чем 700 магазинах во всем мире, включая самые престижные и дорогие. Объем продаж составляет более 100 миллионов в год.
Кроме того, Диана фон Фюрстенберг является редактором нескольких модных журналов Америки, президентом Совета Дизайнеров одежды Америки и автором книги своих воспоминаний.
“Женщины модельеры, в отличии от мужчин, используют больше джерси в своих моделях. Больше драпированных и свободных елементов, больше комфортабельных силуетов. Можно понять почему. Потому,что мы женщины, знаем как это носить, как в этом двигаться, как себя ощущать в этой одежде. Должна сказать, что creative director моей компании – мужчина и он понимает, как хочет одеваться женщина, но это достаточно редкий случай. Развивать тенденции моды в направлении более практичной одежды, по настоящему, может только женщина модельер.“
26 бриллиантовых колец
Но наш рассказ об удивительной истории жизни Дианы фон Фюрстенберг, не может быть завершен без романтического финала. В 2001 году Barry Diller бывший глава Paramount Pictures, нынешний медиа-магнат, владелец целого рядя многомиллионных интернет-бизнесов, наконец-то, добился согласия от Дианы стать его женой.
После 26 летнего романа был заключен брак и Diller преподнес своей невесте на свадьбу 26 брильянтовых колец, – по одному за каждый год их знакомства.
Интересно, что только после своего второго замужества и более 30 лет жизни в Америке, она, наконец, решила принять гражданство США. Теперь не только фактически, но и формально ее можно назвать одним из лучших американских дизайнеров одежды.
Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможно только с разрешения автора проекта.