Интервью с Аллой Демидовой
вела Диляра Тасбулатова
Алла Демидова – актриса Театра на Таганке, народная артистка России, в каком-то смысле человек-легенда. Ибо ее персональная судьба как бы пронизана самим Временем: Демидова начинала в 60-е, а играет – причем у самых лучших мировых знаменитостей (по преимуществу театральных) – до сих пор, считая себя тем не менее “человеком с обочины”, актрисой, что никогда не вписывалась в общее настроение эпохи. Мы встретились с Аллой Сергеевной в Сочи на фестивале “Кинотавр”, на балконе ее гостиничного номера. С 14-го этажа открывался чудесный вид на море, что, как ни странно, нисколько не повлияло на разговор, весьма серьезный, без “курортных” баек и анекдотов.
– Алла Сергеевна, это, конечно, худший комплимент для актрисы: мол, я обожаю Вас с детства. Но ничего не поделаешь: я действительно почти с самого детства пристально за Вами слежу. И всегда удивлялась, как Вам удается вдохнуть в роль столько эмоций при том, что Вы актриса интеллектуального склада?
– Вы знаете, я столько уже об этом говорила и писала, что мне трудно будет сформулировать ответ кратко… В эссе Розанова об актерской игре есть такой момент: восхищенный игрой одной актрисы, он пришел к ней за кулисы выразить восторг. И ничего не увидел, кроме… пустоты.
– То есть?
– Нет, эта пустота замечательная, в ней ничего плохого нет. Вот чем ты ее заполнишь – другой вопрос. Самое простое заполнить ее так: “Я” в предлагаемых обстоятельствах. Хотя все уже давно научились этому нехитрому искусству – наполнять своими сиюминутными чувствами, обыденными такими, знаете… И ничего, сходит.
– А надо бы?
– А надо бы заполнять, как сосуд, медленно, постепенно: душой, характером, предысторией… Работать, чтобы фантом обрел плоть и кровь.
– Вам, наверное, это уже много раз говорили, но все же повторюсь: никто не ожидал от Вас, серьезной актрисы, такого фокуса, как роль в “Настройщике” у Киры Муратовой, где Вы, как говорит молодежь, “отвязались по полной”… Выражаясь культурно, блестяще сыграли гротеск.
– Вы знаете, я ни в коем случае не сравниваю, но скажу Вам, что не было бы у Смоктуновского князя Мышкина в БДТ у Товстоногова, не было бы потом и “Берегись автомобиля”. Так и у меня – “разминка” была давно, в роли Раневской в “Вишневом саде” у Эфроса, после чего роль забавной дамы “из бывших” в “Настройщике” пошла как по маслу.
– Насчет взаимоотношений театра и кино. Не знаю, можно ли говорить такое при Вас, которая служит театру столь долгие годы. Одна моя подружка, режиссер по профессии и человек весьма остроумный, как-то сказала: “Да ну, театр, три часа – общий план”. Мне так тоже долго казалось, пока не увидела Валери Древиль в “Медее” Анатолия Васильева.
– Вы правы: в театре действительно есть два пути – реалистический, объемный и подробный, с одной стороны, и авангардный, тот, что Вы у Васильева увидели. Но Вы знаете, мне, как ни странно, и тот, и этот надоели. Реализм мне всегда как-то так был малоинтересен, потом подалась в авангард, с Любимовым и Эфросом работала. Но потом и это тоже стало утомлять. А Валери Древиль, которой Вы так восхищаетесь, идет по моим стопам – собственно, так работать и я начинала. Ходить в неизведанное.
– Неужели ничего сейчас Вам не интересно?
– Ну, было бы интересно, откликнулась бы, наверное… Как у меня было с гениальным дирижером Колобовым, с которым мы сделали “Поэму без героя” Ахматовой. Или “Пиковую даму”… Но он, как Вы знаете, умер уже… У меня вообще в жизни так – или я опаздываю с чем-то, или стоит что-то начать, как оно и кончается – из-за смерти ли чьей-то, либо по каким-то иным причинам.
– А мне как раз кажется – при Вашем-то складе, интеллекте и прочем, что Вы сложились как актриса. Могли ведь вообще не заметить, не позвать, не пригласить.
– Это как посмотреть: мне-то как раз кажется, что я недовоплотилась. И что сейчас мне играть? После того что я делала со знаменитыми режиссерами в театре – играла Федру, Электру, Медею, – играть в сериалах? (Смеется.)
Собственно, я всегда была аутсайдером, человеком со стороны. Я и в зрительном зале всегда сижу сбоку, подсознательно, наверное, понимая, что я и есть аутсайдер.
– Вам, очевидно, мешает хороший вкус, который, в частности, проявляется в Вашей манере одеваться. (Демидова – одна из самых элегантных женщин России, да и не только России – от автора).
– Да уж, быть элегантной мне всегда хотелось – даже когда вообще ничего не было. Приходилось покупать на гастролях в ГДР или в Болгарии, не бог весть, но все же хоть что-то там было. Потом меня начал одевать Зайцев, потом я перешла к Соне Рикель…
– И как Катрин Денев, которая одевалась только у Ив Сен-Лорана, храните верность исключительно Рикель?
– Нет, я разные вещи ношу.
– Одеваться у одного модельера – скучновато?
– Да, иногда хочется чего-то другого – сам ходишь по магазинам, лавчонкам и что-то себе подбираешь. Что касается стиля Денев, она правильно все делает: нужно либо классически одеваться, либо артистично. Все остальное, то, что между, провинциально.
Диляра Тасбулатова. Кинокритик, киновед, писатель.
Публиковалась в сотне изданий — от глянцевых до серьезных, от научных до развлекательных. Взяла несколько тысяч интервью: среди ее визави Иоселиани и Джармуш, Мэтт Деймон и Лукас, Павел Костомаров и Сергей Лозница. В течение долгих лет была обозревателем самых крупных кинофестивалей — Канн, Берлин, Венеция. Читала лекции в Швеции и Америке, заседала в жюри международных фестивалей. Более пяти тысяч публикаций. Лауреат премий — «Критик года» и «Лучший киножурналист России».
Материал предоставлен автором. Ранее опубликовано.