Виталий   Орлов. 

Весенний концерт в Карнеги-холле под таким необычным названием объединил выдающихся музыкантов разных континентов, стран, веков и даже сексуальной ориентации… Крылатое латинское слово они использовали для выражения эмоций, свойственных человеку как таковому. Более того, и такие известные русские поэты, как Державин, Некрасов и другие, прибегали к нему…

У Анны Ахматовой:

De profundis. Мое поколенье
Мало меду вкусило. И вот
Только ветер гудит в отдаленье,
Только память о мертвых поет.
Наше было не кончено дело,
Наши были часы сочтены,
До желанного водораздела,
До вершины великой весны,
До неистового цветенья
Оставалось лишь раз вздохнуть…
Две войны, мое поколенье,
Освещали твой страшный путь. 

«De profundis» – это начало покаянного Псалма 130, который обычно читается как отходная молитва  над умирающим: De profundis clamavi ad te, Domine: Domine: exaudi vocem meam «Из  глубин  я воззвал к тебе, Господи! Господи, услышь голос мой».

Леон Ботстайн, Лера Авербах и Вадим Репин после концерта

Первым в программе концерта был исполнен «De profundis»  американского композитора Вирджила Томсона. В.Томсон  родился в городе Канзасе  (штат Миссури) в 1896 году. С 1925 по 1940 год он жил в Париже и учился у известного французского композитора и пианистки  Нади Буланже. Заметим, что матерью Нади была  певица Раиса Мышецкая  родом из Санкт-Петербурга. Когда В.Томпсон вернулся в США, он обосновался в Нью-Йорке, где  и провел остаток своей жизни  со своим партнером Морисом Гроссером. Биограф Томсона пишет: «Не знаю это как факт, но я бы не удивился, если бы узнал, что Томсон  выбрал этот Псалом после того, как в день 17-летия получил в подарок экземпляр знаменитого письма  Оскара Уайлда «De profundis», написанного им в тюрьме, где он сидел как гомосексуалист». 

Псалом 130 Томпсона исполнил  a capella  Фестивальный хор Бард Колледжа под управлением Джеймса Бегвелла.

Тот же хор и солистка – сопрано  Элизабет де Трейо, в сопровождении симфонического оркестра The Orchestra Now (TON) под управлением легендарного дирижера Леона Ботстайна исполнили Псалом 130 композитора Иоахима Раффа.

Немецкоговорящий швейцарец, Иоахим Рафф был в значительной степени самоучкой. Первые опыты своего музыкального творчества — несколько фортепианных композиций И. Рафф послал Ф. Мендельсону и получил его  положительную оценку, как  впоследствии и Р.Шумана.  

Майя Плисецкая, Родион Щедрин и Лера Авербах

Большую поддержку И.Раффу оказал также Ф. Лист, с которым он познакомился в 1845 году в Базеле,а  позднее  работал его помощником  в Веймаре.  

«De profundis» И.Раффа не был широко исполняемым произведением. Одно из последних представлений его  состоялось  уже после смерти композитора  (1882) в церкви в Веймаре. В  Нью-Йорке это произведение прозвучало впервые. 

Еще один вариант музыки на текст Псалма 130 написала французский композитор Лили Буланже, младшая сестра Нади Буланже.

Лили научилась читать ноты в шесть лет, раньше, чем буквы. У Лили было слабое здоровье, и первые фортепианные уроки ей давал дома Габриэль Форе. 

Мстислав Ростропович и Лера Авербах

В 1909 году Лили Буланже поступила в Парижскую консерваторию. Она  стала первой женщиной, получившей Большую Римскую премию – за  кантату «Фауст и Елена»; премьера сочинения в Театре Шатле имела большой успех, композитор была принята в Елисейском дворце президентом Франции Раймоном Пуанкаре. 

 

«De profundis»  Лили Буланже написан в 1917 году во время  Первой мировой войны  в память о рано умершем отце. Она сама умерла в 1918 году в возрасте 24-х лет от туберкулеза кишечника. Псалом Лили Буланже исполнили Элизабет де Трейо, тенор Сейн Фоллен, хор и оркестр.

И, наконец, еще одним «De profundis» в программе было произведение Леры Авербах. Так она назвала свой Концерт для скрипки с оркестром №3.                                                                     Лера Авербах – феноменальное явление в музыке нашего времени. Приехав в Нью-Йорк в 1991 году в возрасте 18 лет из Челябинска с одним рюкзачком, в котором было лишь концертное платье и кое-какие мелочи, и несколькими долларами в кармане, не зная английского, она покорила своей игрой на фортепиано нью-йоркский музыкальный истеблишмент и получила приглашение остаться в Нью-Йорке для продолжения учебы. И она решилась…                                                                                                                                       Сегодня Лера Авербах  признана самым исполняемым из ныне живущих композиторов мира. Три балета на ее музыку (из 9) поставил знаменитый хореограф Джон Ноймайер. Она пишет симфоническую, камерную, вокальную музыку. Ею написаны и поставлены  оперы «Гоголь» для Венского театра по ее собственному либретто, «Слепые» по Метерлинку. Только что в Вашингтоне состоялась премьера ее симфонии для фортепиано с оркестром «Арктика», которую она исполнила с Национальным  симфоническим оркестром  США…

Леон Ботстайн и Л.Авербах с родителями

Мировая премьера Концерта для скрипки с оркестром №3 «De рrofundis» состоялась на Транс-Сибирском Арт-Фестивале в Новосибирске 27 марта 2015 года. По инициативе Вадима Репина – основателя  и художественного  директора фестиваля состоялся и этот концерт в Карнеги-холле. Скрипичный Концерт №3 Леры  Авербах вновь исполнил  сам Вадим Репин – виртуоз, музыкант из Новосибирска с мировым именем. Критики  называют его «русским Паганини» и лучшим среди живущих скрипачей…                                                                                                                                            Лере было 8 лет, когда она услышала игру 11-летнего скрипача по имени Вадик. И тогда же решила, что когда-нибудь напишет для него музыку. 

Вадим Репин , Леон Ботстайн и оркестр TON

Они встретились уже взрослыми и успешными в Швейцарии, на музыкальном фестивале в Вербье. Вадим сказал, что знает ее музыку и рад был бы… После концерта в Карнеги-холле он  отметил: «Концерт безгранично выразительный, глубоко выстраданный. Это не просто удачный концерт: это бомба!». Лера, человек в целом со счастливой судьбой, сумела  пропустить через сердце всю эту ярость озверевшего мира, бушующий океан, обрушивающиеся стены, города, горы… Диалог со Временем — любимая тема Леры и в музыке, и в стихах — обрывается вселенским Криком о помощи. («Из глубин взываю к Тебе, Г-споди»)… Сколько душевных, мыслительных, физических сил требуется от художника, чтобы вот так пережить всю историю человечества, включая день сегодняшний. «Вязнут ноги в черной густой тьме, ил подбирается к душе, все меньше и меньше мечтателей, идеалистов, фантазеров…Скрипка начинает  говорить почти человеческим голосом. И откуда-то возникает и начинает бежать ручеек, и оживает и тянется вверх зеленый росток… Вот они, капельки Света, разгоняющие тьму! Начинает казаться, что мир еще может стать гармоничным, и в нем легче станет жить!» 

Леон Ботстайн и Виталий Орлов

Когда Леру попросили написать для программки концерта комментарий по поводу ее сочинения, она предложила вместо него опубликовать свое стихотворение Abyss («Бездна»).Это стихотворение заканчивается словами:

Когда вы стоите на краю Бездны, наклоняя все ближе
к  громадному пространству  ухо небытия –
вы видите, как Бездна, с ее морщинистой поверхностью
мира, недоступного для  понимания,
перемещает свои долины и горы,
чтобы  отобразить ваше собственное лицо.