Виталий Орлов
Дэвид Холлберг, премьер Американского Балетного Театра (АВТ), суперзвезда мирового балета, одновременно является и солистом Балета Большого театра России. Случай беспрецедентный: Холлберг заключил контракт с Большим театром два года тому назад, породив сенсацию в балетном мире: русских, покоривших Запад, знали все, а вот обратный вариант случился впервые в истории. И то сказать: в Большом балете – российской национальной святыне, на первых ролях – «америкос»!
Но в Большом Дэвид протанцевал всего четыре месяца. Потом – травма, а восстановление после травмы совпало с чередой скандалов, когда главный театр России чаще фигурировал в рубрике «Происшествия», чем в культурных новостях. Холлберг, находясь в Нью-Йорке, был в ужасе, но все-таки вернулся: «Это ведь Сергей Филин (тот самый, кому плеснули в лицо кислотой. –Авт.) пригласил меня сюда. Конечно, у меня были серьезные сомнения. Я боялся за себя, не знал, как меня примут труппа и зрители. С другой стороны, размышляя над всеми этим, я понял: жизнь одна, молодость и сила – не навсегда, а значит, нужно рваться вперед изо всех сухожилий». В новом сезоне в Большом ему предстояло танцевать партию Онегина в постановке Джона Крэнко. «Как же это прекрасно – танцевать не сказочного героя, а нормального человека!» – мечтал Холлберг.
Что касается весеннего сезона 2014-2015 г. в АВТ, то он должен был выйти на сцену Метрополитен Опера, где проходят представления АВТ, в 13 спектаклях. Но 4 марта 2015 года руководитель театра Кевин МакКензи объявил, что Холлберг не сможет танцевать в весеннем сезоне из-за недавних травм. Осенью прошлого года у Холлберга была травма стопы, которая повторилась, и теперь вновь требуется хирургическое вмешательство. «Я с большим сожалением должен был отменить свой весенний сезон в АВТ, потому что сейчас для меня первостепенное значение имеет полное восстановление, – сказал танцовщик. – Но я с нетерпением буду ждать возвращения на сцену АВТ».
Поэтому совершенно неожиданным был анонс участия Холлберга в ежегодном конкурсе студентов балетных школ мира Youth America Grand Prix (YAGP -2015), который считается самым крупным и престижным в мире. Более чем за 15 лет существования конкурса его финалисты получили право выступать на лучших сценах мира. Идея и организация конкурса принадлежит бывшей балерине Большого театра России Ларисе Савельевой, а ее супруг Геннадий Савельев в течение многих лет был солистом АВТ. Оба танцовщика в 2014 году стали номинантами в другом конкурсе – «Человек года» в номинации «Образование».
По традиции в последний день проведения конкурса YAGP устраивается Гала-концерт, в котором принимают участие представители лучших балетных театров мира, а они, в свою очередь, чествуют кого-либо из корифеев современного балета. В два предыдущих года это были суперзвезды мирового балета Владимир Васильев и Наталья Макарова.
На этот раз бенефициантом стал Дэвид Холлберг. Но в Гала-концерте, который назывался Legacy («Наследие») он, как танцовщик, участия не принимал, а был его художественным руководителем и ведущим, представляя участников балетных театров мира.
Этот впечатляющий концерт дал возможность зрителям в течение одного вечера увидеть вблизи творчество нескольких из самых известных мировых балетных трупп, осуществляющих разнообразную программу как из классического репертуара, так и редко исполняемых современных произведений. Дэвид Холлберг создал программу, в которой он поделился своим уникальным опытом сотрудничества с лучшими балетными театрами мира, где он выступал на протяжении своей карьеры: Балет Большого театра России, Мариинский Балет, Токийский Балет, АВТ, Балет Австралии.
Мне довелось посмотреть несколько спектаклей АВТ с участием Дэвида Холлберга, но впервые я увидел его в 2008 году в проекте Сергея Даниляна «Короли танца», в котором он принимал участие вместе с лучшими танцовщиками мира: Хосе Мануэлем Карреньо, Марсело Гомесом, Гийомом Котэ, Денисом Матвиенко, Иваном Васильевым, Леонидом Сарафановым, (ныне заменяющим его в АВТ), и другими.
Два года тому назад, когда Холлберг давал свое первое русское интервью, он был очень осторожен и сдержан. Но когда я встретился с ним недавно, от былой стеснительности у уроженца Южной Дакоты не осталось и следа.
– Дэвид, – сказал я, – у вас есть уникальная возможность сравнить работу солиста в двух лучших балетных театрах мира. Ведь это не гастроли: «пришел, увидел, победил» – и уехал. Это длительная и трудная работа, участие в создании новых постановок…
– Для меня предложение работать в Большом театре – это прежде всего новые возможности. Сергей Филин — человек, преданный театру, он хочет, чтобы театр двигался вперед. А для меня наличие перспектив было определяющим.
Мне также хотелось поучаствовать в открытии исторической сцены Большого театра (после реконструкции. –Авт.), к этому было приковано внимание всего мира. Я хочу подружиться с моими коллегами по Большому театру. Хотя между нами языковой и культурный барьеры, я их перепрыгну.
– И все же, как вам на первых порах жилось в Москве?
– Я – человек очень независимый, живу так, как мне хочется. У меня нет друзей в России. Меня поддерживают, обо мне заботятся, но когда я возвращаюсь домой, отработав 3–5 часов, я остаюсь один. Принимаю ванну или душ и смотрю кино, готовлю ужин. У меня сейчас есть две жизни – в Нью-Йорке, в AВT, где мне удобно, где у меня есть друзья, где каждый вечер я куда-то выхожу, чем-то еще занимаюсь. И моя жизнь в Москве, где я только работаю.
Я хочу устроить себе в Москве жизнь получше. Мне хотелось бы научиться говорить по-русски, хорошо знать Москву, создать комфортный интерьер в квартире, в которой я живу. У меня очень серьезные намерения в отношении Москвы. Я не могу так – привлечь к себе внимание, а потом просто взять и уехать обратно в Америку.
Но ситуация сильно осложнилась. Разгорелась холодная война. Удастся ли Дэвиду Холлбергу осуществить свои московские планы после возвращения на сцену?