Екатерина Лавриненко-Омецинская
Фото автора
В игольчатом сверканьи
Заснеженных зеркал –
Нездешнее исканье…
М.Кузмин
Всеамериканская парафия пастора Шуллера
Он возник как мираж среди пустынной местности Южной Калифорнии вблизи мексиканской границы. Местечко Гарден Гроув ничем не примечательно, разве что соседством с притягательным Сан-Диего, который многие считают воплощением Рая на земле. Если это так, то он начинается уже здесь, среди зеленных газонов, над которыми возвышается поистине архитектурное чудо – Хрустальный собор. Сначала взгляду открывается грандиозный кристалл колокольни, словно выставленный на караул перед сверкающими гранями храма, в котором клонируются его отражения. Обогнув церковь с востока на запад, вы оказываетесь перед прозрачным порталом, как бы приглашающим вас войти. А решившись перешагнуть порог, останавливаетесь, пораженные огромностью охваченного ажурной вязью конструкций внутреннего пространства, напоминающего скорее театральный зал, нежели собор. И даже ритуальный для храма орган воспринимается как концертный инструмент. Что не удивительно. Ведь он входит в пятерку крупнейших органов мира и состоит из 16 тысяч труб. Для сравнения – такой же инструмент, составляющий славу Домского собора, не насчитывает и 7 тысяч труб. А это означает, что ему доступны любые звуки как классической музыки – от человеческого голоса и щебетанья птиц до шума леса и всплеска волн, – так и полный диапазон, характерный для джаза и рок-музыки.
Отраженные от стен они чарующими потоками принизывают все существо слушателей до ощущения ползущих по спине мурашек.Вполне закономерно, что здесь регулярно проводятся концерты, причем силами лучших исполнителей страны. Этому способствует и роскошное оформление специально доставленным из Испании розовым аликантским мрамором сцены, на филармоническом уровне приспособленной для хора и оркестра. А также гигантский экран, с помощью которого прихожане во всех подробностях могут наблюдать за происходящим. И конечно, незабываемый эффект производит симбатное началу службы или концерта раздвижение алтарной стены, впускающее в зал потоки солнечного света и яркую, чисто калифорнийскую голубизну неба, во время полуденных месс, как и звездные россыпи – во время вечерних концертов. При этом прозрачность конструкций еще более усиливает ощущение открытого пространства.
Огромные масштабы алтаря, скорее похожего на сценические подмостки, позволяет вмещать до тысячи только участников действ – будь то церковная месса или праздничная рождественская мистерия, в которой фигурируют даже настоящие верблюды. Что же касается прихожан, общее число присутствующих на богослужении может достигать трех тысяч. Более того, при необходимости службу могут слушать и те, кто прибыл сюда на машинах, не выходя из них, ибо стены алтаря способны раздвигаться. Поэтому идейный вдохновитель этого чуда – основатель местной общины пастор Роберт Шуллер – иногда проповедует с крыши собора, считая себя основателем первой в Калифорнии церкви “Drive in”.
Именно церкви. Ибо по своему формальному статусу этот протестантский мегахрам отнюдь не собор, а приходская церковь общины, созданной в 1955 году пастором Шуллером, в которой он, а сейчас еще и его сыновья, а также дочь поочередно проводят службы. Более того, по воскресеньям богослужение доступно всей Америке, поскольку с момента освящения в 1980 году из церкви ведется трансляция программы «Час силы», являющейся самой рейтинговой христианской передачей в мире. Ведь ее аудитория превышает 20 миллионов зрителей. Вот почему зачастую здесь выступал даже тогдашний губернатор штата Арнольд Шварцнеггер, вторя воскресным проповедям пастора. А еще и потому, что Хрустальный собор считается голливудским, так как значительные средства на его строительство пожертвовали именно звезды кинобизнеса – ведь Лос-Анжелес находится в каких-то пятидесяти километрах отсюда.
Нам повезло. Автобус подкатил как раз вовремя. До службы оставалось четверть часа. Достаточно, чтобы сфотографировать поражающий своими масштабами интерьер церкви, который стал и вовсе безмерным после того, как стена за сценой раздвинулась, и все пространство наполнилось отблесками солнечных лучей. Телевизионные камеры ждали своего часа. Раздался колокольный звон, а затем почти в филармоническом исполнении хора прозвучал финал «Девятой симфонии Бетховена». Появился пастор Шуллер в сопровождении дочери. Служба, проектируемая на огромный экран, началась. С этого момента – полное табу на фотосъемку. Но, к счастью, память хранит то, что невозможно передать никакими фотографиями.
Зеркальность предполагает зазеркалье, стыковку этого мира и мира потустороннего.
И стена памяти при Хрустальном соборе совершенно закономерно вписывается в его философскую систему, включающую множественные отношения человека с Богом.
Архитектурный феномен нового тысячелетия
Снова оказавшись за пределами храма, уже на волне ритуального восприятия наслаждаюсь созерцанием отражений, в которых задействован весь ансамбль. Центром притяжения его, конечно, является построенный в виде огромной четырехконечной кристаллической звезды Хрустальный собор, считающийся самым большим в мире сооружением подобного рода. Созданный всего лишь за три года около 40 лет назад по проекту известного зодчего Филиппа Джонсона, кстати, обладателя Золотой медали Американского института архитекторов, он собран из более чем двенадцати тысяч прямоугольных сегментов зеркального стекла, заполняющих ячейки стальной конструкции. Эффект монолитной зеркальности достигается не только за счет нанесения особого серебряного покрытия, но и благодаря тому, что каждый стеклянный фрагмент зафиксирован не болтами, а специальным силиконовым клеем.
Композиция же комплекса такова, что в него входят не одна, а две колокольни – с запада и востока. Маленькая, стоящая со стороны входа, очень земная. Ее колокола, будто капли росы, осеняют извивающиеся дорожки, плиты которых пестрят высеченными выдержками из Библии, а также именами тех, кто внес свою лепту в строительство храма. Это символ земного пути человечества. А его духовную устремленность к небесам воплощает вторая колокольня, построенная десятилетие спустя после открытия храма. И если Хрустальный собор был создан на пожертвования прихожан, то изумительно сверкающая гранями звонница была спроектирована тем же архитектором Филиппом Джонсоном, но уже на личные средства пастора Шуллера в память его жены Арвеллы, подарившей ему пять детей. Не случайно внутри колокольни находится часовня с огромным кристаллом, из которого при медленном вращении глаз фиксирует меняющиеся ракурсы фигуры Христа, благословляющего одновременно всех и каждого в отдельности. Это сочетание интимности с колоссальным масштабом готических храмов Средневековья – звонница достигает в высоту 72 метра – создает удивительную ауру духовности. Огромной стальной иглой пронзающая небо колокольня идеально комплементарна Хрустальному собору. Взаимно сканируясь в многочисленных сверкающих гранях, они дробятся в нервной дрожи силуэтов, как бы возводя их в квадрат, раздваивая и углубляя.