История нескольких опасных способов быть в тренде.
Начнем с корсета.
Наверное, самым древним предком корсета можно считать широкий кожаный пояс, который носили юноши и девушки на Крите около тысячелетия назад, чтобы подчеркнуть тонкую талию. Затем на протяжении времени пояс эволюционировал, становился более широким и уже не только подчеркивал талию, но и приподнимал грудь, придавая ей красивую форму.
Впервые корсет как отдельный элемент женского гардероба появляется в Бургундии. Он представлял собой железные или деревянные бруски, вшитые в ватную подкладку и стоил достаточно дорого.
Господствующее же положение в моде корсет занял в начале XVI века. Он был довольно тяжелым и неудобным. Особой жестокостью в моде XVI века отличились испанцы. В Испании в моду вошла абсолютно плоская женская фигура, поэтому корсет был призван утянуть не только талию, но и грудь. Испанские корсеты того времени и сейчас сохранились в музеях и больше напоминают панцирь, чем элемент женской одежды.
В XVII веке основу корсета стал составлять китовый ус, что сделало корсет не таким жестким и более удобным в носке. В эти годы он был призван утягивать талию. Модный стандарт талии, введенный Францией, составлял 33 см, так что женщины беспощадно затягивали себя в корсеты, что, разумеется, не сказывалось благоприятно на их здоровье.
В моду вошла «осиная» талия, причем не только среди женщин, но и среди мужчин. Ради идеальной осанки приучать к ношению корсета начинали с детства.
Корсет поддерживал и поднимал грудь, утягивал талию, заставлял держать спину ровно, но при этом сдавливал ребра не хуже тисков. Женщина не могла лишний раз двинуться и наклониться, потому что ребра корсета, сделанные из дерева, стали или китового уса, впивались в кожу, беспощадно сдавливая, (а порой и ломая!) ребра. Обмороки из-за недостатка кислорода были обычным делом.
Чтобы талия стала диаметром в 33-40 сантиметров, требовался помощник, а утягиваемый был вынужден держаться за что-то руками.
Постоянное ношение корсета вызывало деформацию ребер и множество хронических заболеваний сердца и легких. У женщин атрофировались молочные железы, у мужчин начинались проблемы со спиной. Более того, сильно затянутый корсет в сочетании с физической нагрузкой мог привести к смерти.
И так продолжалось до Великой французской революции (1789) . Она способствовала не только свободе нравов, но и свободе в одежде. Линия талии поднялась под грудь, в моду вошел стиль «ампир» и корсет почти исчез как ненужный элемент гардероба, либо оставался в качестве белья, но уже не утягивал так сильно тело женщины.
Стиль «ампир» был в моде до 1821 года, после чего линия талии вернулась на свое обычное место и корсет опять появился на модной арене и не сдавал своих позиций уже до начала XX века. Конечно, за это время он претерпел немало изменений.
Например, в 1880 году входит в моду корсет «помпадур» – короткий, выше бедер и заканчивающийся острым углом спереди и сзади.
Примерно в это же время в моду входит и особенно широкая и пышная юбка, которая была призвана подчеркнуть тонкую талию.
В конце XIX века впервые начинают говорить о вреде корсета для женского здоровья, однако, он по-прежнему составляет основу женского гардероба.
В 1910-х годах в моду входит длинный корсет, он утягивает не только (и не столько) талию, сколько живот и бедра. Впервые за всю историю в моду входят узкие бедра.
Однако, в середине XX века история корсета завершается. Последний раз корсет замечен в 50-е годы, во времена New Look.
Женская одежда становится более удобной и корсет исчезает из гардероба. Но, возможно, исчезает лишь для того, чтобы в подходящий момент снова занять главенствующие позиции в мире моды?
По крайней мере сегодня мы наблюдаем интерес дизайнеров к корсету. Что ж, думаю, нам можно порадоваться, что современные корсеты не только красивы, но и удобны. И при этом они все же позволяют сделать талию хоть на несколько сантиметров меньше и выглядеть всегда прекрасно и соблазнительно.
Капли для глаз из белладонны
Белладонна и её фармакологические свойства известны уже на протяжении 2000 лет. В Древней Греции и Риме красавку использовали как яд. В средневековье мазь из белладонны применяли во время судов над ведьмами – она вызывала галлюцинации. А в XVIII-XIX веках в Европе капли из белладонны стали популярным косметическим средством.
Моду на капли ввели итальянские аристократки. Пара капель белладонны расширяли зрачки, придавали глазам блеск, делали их выразительнее.
С другой стороны, те же капли вызывали галлюцинации, слепоту, а длительное их применение могло спровоцировать летальный исход. Тем не менее, мода на капли из белладонны прошла лишь в начале XX века.
Бинтование ног
Бинтование ног – китайская традиция с тысячелетней историей. Изящные женские ступни до 10 сантиметров длиной звались «ножки-лотосы» и считались признаком женственности и красоты. Но для формирования подобного «цветка» девушкам приходилось терпеть страшные боли в течение всей жизни.
Для того, чтобы нога девушки стала нужного размера, в семь лет ей начинали перебинтовывать ноги. Все пальцы кроме большого приматывали к ступне, ломая при этом еще хрупкие кости. Когда нога подживала, пальцы притягивали к пятке как можно туже, чтобы ступня стала похожа на выгнутый лук. Забинтованная нога нуждалась в постоянном уходе, потому что из-за передавливания сосудов ухудшалось кровообращение в ноге, а из-за врастающих ногтей могли начаться некрозы и нарывы.
Мужчины считали, что лотосовая ножка делает женщину чрезвычайно сексуальной, но при этом видеть женскую ногу без обуви и бинтов считалась неприличным.
Обычай бинтования ног пытались изжить не один раз, но удалось это лишь в XX веке, с пришествием к власти коммунистов. Они ввели абсолютный запрет на бинтование, который действует по сей день.
Последняя фабрика по производству туфелек-лотосов закрылась в 1999 году, остатки товара были переданы в этнографический музей.
Мышьяк
В XIX веке мышьяк стал популярным косметическим средством. Считалось, что он придает лицу цветущий вид, а глазам – здоровый блеск. Так же средства из мышьяка пили для «улучшения крови».
Под цветущим видом в XIX веке подразумевалась аристократическая бледность. Принимать мышьяк нужно было понемногу, постепенно увеличивая порцию. Но мере принятия препарата, количество яда в организме накапливалось, и со временем могло привести к болезням щитовидки и летальному исходу. Если женщина решалась прекратить принимать мышьяк – её ждала та же участь. Начавший принимать мышьяк должен был делать это до конца своей жизни.
Некоторые хитрые производители предлагали женщинам альтернативу – маски для лица на основе мышьяка. Они считались безопаснее, чем прием яда внутрь. На самом деле эффект оставался прежним.
Ленточные черви
В XX веке мода на худобу достигла своего пика. Многие женщины были готовы на все ради быстрого и заметного результата, даже если это значило добровольно поселить в своем организме паразита.
Капсулы с личинкой бычьего цепня нужно было проглотить, чтобы червяк попал внутрь и начал развиваться в кишечнике, разделяя со своим хозяином все трапезы. Человек худел, а червь, наоборот, рос, порой достигая длины нескольких метров. Когда необходимый эффект был достигнут, червь удалялся с помощью специальных препаратов. Минус у такой диеты был один – вероятность летального исхода.
Радиоактивная косметика
А эта история из разряда совершенно абсурдных. Пользуясь модой на прогресс и иновации, в 1932 году во Франции два предприимчивых человека начали выпускать линию женской косметики под названием «Tho-Radia».
В пудре и креме для лица содержался радий, которому тогда предписывались чудодейственные свойства. Владельцев марки звали Алексис Муссалли и Альфред Кюри, который, к слову, не имел никакого отношения к знаменитым физикам.
По словам разработчиков, косметика «Tho-Radia» делала кожу чистой и здоровой. Хлористый торий и бромистый радий, содержавшиеся в этих средствах, должны были активизировать процессы в клетках, разглаживать кожу от морщин и избавлять от мелких дефектов. Вместо этого женщины получали легкую форму лучевой болезни по цене 15 франков за 155 грамм.
Несмотря на то, что радий признали опасным, продажи косметики «The-Radia» продолжались вплоть до 1960-х годов.
Свинцовая пудра
В Европе XVII века очень трепетно относились к цвету лица. В моде была аристократическая бледность, которой можно было достигнуть, например, с помощью кровопускания. Или использовать пудру и белила.
Делались эти косметические средства из хлорида ртути и белого свинца, довольно ядовитых для человека веществ. Свинцовая пудра прекрасно скрывала все неровности и изъяны кожи, выравнивала цвет, создавала эффект бархатной кожи и, к тому же, сравнительно немного стоила.
В XVII веке еще никто не подозревал, что невинное, в общем, косметическое средство может вызвать паралич, опухоль мозга и постепенный отказ внутренних органов.
Свинец оставался в составе пудры вплоть до начала XX века. На сегодняшний день основой для пудры является тальк.