Виталий Орлов

Название выставки «Christian Dior: Designer of Dreams» в Бруклинском Музее Искусств, открывшейся 10 сентября 2021 года (продлится до 20 февраля 2022 года), в переводе на русский язык как-то не очень благозвучно, но имя легендарного в мире кутюрье в любом контексте привлекательно. Он стал одним из первых художников ХХ века, которые превратили феномен моды в искусство. Правда, годы, когда это произошло, были не слишком подходящими: началась Вторая мировая война, Кристиану было только 34 года, а в 52 он уже неожиданно скончался. 

История Дома Dior представлена на выставке ​​более чем двумя сотнями предметов одежды от кутюр, фотографиями, архивными видео, эскизами, элементами винтажной парфюмерии, аксессуарами из архивов Dior, а также работами из коллекции Бруклинского музея.

1930-годы были тяжелым временем для Кристиана. Он родился и жил в большой благополучной обеспеченной семье. Но… Сначала врачи обнаружили психические отклонения у его брата.  Следующим событием стала смерть матери – рак. Отец Кристиана перестает следить за делами, и это приводит к разорению и продаже большей части семейной недвижимости.

К этому времени Кристиан – совладелец художественной галереи в Париже; не самой крупной в столице, но приносившей прибыль: ведь в ней проходили выставки таких мастеров, как Анри Матисс, Рауль Дюфи, Андре Дерен, Пабло Пикассо.

Чтобы как-то отвлечься от выпавших на его долю несчастий, Диор решает отправиться в Советский Союз в качестве туриста. Во время этой поездки он побывал в музеях Ленинграда, на Кавказе и Черноморском побережье. Впечатления от поездки меняют некоторые его взгляды на жизнь, поэтому, вернувшись в Париж, Кристиан закрывает свою галерею.

Следующий шаг – посещение Балеарских островов. Кристиан вновь начинает рисовать. Причиной этому становится его новое увлечение – ковроткачество. Диор создает эскизы для ковров, но реализовать их не получается.

Он возвращается в Париж, а все семейство перебирается в провинцию. Кристиан поселяется у своего давнего товарища Жана Озенна. На тот момент Озенн был довольно известным художником моды и сотрудничал с популярными журналами и лучшими портными Парижа. Диору это нравится, поэтому вскоре он начинает брать уроки как у самого Озенна, так и у преподавателя Макса Кенна.

Первый успех не заставляет себя ждать: Жан Озенн начинает предлагать портным и журналам работы Диора (преимущественно, выкройки женских шляпок), и их принимают на «ура». 

Но рисовать одни лишь шляпки становится скучным, и Кристиан переходит на одежду. Именно работы этого времени приводят в восторг модельера Робера Пиге. В 1938 году они налаживают общение, и весь следующий год Диор работает под началом Робера.  Но начинается Вторая мировая война, и Диор уходит в армию.

Насмотревшись ужасов войны, Кристиан возвращается в Париж. Об этом узнает Люсьен Лелонг и сразу же предлагает Диору работу в своем Модном доме. В короткие сроки ему удается Дом Лелонга «поднять с колен». Диор также открывает парфюмерную лабораторию (в дальнейшем превратившуюся в «Christian Dior Parfume») и магазин, в котором будут продаваться созданные духи и туалетная вода. 

В 1946 году Кристиан открывает свой Дом моды. 12 февраля следующего года на Монтень-авеню проходит презентация первой коллекции Диора. Кутюрье называет ее «New look» («Новый облик»).

Он считал эту коллекцию воплощением собственного представления об идеальной женщине и женственности вообще (хотя и был геем), которой так не хватало в эпоху войны с ее форменной одеждой и «трудовой повинностью» для женщин. Это была «романтическая линия», с новым вариантом кринолина, тонкой талией и прилегающим лифом. 

Новаторская линия «New look» с восторгом была встречена в Европе, но в то время возмутила американцев – это было всего за несколько месяцев до того, как Диор поехал в Соединенные Штаты и открыл филиал Christian Dior в Нью-Йорке.

И вот теперь «New look» вместе с другими легендарными силуэтами французского кутюрье иллюстрируют высокую моду. На выставке работы Диора и его преемников – Ива Сен-Лорана, Марка Бохана, Джанфранко Ферре, Джона Гальяно, Рафа Симонса и Марии Грации Кьюри – соседствуют с работами из коллекции музея. В одном из разделов представлена ​​редкая десятипанельная стена из черного дерева (Folding Screen Wall) (1946–55) Чарльза Имса и Рэя Имса с дизайном от Dior того времени. Особого внимания заслуживает единственная в своем роде 31-дюймовая «Fashion Doll 1880» («Послеобеденный ансамбль») от Dior, которая вошла в коллекцию Бруклинского музея в 1949 году, став первой музейной коллекцией в США, которая приобрела работу Dior. 

Представлены галереи тех лет, когда Диор, а также шесть его помощников, создавали в Доме Dior платья в стиле XVIII века, аксессуары Dior в стиле «колорама» и полномасштабные трехмерные манекены, демонстрирующие как готовый дизайн, так и процесс пошива одежды.

В заключающей галерее представлены платья от Dior, которые носили балерины Ролана Пети и звезды кино в фильмах Альфреда Хичкока, Клода Отан-Лара, Витторио де Сика: от Грейс Келли и Дженнифер Лоуренс до Эдит Пиаф, Авы Гарднер и Марлен Дитрих. 

С 1947 по 1957 годы Кристиан Диор выпускает по две коллекции в год. Каждый показ – феерия; новые платья и шляпки, носящие фантастические названия вроде «Циклон», «Тюльпан» или «Вертикаль», становятся хитами, а Париж официально объявляется столицей моды. Так спустя десятилетие после Второй мировой войны Christian Dior стал одним из самых узнаваемых имен в мире моды. 

В 1957-м году у Диора появляется решение сесть на диету, чтобы похудеть. Он отправляется на лечение в небольшой итальянский городок в Тоскане – Монтекатини-Терме, где у него неожиданно начинаются проблемы с сердцем. 24 октября того же года его не стало.     

P.S. Выставка продлится до 20 февраля 2022 года. Все посетители Музея от 12 лет и старше должны предъявить доказательство вакцинации от COVID-19 и   удостоверение личности. Маски необходимы независимо от прививочного статуса.