Элегантная эротика моды
Татьяна Бородина
[quote style=”boxed”]Если у кого-то еще остался вопрос, является ли Высокая Мода одной из ветвей благородного Древа Искусства, посетите выставку «Charles James: Beyond Fashion» («Чарльз Джеймс: за гранью моды»), открывшуюся в музее Метрополитен в Нью-Йорке 8 мая сего года.
Хотя, на мой взгляд, таких сомневающихся должно было поубавиться еще года 3-4 назад после проведения в МЕТ незабываемых экспозиций “Impossible Conversations”, посвященной модным домам Prada и Schiaparelli, и “Savage Beauty” о творчестве Александра МакКуина.
По большому счету, вопрос «Может ли мода быть искусством?» возник в революционные 70-е годы, когда в корне пересматривались не только взгляды на моду, но и на главных ее «носителей» – женщин и их место в современном буржуазном обществе. Подчеркиваю, буржуазном, потому что в Советском Союзе “женский вопрос” к тому времени был уже давно и радикально решен.
Так вот, вопрос возникший в 70-х, имел однозначный ответ еще задолго до того, как был задан, – в далеких 40-х, – когда создавал свои шедевры маэстро Чарльз Джеймс.
[quote style=”boxed”]Англичанин по происхождению и дизайнер-архитектор по призванию, он поднял мастерство создания нарядов на уровень настоящего искусства. Многие метры ткани, скульптурные решения, головоломный крой и безупречный вкус – его бальные платье считались эталоном красоты и весили по 8 кг! Да, красота и искусство всегда требовали жертв, причем чаще всего, от женщин. Чарльз Джеймс к предметам одежды относился как к искусству, а к телу женщины – всего лишь как к каркасу, хотя, и весьма сексуальному.
Созданные им вещи были изысканы и прекрасны, напоминая произведения возвышенного живописца, творящего одновременно в стиле абстрактного экспрессионизма и классической готики. Еще в 40-е годы, визитными карточками бренда Чарльза Джеймса стали скульптурные платья, платья-бандажи и стеганные куртки.
[quote style=”boxed”]Знаменитый дизайнер Кристобаль Баленсиага называл Джеймса единственным модельером, поднявшим мир моды от уровня декоративно-прикладного до подлинного искусства. А Кристиан Диор говорил, что Чарльз является величайшим талантом своего поколения.
До сих пор Чарльз Джеймс считается самым элегантным кутюрье 20-го столетия.
Выставка “Charles James: Beyond Fashion” является крупнейший ретроспективной экспозицией работ Чарльза Джеймса в Америке. Она представляет модельера как художника увлекающегося, также, как когда-то и легендарный МакКуин, крайностями зрелищной визуализации образа. Чарльз балансирует на грани элегантной архитектурной гармонии и утрированного гротеска форм, но всегда безошибочно находит баланс, позволяющий создать безупречную художественную композицию костюма. Он более классичен, чем МакКуин, но и, пожалуй, больше склонен к показной роскоши. Его платья всегда обладают безупречной графикой силуэта,- они кажутся проекциями античных скульптур на плоскости 20-го столетия.
Джеймс, родился в Англии в 1906 году. Начинал как шляпный мастер, открыв свою мастерскую и затем магазин в Чикаго под именем Charles Boucheron. В Чикаго он попал по настоянию родителей, которые отослали его из Англии после отчисления Чарльза из школы за «неблаговидное поведение». К счастью, еще в школе он успел познакомиться с будущим фотографом Сесилом Битоном, с которым в последствии долгие годы он сотрудничал и дружил. Битон стал одним из постоянных фотографов Чарльза, снимая его модели для журнала Vogue. Проработав не очень долго в Чикаго, Чарльз-шляпник перебирается в Нью-Йорк с 70 центами в кармане и десятком шляп собственного изготовления. Но переезд оказался удачным, вскоре в число его клиенток входит легендарный главный редактор Vogue, Диана Вриланд, ставшая «крестной матерью» многим выдающимся дизайнерам того времени.
В конце 20-х Джеймс снова возвращается в Лондон, где начинает карьеру дизайнера одежды, беря за основу свои оригинальные идеи, «упрощая линии и сокращая объемы» в моделях любимых французских кутюрье начала 20-го века Поля Пуаре и Мадлен Вионне. Но с другой стороны, его привлекают идеи глубокого прошлого – объемные юбки, вычурные камзолы и нарядные армейские шинели Франции 18-го века.
Выработав личный стиль, он начинает продавать свои изделия в универмагах в Нью-Йорка, Лондона и Парижа. Через восемь лет Джеймс дебютирует с собственной кутюрной линией на Неделе высокой моды в Париже. Но Минует два года, и он опять отправляется в Нью-Йорк, где пройдут его самые плодотворные и счастливые годы.
[quote style=”boxed”]Конец 40-х и первая половина 50-х становятся для Джеймса звездным временем: наряды у него заказывал высший свет, в том числе Бейб Пейли, Мона фон Бисмарк, Миллисент Роджерс, Остин Херст.
Была у него и своя Дита фон Тиз – Чарльз создавал наряды для стриптизерши Джипси Роуз Ли. Он также сотрудничал с Элизабет Арден. Хорошо известно фото Марлен Дитрих в бледно-голубом платье с бантами из коллекции James for Arden.
[quote style=”boxed”]В 1948 году Сесил Битон сделал одну из самых известных фотографий из архива Vogue – запечатлел моделей в бальных платьях от Charles James в великосветских позах в зале антикварного салона French & Company в стиле XVIII века.
Всю свою жизнь Чарльз Джеймс следовал только ему присущему стилю. Он создавал уникальные, неповторимые вещи, творил не просто Моду, а новое направление в искусстве. Его платья в полной мере самодостаточны, они органичны для современности и в тоже время пророческие, так же как скульптура Бранкузи, стул-тюльпан Ээро Сааринен или капельная живопись Поллока .
Конечно, платья от Чарльза Джеймса, кроме того что создавали новый тренд, выполняли и свою основную функцию: украшали женщину, мистифицируя ее формы, выявляя лучшее в ней, причем, зачастую весьма откровенно и эротично.
[quote style=”boxed”]По словам Джеймса, мода – это «нечто редкое, отточено-пропорциональное и совершенно чувственное», а одежда должна быть функциональна и очень сексуальна, потому что «что может быть более важно, чем продолжение рода?»
Да, платья Чарльза Джеймса знамениты своей элегантной эротичностью. Силуэт, драпировка, акценты, складки и пропорции – все направлено на создание этого образа. Остальное – или второстепенно, или лишь средство для достижения главной цели.
Удобство одежды всегда было маловажным для Джеймса. Его называли Леонардо да Винчи моды – он был больше озабочен архитектурой платья, чем тем, насколько его можно будет носить. Он был скульптором, который творил из ткани, и успех его проектов был в виртуозной сложности кроя. На его наряды уходило по 30 метров ткани, и весили они зачастую по 10 килограмм.
Джеймс создавал свои наряды с маниакальной одержимостью, с точки зрения математики пытался выверить исторические костюмы, чтобы найти рецепт собственного идеального платья. Джеймс был неподвластен веяниям моды: он был готов оттачивать одни и те же элементы до бесконечности. Скульптор от моды, используя метры и метры ткани и мелкие технические ухищрения, он создавал неповторимые наряды, которые навсегда останутся в истории моды: многослойные бальные платья, пальто и кейпы, сатиновые пуховики.
[quote style=”boxed”]Одним из самых знаменитых бальных платьев Джеймса стало платье цвета слоновой кости, пошитое из шелкового атласа, силуэтом несколько напоминающее нераскрытый парашют или зонт с четырьмя выступавшими огромными фалдами и горизонтальной широкой черной полосой по середине юбки, подчеркивающей ее архитектурность. Современники называли это платье “мягкой скульптурой”.
Совсем другим, но не менее показательным, стало знаменитое платье «Такси», созданное Чарльзом в 1932 году, во времена Великой Депрессии. Практичное, маленькое черное платье с запахом. Именно в нем он одним из первых использовал застежку- молнию.
[quote style=”boxed”]Платье называлось «The Taxi Dress», потому что в платье с молнией можно было легко переодеться даже на заднем сиденье такси.
Но, зачастую, его платья – это «объемная геометрическая оболочка», и их собственные имена выбраны в соответствии с их формами: Зонтик, Бабочка , Лебедь, Абажур, или Четыре листа клевера.
Вот, к примеру, описание платья «Абажур»: вечернее платье-оболочка, расширяющееся от колена в почти идеальное полушарие. Выполнено оно из совершенно черного бархата, рядом с которым черный шелк или атлас кажутся серыми.
Джеймс был готов к разным экспериментам, кроме одного – он не мог снизить качество своих изделий. В 1956 году, после рождения сына, он выпустил детскую коллекцию, вещи из которой приобрела Грейс Келли для новорожденной принцессы Каролины. Вроде бы все шло чудесно, но через два года ему пришлось свернуть бизнес – неурядицы с кредиторами довели дизайнера до банкротства. Умер Джеймс в возрасте 72 лет в одиночестве в номере Нью-Йоркской гостиницы.
За свою карьеру этот дизайнер создал более тысячи великолепных платьев и предвосхитил New Look Диора.
[quote style=”boxed”]Выставка«Charles James: Beyond Fashion» представляет более 100 нарядов, созданных американским кутюрье в период с 1930-х по 50-е годы.
Экспозиция состоит из двух частей. На первом этаже, в галереях представлены пятнадцать самых необычных бальных платьев, созданных Джеймсом. Как всегда в МЕТ все представлено настолько искусно, что ряды платьев воспринимаются как волшебный театр шедевров или великолепная роща экзотических деревьев .
Спустившись вниз по лестнице, попадаешь в две галереи Института Костюма. Здесь располагается все, что имеет отношение к 35-летней карьере дизайнера, начиная от образцов тканей и заканчивая костюмами, созданными Джеймсом в разные годы его карьеры.Галерея бальных платьев, где каждый наряд является шедевром инженерного искусства , демонстрирует, насколько форма и цвет поддерживая друг друга способны передать единую идею и доставить эстетическое удовольствие.
Отметим, что совершенно не важен порядок осмотра выставки, обе ее части очень интересны и насыщены и дополняют друг друга как инь и янь.
Кроме традиционной демонстрации нарядов, посетители выставки могут увидеть рентгеновские снимки платьев, что по мнению кураторов очень важно для понимания творчества и мастерства Чарльза Джеймса. Выставка оформлена менее пышно, чем «Impossible Conversations» и «Savage Beauty», но смотрится весьма впечатляюще, – уместная сдержанность позволяет сосредоточить внимание на великолепии творчества художника.
Выставка организована куратором Института Костюма Гарольдом Кода, в сотрудничестве с Глиэром Ридер . Проект разработан архитектурным бюро Diller Scofidio + Renfro.
Met Gala
[quote style=”boxed”]Наш рассказ не будет полным, если мы не упомянём о самом элегантном и модном событии Нью-Йорка – Бале Института костюма Met Gala 2014, который состоялся 5 мая и был посвящен выставке «Charles James: Beyond Fashion». Ежегодно, начиная с 1971 года, в музее Метрополитен проводится благотворительный Бал Met Gala, и каждый раз его посвящают либо знаменитому дизайнеру, либо целому направлению в моде. На этот раз мероприятие было посвящено Чарльзу Джеймсу.
Интересно, что организаторы бала каждый год назначают определенный дресс-код для своих гостей, отвечающий тематике вечера. На этот раз был выбран «white tie with decorations».
Именитые гостьи гала-вечера должны были прийти в элегантных бальных платьях, дополненных ювелирными гарнитурами и длинными перчатками, а их спутники – одеты во фраки, двубортные белые жилеты и галстуки-бабочки. Однако, многие звезды отступили от строгих правил и выбрали для себя менее формальные наряды.
Отдадим должное светскому журнальному этикету и сделаем краткий обзор вечерних туалетов гостей главного Нью-Йоркского бала.
Итак, среди гостей Met Gala 2014 были Зое Салдана в наряде от Michael Kors, Люпита Нионго в наряде от Prada, Блейк Лайвли в наряде от Gucci, Бейонсе в наряде от Givenchy, Кейти Холмс в наряде от Marchesa, Зое Дешанель в наряде от Tommy Hilfiger, Марго Робби в наряде от Diane von Furstenberg, Кристен Стюарт в наряде от Chanel Couture, Кирстен Данст в наряде от Rodarte и многие другие.
Эталоном стиля, как обычно, стала аргентинская аристократка, дизайнер Каролина Эррера. Платье в пол, дополненное высокими белыми перчатками, убранные в прическу волосы, вырез, прикрытый драгоценной брошкой. И мы уверены, утверждение Юбера де Живанши о том, что рисунок в горох могут позволить себе только дамы до 40 лет, к блистательной Каролине, отпраздновавшей недавно свое 75-летие, отношения не имеет.
Безупречный стиль вечерних туалетов Шарлиз Терон уже давно принес актрисе статус иконы стиля. В этот раз она сделала ставку на монохромное платье от Christian Dior Couture. Чередование черных и белых вертикальных блоков способствовало формированию силуэта “песочные часы”, а черный жакет, наброшенный на плечи, и бриллиантовый гарнитур Fred Leighton гармонично завершили образ.
Хотя сестры Олсен и являются основательницами успешных модных брендов The row и Elizabeth & James, их эксперименты на красной дорожке Met Gala уже который раз терпят фиаско. Если в прошлом году выбор Мэри-Кейт и Эшли пал на бесформенные платья-балахоны, то минувшим вечером обе близняшки попытались повторить образы из костюмированных фильмов о Викторианской эпохе. Эшли выбрала черное платье в тонкую полоску от Chanel, Мэри-Кейт остановила выбор на глухом платье-макси от Gianfranco Ferre.
Младшая представительница семьи Олсен, Элизабет, отдала предпочтение более жизнерадостному голубому оттенку. Однако фасоном короткое платье Miu Miu с серебристым декором больше напоминало костюм фигуристки, чем вечерний туалет.
Наряды нарядами, но главным героем торжества, конечно, была легендарная Анна Винтур, креативный директор издательского дома Condé Nast и главный редактор журнала “Vogue”. Винтур входит в число попечителей Метрополитен-музея с января 1999 года, и при ее деятельном участии за это время на нужды музея было собрано около 125 миллионов долларов.
«Своей смелой деятельностью у руля ежегодного благотворительного бала Института костюма и другим инициативам по сбору средств Анна помогла нам воплотить в жизнь наше видение будущего Института костюма, в котором, опираясь на самые передовые технологии, центру будет под силу реализовывать новаторские выставочные проекты и развивать новые технологии сохранения предметов искусства», — было сказано в официальном заявлении директора и главы совета директоров Метрополитен-музея Томаса Кэмпбелла.
[quote style=”boxed”]Важно отметить, что с января 2014 года Институт костюма, который является одним из отделов музея Метрополитен, стал называться «Центром костюма имени Анны Винтур» (Anna Wintour Costume Center).
5 мая состоялось официальное открытие отремонтированного и переименованного Центра Костюма, ленточку на котором перерезала Первая Леди США Мишель Обама.
Так что открытие состоялось, и Центр Костюма готов принять вас в свои объятия – отправляйтесь на выставку и получайте удовольствие!
Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с письменного разрешения автора материала и автора проекта Elegant New York.