«Если братья Картье смогли стать ювелирами королей, то лишь потому, что они – короли ювелиров».
Король Великобритании Эдуард VIII.

 

 

Самая масштабная выставка, за 170 лет существования Ювелирного Дома Cartier,  прошла в Нью-Йорке осенью этого года.

Каждый, кто бывал в Нью-Йорке, наверняка видел шестиэтажный особняк Плэнт — нынешний флагманский магазин Cartier –  по адресу 653 Пятая авеню. Во владение легендарного бренда дом перешел ровно 100 лет назад путем простого обмена между банкиром Мортоном Плэнт и Ювелирным Домом Cartier. Чтобы сделать своей молодой жене Мэй подарок, Мортон обменял особняк на Пятой авеню на жемчужное ожерелье от Cartier, на тот момент стоимостью в 1 млн. долларов (около 20 млн. долларов по нынешнему курсу). Кроме того, за Мэй Плэнт закреплялось пожизненное право присутствовать на всех приемах Cartier, а также для нее были сохранены апартаменты на верхних этажах особняка. Интересно, что в 1956 году, после смерти Мэй Плэнт, когда уже был изобретен способ культивировать жемчуг, цены обрушились и ожерелье было продано всего за 150.000 долларов.

Магазин Cartier на Пятой авеню в Нью-Йорке

100 лет спустя.

После двухлетнего ремонта, проведенного специально к 100-летию, дом предстал перед публикой во всем своем великолепии. Открытие выставки было организовано в лучших традициях Cartier. Атмосфера роскоши и элегантности, изысканного вкуса и сдержанного шика и радушный прием для желанных гостей вернисажа. Публику встречали ливрейные лакеи, менеджеры по продажам дарили милые подарки, сомелье угощали французскими марочными винами, официанты разносили шампанское от Dom Pérignon и изысканные закуски. Дружеская беседа, увлекательный рассказ, немного истории, демонстрация экспонатов и ненавязчивый намек на то, что все представленное на выставке можно купить.

Экспозиция была посвящена 100-летию открытия Дома Cartier в особняке на Пятой авеню, и на ней было представлено более 500 ювелирных изделий из архива ювелирного дома. Впервые были собраны и выставлены для публики знаменитые украшения голливудских звезд и легендарных исторических личностей. Любопытно, что все эти реликвии Дома в свое время были выкуплены у владельцев украшений за большие деньги. На трех этажах выставили винтажные драгоценности, созданные в начале 20-го века в 30 и 50-годы, а также новую коллекцию 2017 года.

 

Символы Картье.

Кроме винтажных вещей большой интерес вызвали знаковые изделия дома, создание которых вошло в историю ювелирного искусства.
Cartier знаменит своими украшениями-символами, которые считаются визитными карточками бренда. Во-первых, это украшения в стиле Tutti Frutti (Фруктовый салат) – знаменитая россыпь драгоценных камней, виртуозно объединенная в одном изделии. Для этих украшений важен акцент на самих камнях и их сочетании. Красота и уникальность драгоценного камня – главное для Cartier. «Дизайн и композиция определяются камнем, они созданы чтобы почеркнуть его красоту и быть его витриной, оформлением, но ни в коем случае не затмевать, не отвлекать внимание от самого камня. Интерес и любовь к драгоценному камню – фундаментальный принцип стиля Cartier. Дизайн никогда не должен ущемлять чтение и раскрытие красоты камня», – говорит Пьер Рейнеро, арт директор и хранитель стиля и наследия Дома Cartier.

Tutti Frutti

Вторым знаковым изделием стало тройное кольцо. Оно было создано в 1924 году.

Тройные кольца считаются самыми глубокими по смыслу украшениями ювелирного дома.  Называются они «Тринити», что переводится с английского как «троица». Они до сих пор считаются знаком превосходного вкуса и достатка и как правило присутствуют в ювелирных коллекциях многих известных персон.
Идея тройного кольца пришла в голову писателю, кинематографисту и художнику Жану Кокто. Он попросил сделать для него такое украшение. Звено из белого золота означает дружбу, из желтого – верность, а из розового – любовь. На основе этой идеи до сих пор делаются целые коллекции ювелирных украшений.


Следующим символом является Пантера Cartier. Этот образ, пожалуй, даже более известен и популярен, чем тройное кольцо. Одной из самых известных поклонниц этого символа была Уоллис Симпсон. Ее страсть разделяли многие, в том числе – Элизабет Тейлор. Но именно Симпсон (герцогиня Виндзорская) останется в истории как самая верная поклонница Cartier. Она первой приобрела объемную версию пантеры в виде броши в 1948 году. Через год последовал второй экземпляр – платиновая дикая кошка на необработанном сапфире. Завершила трилогию брошь с крадущейся пантерой из оникса и бриллианта. Кстати, это украшение вновь оказалось в центре внимания в 2010 году, когда было выставлено на аукционе вместе с другими вещами из ювелирной коллекции Симпсон. Брошь оценили в 5,5 миллионов евро, и одним из потенциальных покупателей называли Мадонну.

CARTIER’S PANTHER

Пантера — это символ бесстрашия, сексуальности и экзотики. В начале ХХ века стилизованное изображение животного наносили на кейсы для пудры, портсигары, несессеры. Чуть позже – использовали в отделке дамских сумочек. Затем пантера появилась на наручных часах и серьгах, голова животного венчала золотое кольцо с изумрудом.
Впервые образ пантеры в разработках Cartier появился в 1914 году – рисунок из оникса и бриллиантов украсил переднюю панель наручных часов.

Наиболее полно раскрыть потенциал образа дикой кошки в 1930-е годы сумела Жанна Туссен, возглавлявшая ювелирное направление компании. Инноватор по складу характера, она прославилась в парижском обществе своим неординарным подходом и даже получила прозвище The Panther – «Великолепная пантера».
Истории возникновения и трансформации образа пантеры в изделиях Cartier была посвящена экспозиция на 3-м этаже бутика. Там же демонстрировалась ювелирная мастерская, где мастера Дома рассказывали и показывали, как создаются украшения в лучших традициях Cartier.

Cartier

Выставка вызвала большой интерес не только к изделиям Картье, но к истории этого ювелирного дома.

 

Международная экспансия и толстая записная книжка

История Ювелирного Дома Cartier началась в 1847 году, когда ювелир Адольф Пикар завещал мастерскую своему ученику – 28-летнему Луи Франсуа Картье.
Так сложилось, что в 1856 году, вскоре после открытия магазина Cartier в Париже, в нем появилась дама, которой приглянулись броши, сделанные молодым ювелиром. Луи-Франсуа понял, как ему повезло, когда узнал, что женщина была графиней Ньеверкер. Ее муж занимал высокую должность интенданта двора императора. Лучшая подруга неожиданной покупательницы оказалась принцесса Матильда, двоюродная сестра Императора и племянница Наполеона I. Помимо этого, Матильда была женой князя Демидова, представителя богатейшего российского рода предпринимателей.
Пользуясь протекцией принцессы Матильды, Картье стал вхож во многие богатые дома Парижа и стал получать заказы от знаменитых модниц.

Императрица Евгения

Одна только императрица Евгения, жена правящего на тот момент Наполеона III, купила более чем полторы сотни ювелирных украшений, созданных в мастерской Луи-Франсуа Картье.
Так началась невиданная волна успеха дома Cartier.
На протяжении четырех поколений ювелирным Домом владела семья Картье. Луи-Франсуа обучил своему ремеслу сына Альфреда, который с радостью принял как науку, так и впоследствии бразды правления компанией. Долгое время они вдвоем управляли бизнесом, открывали новые магазины. В этот период на ювелирный дом начали работать приглашенные мастера и художники.
Альфред Картье, как и его отец, оставляет бизнес в семье, передав дела трем своим сыновьям – Луи-Жозефу, Пьеру-Камиллу и Жаку-Теодулю.
Три брата следуют традиции и развивают дело в лучших традициях семьи. Они знакомятся с нужными людьми и расширяют ассортимент товаров и услуг. Со временем они начинают расширение бизнеса за пределами Франции.

В 1902 году Дом Cartier открывает свой первый магазин в Лондоне.

В этот период каждый из братьев берет одно международное направление и интенсивно развивает его. Пьер-Камиль начинает осваивать ювелирный рынок России, где на тот момент царит Питер Карл Фаберже.

Первая коллекция в авангардистском стиле Ар Деко была выпущена в 1906 году. Многие искусствоведы считают, что ее созданию Картье вдохновили знаменитые балетные «Русские сезоны» Сергея Дягилева и картины Пабло Пикассо.
В 1907 году Cartier проводит первую выставку часов и ювелирных изделий в Петербурге в гостинице “Европа”, после чего становится придворным ювелиром императора НиколаяII. Это расширяет список августейших дворов Европы, которые обслуживала семья Картье. До этого Луи-Франсуа Картье вместе с сыном Альфредом были придворными ювелирами королевских дворов Англии, Франции и Испании.

Картье в России

В поле интересов семьи, конечно, входит Америка. Братья налаживают контакт с предпринимателями и финансистами Соединенных Штатов, заводят деловую дружбу с Рокфеллерами, Вандербильтами, Гоулдсами и Фордами.

Состоятельные американцы впервые стали клиентами французских домов роскоши еще в середине 1870-х годов. После падения Второй империи средств на покупку предметов роскоши у европейской аристократии  не было. Спасали американцы и русские.

Братья Картье

В 1909 году в Нью-Йорке открывается бутик Cartier, к этому времени Cartier в Новом Свете уже знали и любили.
Братья Картье понимали, что каждая страна имеет собственные художественные пристрастия и вкусы. Братья находят правильный ход: они начинают маркировать свои изделия не общим логотипом Cartier, а разветвлять дерево, создавая – Cartier Paris,Cartier London, Cartier New York. У каждого отделения Cartier появляется собственный посол –  известная персона, способная стать проводником стиля Cartier, помочь новым клиентам Дома понять философию марки.
В Париже таким “послом” была Жанна Туссен, светская дама, подруга Кокто и Шанель, муза Луи Картье, возглавившая после его смерти в 1942 году арт-отдел парижского отделения.
Лондонскому отделению помогал знаменитый французский денди Бони де Кастельян. Однако американскому отделу требовался человек более прагматичный, чем ловкий денди и роковая гранд-дама.

Друг Пьера Картье сын антикварного дилера Жюль Глензер, обладатель, как тогда шутили, самой толстой записной книжки в США с адресами и телефонами предпринимателей, банкиров, индустриальных магнатов, голливудских звезд и политиков, стал послом Cartier  в США. Он и вывел американское отделение Cartier в “большой Новый свет”, сделав французской дом трендсеттером гламурной жизни.

Тридцатые годы – коктейльная эпоха Нью-Йорка и золотой век Голливуда – стали для Cartier New York временем огромных продаж и художественных открытый. Но это далось не просто. На рынке Америки в то время были и свои национальные игроки, такие как Tiffany & Co. и Harry Winston. Осложняли жизнь Cartier и дома Mauboussin и Van Cleef & Arpels. Но стиль Cartier покорил новый свет и занял свою устойчивую нишу среди состоятельных клиентов с отменным вкусом.

Пьер Картье прожил долгую жизнь и многое сделал для закрепления бренда в Америке. Только в конце 1940-х он передал американские дела племяннику, а сам вернулся в Париж, чтобы встать во главе Cartier Paris.

Умер Пьер в 1965-м, и после его смерти семейный дом Cartier был распродан по частям: отдельно друг от друга существовали Paris, London, New York. Собрать отделения вместе удалось в 1972-м. Сегодня Cartier — это гигантская международная бизнес-империя, стоящая, впрочем, на старых трех китах — Cartier Paris, Cartier London, Cartier New York.

Блистательный путь в датах.

В 1911 году ювелиры Дома Cartier в одном изделии впервые начали использовать бриллиант и оникс. Также в этом году появилась коллекция часов Santos.

В 1917 Cartier создает легендарную модель часов Tank, дизайн которых напоминает английский танк времен Первой мировой войны. В 1918 г. в благодарность за освобождение Франции американскими войсками часы были подарены американским командирам (в том числе генералу Джону Першингу). Модель Tank до сих пор в продаже в первозданном виде.

*

В 1924 году было выпущено кольцо – 3 ободка из золота различных оттенков, которое впоследствии стало символом Cartier.

В 1925 году Cartier принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже, где его экспозиция была одной из центральных[1].

В 1933 году специально для Паши Марракеша были разработаны водонепроницаемые часы Pasha, которые тот мог бы носить во время плавания в бассейне. Первые часы были сделаны из чистого золота.

Во время Второй мировой войны (1942 год) Cartier создает брошь “Птица в клетке”, символизирующую оккупированную фашистами Францию. В 1947 году выпущена вторая брошь, “Освобожденная птица”, которая явилась символом освобождения Франции.

В 1948 году герцог и герцогиня Виндзорские купили знаменитую брошь из платины и белого золота в виде пантеры, которая охраняет сапфир весом 152,35 карат. Сапфиры огранки кабошон в виде пятен, глаза изготовлены из желтых бриллиантов.

*

В 1930—1950 годы Cartier создает украшения для четы Эдуарда VIII и Уоллис Симпсон. Среди них — знаменитая подвеска в форме пантеры, инкрустированной бриллиантами и сапфирами, сидящей на «земном шаре» — крупном сапфире огранки кабошон; золотой потсигар, на котором изображена карта с маршрутами путешествий супругов по Европе и Северной Америке; золотая брошь, усыпанная бриллиантами, с выложенными изумрудами инициалами W и E и рубиновой короной — подарок Эдуарда на 20 годовщину свадьбы. Эти украшения способствовали росту популярности ювелирного дома Cartier.
Сейчас коллекция изделий Cartier очень разнообразна, цены варьируются от 700 долларов США до заоблачных сумм. Тем не менее, все украшения Ювелирного ДомаCartier объединяет неизменная элегантность.

На данный момент домом предоставляется эксклюзивная услуга – создание под определенного клиента неповторимого уникального парфюма. Для этого заказчику необходимо прийти в центральный бутик на улице де ла Пэ в Париже. Там его встретит главный парфюмер дома Матильда Лоран, которая внимательно выслушает, составит ваш портрет и воплотит его в духах, которые будут доступны только заказчику.

*

 

Материал подготовлен Татьяной Бородиной при использовании  собственных впечатлений и различных материалов, в том числе с Источник