Королевский музей изящных искусств Бельгии исследует тайны и парадоксы шедевра
Научный сотрудник музея изящных искусств Бельгии (Musées Royaux des Beaux-Arts de Belgique) Тайн Меганк (Tine Meganck) описывает некоторые секреты, долгое время скрытые от внимания публики, и проводит неожиданные параллели между искусством, знаниями и политикой времён Брейгеля.
«Падение мятежных ангелов» Питера Брейгеля Старшего (Fall of the Rebel Angels,Pieter Bruegel the Elder) — абсолютный шедевр, иллюстрирующий битву ангелов и Апокалипсис. В центре святой Михаил в золотых доспехах и сине-бирюзовом плаще повергает семиглавого дракона. Этот монстр частично спрятан за бесконечным водоворотом фантастических созданий и загадочных объектов. Теперь им уделено пристальное внимание.
Зоология несуществующего
Оказывается, падшие ангелы — не абстрактные монстры. Они изображены в виде устрашающих гибридов, тщательно составленных в строгом соблюдении«натуралии» (природные конструкты) и «артификалии» (вещи, сделанные человеком). Из-за этого картина создаёт впечатление ошеломляющей кунсткамеры.
Среди прочего на полотне можно обнаружить редких и экзотических животных вроде броненосца или скалозуба, американских индейцев, украшенных разноцветными перьями, османский шлем. Есть там и отсылки к популярным работам других старых мастеров, таких как Ян ван Эйк (Jan van Eyck) и Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer).
Брейгель vs Босх?
Опасные устремления ведут к перерождению
«Падение мятежных ангелов» стала иллюстрацией потенциальной опасности,которая подстерегает людей в их стремлении к искусству, знаниям и политике,универсальной темой, актуальной и по сей день. Акцентируя внимание на том, что картина создавалась в 1562 году, Тайн Меганк раскрывает увлекательную информацию о формировании общества глобальных знаний и роли искусства в местной политике накануне Нидерландской революции.
Испания как монстр
Именно в 1562-м в Нидерландах окончательно сформировалась протестантская оппозиция против власти испанской короны (жестокости похода Герцога Альбы и уничтожение еретиков — в ее чуть более позднем арсенале). Тучи сгущались. А спустя десятилетие началась Восьмидесятилетняя война, приведшая к независимости Семи Соединённых Провинций (Голландия, Зеландия, Утрехт,Гронинген, Гельдерн, Оверэйсел, Фрисландия) и Генеральных земель.
Городские легенды
Основываясь на комплексном анализе данных, Тайн Меганк создала новые связи между Брейгелем и Брюсселем — городом, королевским двором, камерами риторов и местным производством гобеленов.
Научные исследования изданы в виде прекрасно иллюстрированной книги,публикацию которой профинансировала межвузовская программа «Город и общество в Нидерландах».
Брейгель: Брюссельская коллекция
О выставке «Брейгель. Невидимые шедевры» в Королевских музеях изящных искусств Бельгии – это возможность в буквальном смысле проникнуть в произведения Питера Брейгеля Старшего. Художник и его картины известны всему миру, но каждая композиция представляет собой удивительную череду персонажей, которые достойны отдельного изучения.
Объединив виртуальность и реальность, кураторы музея позволяют зрителям погрузиться в работы Брейгеля, рассмотреть мельчайшие детали каждой картины и получить экспертные пояснения. Этот проект, запущенный совместно с GoogleCulturalInstitute, приурочен к 450-летию со дня смерти живописца, которое приходится на 2019 год. Выставка, в которой широко используются новые цифровые технологии, объединяет крупнейшие международные музеи вокруг фигуры Питера Брейгеля Старшего.
Четырёхлетняя виртуальная выставка «Брейгель. Невидимые шедевры» доступна на интерактивных мониторах в Королевских музеях изящных искусств Бельгии, на мобильных приложениях и на платформе GoogleCulturalInstitute.