Софья Егорова
Они заразили Европу «бриллиантовой лихорадкой» и создавали драгоценности, похожие на детские безделушки. Они очаровали иранских шахов и русских императоров. История ювелирного дома Boucheron – это бесконечный взлет, не прерываемый ни на секунду.
Boucheron с самого первого дня своего существования был самым прогрессивным ювелирным домом. Фредерик Бушерон, его основатель, считался человеком смелым и оригинальным. Уже более полутора веков Boucheron выпускает часы и драгоценности, к которым сложно остаться равнодушным – респектабельность и экстравагантность в ниш смешаны в идеальной пропорции.
Творческий путь Фредерика Бушерона был на удивление благополучным.
Первым из французских ювелиров он обосновался на Вандомской площади, в доме под номером двадцать шесть. Выбор места был неслучаен. Обойдя всю площадь в солнечный день, Фредерик выбрал самый освещенный ее уголок – чтобы бриллианты в витринах сверкали и переливались всеми цветами радуги.
Для оформления витрин Бушерон пригласил известного декоратора Анри Пенона, вместе с которым придумал тот способ демонстрации украшений, который сейчас можно увидеть в любом ювелирном бутике – товары демонстрировались на бархатных драпировках. Витрины бутика приходилось тщательно охранять – возле них вечно толпились зеваки, завороженные неземным сиянием бриллиантов.
Именно Бушерон сделал бриллианты по-настоящему модными – во многом благодаря императрице Евгении, которая стремилась возродить роскошный и фривольный стиль Марии-Антуанетты, и именно сверкающие камни с идеальной огранкой особенно привлекали монаршую особу. Она стала первой из знаменитых заказчиц Бушерона.
Фредерик Бушерон в поисках вдохновения и клиентуры объехал полмира. Его интересовали древние способы обработки камней и традиционное камнерезное искусство. Ему казалось, что ювелирное дело в XIX веке словно вязнет в болоте, и именно он должен вдохнуть в это ремесло новую жизнь. В Южной Африке он отыскал самые чистые бриллианты, в Индии – слоновую кость, дорогие породы дерева, горный хрусталь и голубую сталь…
Однако первую свою инновацию он разработал на родине, во Франции. В те годы украшения обладали очень сложной застежкой – это, безусловно, оберегало владелицу от случайных потерь и ловких рук воришек, но требовало присутствия служанки или мужчины. Но Бушерон чувствовал, что женщины больше не хотят быть зависимыми – даже в таких мелочах. И создал замочек собственной конструкции – простой и надежный, а затем последовали роскошные колье, вообще не требующее застежки и при этом прекрасно окаймлявшие шею и ключицы светских дам.
В XIX веке, впрочем, украшения Boucheron любили и «дамы полусвета». Известно соперничество двух французских куртизанок – одна из них заказала Бушерону корсаж, полностью усеянный бриллиантами, а другая явилась в ресторан, увешавшись драгоценностями буквально с головы до ног…
У Фредерика Бушерона, как у многих талантливых людей, были странные, но милые привычки. В своем письменном столе он бережно хранил миниатюрную шкатулку с секретом. После разговора с каким-нибудь заморским гостем, желая ему доброго пути, Бушерон извлекал на свет шкатулку, открывал ее, и перед удивленным клиентом возникала крошечная птичка, а мелодичная трель наполняла кабинет. «Это на удачу!» – говорил Бушерон. И правда – его отношения с клиентами складывались на редкость удачно…
Он ценил не только своих покупателей, но и работников. В ювелирном доме семьи Бушерон начинали свой творческий путь многие известные дизайнеры – Рене Лалик, Поль Легран, Альфред Меню, Жюль Дебю и многие другие.
Сын и преемник Фредерика Бушерона, Луи, прославился тем, что… выжил. Дело в том, что иранский шах Мухаммед пригласил Луи оценить свою сокровищницу. Любому чужаку, не принадлежавшему шахской семье и осмелившемуся взглянуть на эти богатства, немедленно отрубали голову. Однако для Луи благородный шах сделал исключение и впоследствии еще неоднократно открывал перед ним двери хранилища драгоценностей. Это знакомство сильно повлияло на Луи – в его произведениях появляются восточные мотивы.
Дом Boucheron всегда считался семейным предприятием, но самым известным его сотрудником был… кот! Питомец (и практически член семьи!) Жерара Бушерона с гордым именем Владимир обитал в ювелирном бутике на Вандомской площади, присматривал за украшениями и развлекал клиенток, чем сказочно повышал продажи.
История дома Boucheron тесно связано с животными. Одними из первых дизайнеры дома стали использовать анималистические мотивы, вдохновляясь древнеегипетскими и этрусскими украшениями.
Потомки Фредерика Бушерона расширили эту «звериную» линейку, добавляя собственные разработки – украшения и часы с анималистическими мотивами.
Ален Бушерон особенно любил природные мотивы – цветы, черепаховый панцирь, благородные породы дерева… Именно под началом Алена Бушерона ювелирный дом стал еще и… парфюмерным! Преодолевая кризис, возникший в ювелирной промышленности, Boucheron решили заняться созданием ароматов – и преуспели на этом поприще.
Специалисты дома Boucheron внесли свой вклад и в развитие науки – они разработали метод оценки стоимости бриллиантов, использующийся сейчас во всем мире.
Дом Boucheron прославился и своими инновациями – именно они придумали часы со сменными ремешками. Прежде никому и в голову не приходила такая простая идея!
Многие монаршие особы не устояли перед сиянием драгоценностей Boucheron. Русские императоры Александр III и Николай II были горячими поклонниками творчества Фредерика Бушерона. Королева-мать Елизавета II и ее сын принц Чарльз тоже не остались в стороне.
Легендарную тиару от Boucheron, созданную для королевы Англии, принц Чарльз преподнес в качестве свадебного подарка своей второй супруге Камилле. Американские богачи – те самые семьи Рокфеллер и Вандербильт! – и американские кинозвезды также не могут отказать себе в удовольствии приобрести украшения Boucheron.