Традиционный обзор итогов майских аукционов Нью-Йорка, 2017.

Интересный и познавательный материал на эту тему из нашего архива смотрите здесь.

Когда-то на арт-рынке действовало правило «смотри в Венеции, покупай в Базеле», поскольку коллекционеры современного искусства приезжали на ярмарку Art Basel в Швейцарии прямиком из Италии. Однако с тех пор, как открытие самой престижной международной художественной выставки перенесли с июня на май, свежими тенденциями в области современного искусства, замеченными на биеннале, первыми успевали воспользоваться дилеры в Нью-Йорке. В этом году ярмарка Frieze New York прошла раньше, с 5 по 7 мая, зато аукционные дома составили свои графики так, чтобы коллекционеры, галеристы и дилеры успели добраться до Нью-Йорка и немного перевести дух после череды вечеринок и вернисажей в честь открытия Биеннале современного искусства в Венеции.

 

Sotheby’s 2017, New York

***

Мир никогда не будет прежним: впервые на публичных торгах отметку $100 млн преодолело не произведение почтенного классика (живого или мертвого) послевоенной живописи вроде Фрэнсиса Бэкона, а работа представителя стрит-арта, граффитиста Жан-Мишеля Баскиа. Он вошел в десятку самых дорогих художников мира по итогам публичных торгов, обойдя Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна, а также Герхарда Рихтера и Джеффа Кунса. Это самая дорогая работа в категории произведений, созданных после 1980 года.

Но обо всем по порядку. Насыщенная неделя вечерних торгов в Нью-Йорке продолжилась в среду аукционом послевоенного и современного искусства Christie’s, суммарная выручка которого составила внушительные $448 млн. Из 71 лота, выставленного на торги, не нашли покупателя всего 3 — не считая 2 работ, снятых с аукциона перед самым его началом. За этот вечер были установлены ценовые рекорды для пяти художников сразу: для Ман Рэя, Дэвида Салле, Роберта Гобера, Рудольфа Стингеля и Марка Гротьяна.

Картина 1962 года американского художника Сая Твомбли «Леда и лебедь» стала топ-лотом Christie’s, ее финальная цена составила $52,9 млн.

Cy Twombly, Leda and the Swan, 1962. This work will be offered in the Post War and Contemporary Art Evening Sale on 17 May 2017 at Christie’s in New York

За работу, созданную художником после того, как он переехал из Нью-Йорка в Рим, развернулась ожесточенная борьба между покупателями на телефоне, но особенного накала атмосфера достигла в тот момент, когда на ставке $45 млн в торги за лот неожиданно включился присутствовавший в зале галерист Ларри Гагосян, которому картина в итоге и досталась. Более размеренно прошли торги за «Три этюда Джорджа Дайера» Фрэнсиса Бэкона: три соперничавших участника подняли цену на эту работу до $51,8 млн буквально за три минуты. Владельцем триптиха в свое время был английский писатель Роальд Даль. Со значительным превышением верхнего эстимейта была продана «Тайная вечеря» Энди Уорхола. Написанная всего за год до смерти художника картина ушла с молотка за $18,7 млн.

Арт-дилер Гарри Блейн, основатель спонсировавшейся Christie’s галереи современного искусства Haunch of Venison (закрылась в 2013 году), назвал аукцион вполне удачным. «Участники активно торговались, но до разумного предела, а не сходили с ума и взвинчивали цены. Это хорошо и для рынка в целом, и для художников», — отметил он.

Завершилась неделя ударным аукционом современного искусства Sotheby’s вечером 17 мая, он принес в общей сложности $319,2 млн. Треть выручки аукциону обеспечила потрясающая воображение продажа безымянной работы 1982 года Жан-Мишеля Баскиа (нью-йоркского художника-афроамериканца) за $110,5 млн (почти вдвое больше, чем предыдущий ценовой рекорд художника). Монументальное полотно приобрел японский миллиардер, основатель крупнейшего в Японии интернет-магазина дизайнерской одежды Юсаку Маэдзава. Торги по этому лоту начались с $57 млн (на тот момент еще рекордной цены для художника), и за десять минут ставки выросли почти вдвое благодаря усилиями покупателей в зале и телефонных участников. Напомним: незадолго до аукциона представители Sotheby’s высказывали мнение, что картина имеет все шансы уйти за $60 млн. Результат превзошел все прогнозы. Говорят, что Юсаку Маэдзава намерен открыть целый музей, посвященный творчеству Баския.

Жан-Мишель Баския родился в Нью-Йорке в 1960 году. Прославился, как художник-граффити, а затем завоевал признание и в другом направлении – неоэкспрессионизм. Умер Баския в возрасте 27 лет (1988 год) от передозировки наркотиками. О себе Баския говорил: Я не думаю об искусстве, когда я работаю. Я стараюсь думать о жизни.

Jean Michel-Basquiat, Untitled (1982). Courtesy of Sotheby’s New York.

Баскиа стал самым неожиданным, но не единственным рекордом этого вечера. Новые рекорды были установлены на произведения Вольфганга Тильманса, Миры Шендель, Блинки Палермо, Такео Ямагучи, Кита Харинга и Йонаса Вуда («Черный натюрморт» последнего ушел за $950 тыс., почти втрое выше верхнего эстимейта!). Впрочем, большинство присутствовавших в зале пришли посмотреть на то, как будут продавать лот № 24 (Баскиа), и удалились почти сразу после этого, не обращая внимание ни на то, как работа Кита Харинга ушла за $5,6 млн, ни на то, как другая вещь Баскиа была продана за $5,1 млн.

«На рынок пришло новое поколение миллиардеров, готовых платить любые деньги за определенных художников, независимо от уровня работы. Сегодняшний вечер доказал, что настоящий рынок сейчас — это рынок современного искусства, все остальное (импрессионисты, модернисты) — лишь нишевые области», — считает арт-дилер Дэвид Низенсон.

Тем же вечером состоялись торги современного искусства Phillips, которые собрали $110,3 млн.
Впрочем, здесь впечатляет не столько сумма, сколько то обстоятельство, что на аукционе были проданы все до единого лоты (их было 37) и установлены 3 ценовых рекорда: на живопись Николь Эйзенман и Питера Дойга (последний стал самым дорогим ныне живущим британским художником по версии аукционов, его пейзаж был продан за $25 млн), а также на скульптуру Роя Лихтенштейна ($9 млн).

Roy Lichtenstein (1923–1997), Red and White Brushstrokes, 1965. Oil and Magna on canvas. 48 × 68 in (121.9 × 172.7 cm). Sold for $28,247,500 in the Post-War and Contemporary Art Evening Sale on 17 May at Christie’s in New York

Ранее, 16 мая прошли торги в аукционном доме Sotheby’s “Импрессионизм и модернизм”. Продажи достигли 173 миллиона долларов, несмотря на то, что один из важнейших лотов — работа австрийского художника Эгона Шиле — была снята с продажи в последний момент. Самым дорогим лотом оказалась “Композиция с Самолетом в Проекции” Казимира Малевича, написанная в 1915 году.

После длительной борьбы между четырьмя коллекционерами работа Казимира Малевича под названием “Композиция с Самолетом в Проекции” ушла с молотка за 21,2 миллиона долларов, превысив эстимейт на 18 миллионов. Эта работа стала четвертой в рейтинге самых дорогих работ Малевича — и все из них были проданы на аукционах Sotheby’s.

Kazimir Malevich’s Suprematist Composition with Plane in Projection sold for $21.2 m

Казимир Малевич – украинский художник-авангардист. Родился в Киеве. Картину, которая стала самым дорогим лотом этого года, создал в 1915-м. Это произведение супрематизма – одного из ранних направлений в авангардистском искусстве, которое, как и кубофутуризм, Малевич основал сам.

За неожиданно высокие суммы были проданы скульптуры импрессионистов и модернистов, десять работ в общем счете собрали около 54 миллионов долларов, в то время как высший эстимейт насчитывал 41,2 миллиона. За 16 миллионов ушла работа Макса Эрнста “Король, играющий с королевой” (“Le Roi jouant even la reine”), что стало рекордом для скульптур автора, превысив прошлый рекорд более, чем в шесть раз. За работу боролись более 10 человек. Также были проданы работы Альберто и Диего Джакометти, Жана Арпа, Жермен Ришье.

Также были проданы четыре работы Пабло Пикассо общей стоимостью $82,5 млн. Среди них один из самых известных портретов кисти Пикассо — «Сидящая женщина в голубом платье», ушедший за $45 млн. В годы Второй мировой войны картина была захвачена нацистами и затем отбита бойцами французского Сопротивления.

Картина Марка Шагала «Три свечи» была продана за $14,6 млн, значительно превысив свою оценочную стоимость (от $8 млн до $12 млн). Работа Василия Кандинского «Сверху и слева», оцененная в $5-7 млн, ушла с молотка за $8,3 млн.

По итогам аукциона было продано 78% из 55 лотов, сумма выручки вдвое превысила показатель аналогичных торгов весной прошлого года.

Исполнительный директор Christie’s Гийом Черутти в интервью Financial Times выразил уверенность, что рынок предметов искусства вновь оживает. Он объяснил прошлогоднее падение спроса неуверенностью продавцов в экономической и политической ситуации. Г.Черутти рассчитывает добиться столь же высоких результатов на аукционе современного искусства, который пройдет 17 мая в Нью-Йорке.

Pablo Picasso (1881-1973), Femme assise, robe bleue, Painted on 25 October 1939. Oil on canvas, 28¾ x 23⅝ in (73 x 60 cm). This lot is offered in Impressionist & Modern Art Evening Sale on 15 May 2017, at Christie’s in New York.

И немного о другом.

Christie’s New York garnered $35.2 million from its Magnificent Jewels sale at Rockefeller Center Wednesday, with a Van Cleef & Arpels diamond ring ending the day as the top lot. The auction was 90% sold by lot and 85% by value, Sotheby’s reported.

Аукцион Великолепных ювелирных украшений (Magnificent Jewels) Christie’s в Нью-Йорке принес $35,2 млн, а бриллиантовое кольцо Van Cleef & Arpels стало его главным лотом. Между тем на торгах было продано 90% лотов по объему и 85% по стоимости.
Кольцо Van Cleef & Arpels со внутренне безупречным бриллиантом типа IIa прямоугольной огранки цвета D было продано за $2,6 млн, в пределах прогнозируемого диапазона цены, сообщает Christie’s.
Другие крупные лоты, которые были проданы в рамках аукциона, включали в себя кольцо с рубином овальной огранки весом 8,64 карата, окруженным бриллиантами в форме щита, которое ушло с молотка за $1,99 млн, значительно превысив его предварительную оценку в $800 000. Кольцо с бриллиантом ярко-розового цвета модифицированной прямоугольной огранки весом 3,02 карата принесло $1,9 млн, или $638 245 за карат.
“Наша цель состояла в том, чтобы согласовать содержание апрельских аукционов с текущим спросом, и предоставить оценки стоимости, которые хорошо вписываются в контекст сегодняшних рыночных цен, – сказал Том Бёрштейн (Tom Burstein), глава ювелирного отдела Christie’s в США. – Этот подход привел к очень сильным аукционным продажам бриллиантов, цветных камней и подписанных ювелирных изделий, тем самым демонстрируя сильные стороны в наиболее важных областях ювелирного рынка”.
Следующий ювелирный аукцион Christie’s состоится 17 мая в Женеве.

***
На аукционе Sotheby’s в Гонконге был побит мировой рекорд по стоимости продажи для драгоценных камней любой категории — бриллиант “Розовая звезда” (The Pink Star) в 59,6 карат гонконгская компания Chow Tai Fook Jewellery Group купила за $71,2 млн, сообщает The Telegraph.

The “Pink Star” weighs 59.60-carats, and is the most valuable poilished diamond ever offered at auction.

“Розовая звезда” — самый большой в мире безупречный бриллиант розового оттенка. Изначально эксперты оценивали стоимость этого камня примерно в $60 млн. Алмаз был обнаружен в 1999 году, после чего его в течение 2 лет ювелиры занимались его огранкой и полировкой.

Однажды этот камень уже выставлялся на аукцион. В 2013 году нью-йоркский огранщик Айзек Вольф заявил, что готов купить камень за $83 млн, но в итоге так и не внес необходимую сумму.

Chow Tai Fook Jewellery Group — крупнейшая сеть ювелирных магазинов в мире по капитализации.

Материал подготовлен на основе: Источник , Источник , Источник