Лена Бассе, Лос-Анджелес, 2019

 

 Не так давно, на экраны вышел фильм Джулиана Шнабеля «Ван Гог. На пороге вечности» (At Eternity’s Gate), уже награжденный несколькими международными призами. Лента  рассказывает о последнем периоде жизни Ван Гога посредством воссоздания образов с его полотен. Главную роль в фильме исполнил Уиллем Дефо. Интервью с актерам вела Лена Бассе.

В истории кино было снято немало фильмов о гениальных художниках. Достаточно вспомнить такие великолепные картины как «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, «Призраки Гойи» Милоша Формана, «Поллок» Эдда Хардиса и «Фриду» Джули Теймор. О Ван Гоге тоже были снято несколько фильмов,  из которых лучшим до этих пор, считался фильм Роберта Олтмена «Винсент и Тео». Даже всемирно признанный кинорежиссер Акира Куросава посвятил  голландскому художнику один из эпизодов в фильме «Сны». Всех авторов этих фильмов, можно тоже назвать художниками в широком смысле слова, ведь недаром кинофильмы часто именуют картинами. Но все же, никогда прежде фильм о гениальном художнике не был снят режиссером, для которого создание кинокартин стало лишь одной из форм художественного самовыражения.

До того как начать снимать фильмы, Джулиан Шнабель прославился именно как живописец-неоэкспрессионист. При создании своих полотен, кроме масла он использовал самые различные материалы: фарфор, оленьи рога и даже линолеум. Поэтому переход к кинематографической деятельности означал для него еще и возможность использования новых ресурсов. Его первый фильм «Баския» рассказывал о судьбе художника, Жана-Мишеля Баския, которого называли Ван Гогом 80х годов ХХ века. Сняв после этого еще два фильма, Джулиан Шнабель лишь через 20 лет после своего кинодебюта приступил к созданию фильма о том самом Ван Гоге, имя которого стало одним из синонимом гениальности. 

ДЖУЛИАН ШНАБЕЛЬ, Мир Боба. 1980

Идея фильма «Ван Гог. На пороге вечности» пришла к Джулиану Шнабелю во время посещения выставки «Ван Гог/Арто. Самоубитый обществом», состоявшейся в 2014 году в парижском музее Орсе. На эту выставку Джулиан Шнабель пришел со своим другом, писателем и известным французским сценаристом, Жан-Клодом Карьером, написавшим сценарии к таким фильмам как «Дневная красавица», «Скромное обаяние буржуазии» и «Невыносимая легкость бытия». Будучи художником, Шнабель как никто другой, мог разъяснить своему другу не только тонкости техники, которую использовал Ван Гог, но и те задумки, которые были важны для живописца в момент, когда он творил свои картины. После того как друзья посмотрели около 40 картин Ван Гога, структура будущего фильма вдруг выстроилась сама по себе. Это была не просто надуманная двумя фильмейкерами идея, она как будто была подсказана им самим Ван Гогом. 

Кадр из фильма.

Наверняка поэтому, созданный ими фильм не только нельзя рассматривать как биографическую историю знаменитого человека, но его практически невозможно сравнить с каким-либо другим фильмом. Хотя, интересно, что в фильме озвучивается новая версия о том, что Ван Гог все же не покончил жизнь самоубийством, а был подстрелен хулиганами. Но так никогда и не признался в этом. В этой связи, совсем по-другому, звучат последние слова, произнесенные им: «Печаль будет длиться вечно». И все же, этот фильм, скорее художественная медитация, которая могла бы быть и пособием по живописи, и проводником к пониманию, в чем же заключается смысл жизни, если таковой вообще существует. Его можно назвать погружением в мир Ван Гога, его мир мыслей, красок, видения мира. Это фильм не о художнике, а о том, что значит быть Художником, в самом высоком значении этого слова. 

Одним из главных залогов успеха фильма о великом живописце, был выбор исполнителя самого Ван Гога. И хотя, на момент смерти голландского художника, тому исполнилось лишь 37 лет, Джулиан Шнабель посчитал единственно верным решением, выбрать на главную роль Уиллема Деффо, которому в то время уже перевалило за 60. И не только потому, что с этим актером его связывает давняя дружба и совместная работа. Уиллем Деффо обладает редкой способностью сопереживания своим героям на тончайшем интуитивном уровне. Его актерское исполнение отличается полнейшим погружением в личность героя. Но то, как Уиллем Деффо перевоплотился в Ван Гога, завораживает не меньше чем чудеса алхимии.

kinopoisk.ru

Сам режиссер назвал это перевоплощение Уиллема Деффо «реинкарнацией духа» великого художника. И хотя, знаменитый актер обладает многолетним и богатым опытом, такое перевоплощение далось ему бесспорно нелегко. Кроме эмоциональной и физической нагрузки, а Деффо пришлось немало побегать с тяжелым мольбертом по пыльным дорогам на юге Франции, где проходили съемки, он еще и учился рисовать и писать маслом как Ван Гог. Причем его учителем был сам Джулиан Шнабель. Усилия актера не остались незамеченными. За создание образа Ван Гогав в этом фильме, Уиллем Дефо был номинирован на престижную голливудскую награду «Золотой Глобус» за лучшее исполнение главной мужской роли.  

Willem Dafoe and Lena Basse. Photo: Magnus Sundholm for the HFPA.

Вы умели писать маслом до съемок в фильме о Ван Гоге? 

Совсем немного, и совершенно на другом уровне. Много лет тому назад я уже снимался в роли художника в фильме Уильяма Фридкина «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» и там мне пришлось писать маслом. Но Джулиан Шнабель меня сразу же предупредил, что основным моментом в исполнении роли Ван Гога является обязательное умение писать. Хотя, он тут же меня успокоил, сказав, что сам меня будет учить. И это был настоящий подарок судьбы для меня. Эти уроки изменили мой взгляд на окружающие меня пейзажи и людей. 

Как происходило обучение живописи? Вы не могли бы поделиться получеными от мастера знаниями?

Ну, во-первых, мы начали с ознакомления с материалами и самой примитивной техникой писания: как правильно держать кисть, как закреплять холст в мольберт. А потом, он объяснял мне, что картина, это серия меток. Эти метки, составленные друг с другом и создают в конце концов эффект отображения той картины, которую видит художник. Мы много говорили о цвете и о свете. Глядя на человека, портрет которого пишется, прежде всего нужно разделить в его внешности светлые пятна от темных. Приглядеться, что вот там, есть красное пятно. И вот там тоже.

Таким образом, постепенно, я начал видеть окружающие предметы в совершенно другом образе. Я стал различать формы, цвета, блики. Я перестал думать о том, какую функцию все детали образа выполняют. Таким образом, ты как бы переходишь на другую сторону, ранее тебе невидимую. Ван Гог как раз говорил о существовании бесконечности во всем, что является лишь временным, сиюминутным. И осознавая это, ты как будто вдруг просыпаешься. И я думаю, что это как раз то, как действуют его полотна на нас. Они будят нас и дают возможность взглянуть на вихрь происходящего внутри всего того, что нас окружает. Недавно я прочитал, что картина, это в общем-то аппарат, при помощи которого мы можем видеть, что действительно происходит вокруг нас. И такое определение искусства мне очень близко.  

Какие из картин, использованных в фильме, написаны вами?

Некоторые картины были написаны мной совместно с Джулианом. Но вот, ботинки, я написал сам и очень ими горжусь.

Как вы относитесь к тому, что Ван Гог получил заслуженное признание только после смерти? Его картины не хотели покупать, а теперь они стоят миллионы.

Период, описываемый в нашем фильме, был очень плодотворным для Ван Гога. Он творил и получал от этого удовольствие. Он очень любил рисовать. И он рисовал в это время почти каждый день. За 80 дней, которые он находился в Овер-сюр-Аз, он написал 75 картин. О чем это говорит? К тому же, несмотря на проблемы с психикой, в конце концов, он пришел к некоторому успокоению. Он говорил, что не будет добиваться собственной смерти, но если она придет, то примет ее. На самом деле, я считаю, что он прожил очень богатую жизнь. В ней было столько вдохновения! И что важнее? Можно ли забрать деньги с собой в могилу? Он творил и это было главным для него.

В фильме нельзя не обратить внимания на его высказывание: «Я пишу потому, что в это время я перестаю думать». Как вы сами его понимаете?

Я понимаю так, что когда он писал, он находился в гармонии с самим собой. То же самое происходит с актером, когда он играет роль, с писателем, когда он пишет роман. В это время, творящий перестает думать о самом себе, о своих проблемах, о деньгах, о том, что ты смертен. Он просто находится в моменте, он жив! И это то, что происходит со всеми нами, когда мы занимаемся делом, которое нас полностью поглощает.

В то же самое время, в фильме на вопрос о том, приносит ли ему удовлетворение написание живописи, Ван Гог отвечает: «только если у меня получается». А какую роль в вашем творчестве играет самокритика, подвержены ли вы ей?

Мне кажется, что сомнения, это обязательная составляющая творческого процесса. Это просто необходимо принять как обязательное условие. Самокритика, очень важна. В отличие от самобичевания. Кроме того, некоторые ошибки иногда оказываются ценнее самого большого успеха. Потому что дают тебе бесценный опыт, позволяя иногда предотвратить может быть еще большую катастрофу. 

Кадр из фильма

Разговаривая с вами, ощущаешь сколько у вас мудрости и жизненного опыта. Как повлияла на вас работа над образом такого неординарного человека как Ван Гог?

Могу сказать, что этот фильм изменил меня. Уроки живописи, изменили меня. Пребывание во Франции с таким художником как Джулиан Шнабель в течении трех месяцев, изменило меня. Многие вещи, которые были мне важны раньше, перестали быть важными. И наоборот, другие вещи на которые я раньше не обращал внимания, вдруг приобрели смысл. Я думаю, что каждый раз, когда ты учишься чему-то, в твоей жизни происходит некоторый сдвиг. Это открывает тебе новые возможности. Ты становишься немного другим. С этой стороны, я могу с уверенностью сказать, что тем, кем я стал после этого фильма, я нравлюсь сам себе намного больше, чем тот, кем я был до работы. Скажу еще, благодаря существованию именно таких фильмов, я люблю кино и свою профессию. Даже когда я смотрю небольшой отрывок из этого фильма, он трогает меня. Поверьте, я даже не вижу, что это я играю роль Ван Гога. Настолько сильно он меня изменил…

Ван Гог, «Вид на Арль с ирисами на переднем плане», 1888.