Светлана Вайс

 

ArtHamptons и  Art Southampton – 2015.

AnnaZorinaGallery1

*

Феерически, как и ожидалось, открылись две летние арт выставки в Хемптонах – в самых богатых деревнях Америки, расположенных в 3-4 часах езды от Нью-Йорка на Лонг Айленде. Два художественных мероприятия из разряда шикарных, внешне схожих по организации и совершенно различных по концепции, рассчитанных на всю окрестную публику, но имеющих разную целевую аудиторию коллекционеров. Две экспозиции, демонстрирующие два разных уровня современного арт рынка.

gal-luxeryhomes-1-jpg

*

Про Хемптонские деревни в Америке знают все, но мало кто видел. Ну, просто не видно за пятиметровыми стриженными кустами, да и камеры слежения резко снижают уровень любопытства. Известно, что стоимость тамошней земли превышает стоимость земли на 5-й Авеню в Манхеттене вдоль Центрального парка и на Гинзе в Токио. Как-то так. Богатейшие люди планеты коротают здесь жаркое лето и начало осени, в другие времена года делать здесь решительно нечего. У богатых все есть и как их выманить на какое-то коммерческое мероприятие в период короткого летнего отдыха деловые люди гадали несколько десятилетий.

static1.squarespace

*

Что только не открывали здесь: рестораны на любой вкус, ювелирные салоны, художественные галереи, магазины с наличием всех мировых брендов одежды и кожгалантереи, конноспортивные школы, яхт-гольф клубы и просто клубы. Все это простаивало один сезон или переходило на чопорное эксклюзивное обслуживание. Частная дорога, частный пляж, частный клуб, частная вечеринка и частная полиция – таковы реалии летнего отдыха в Хемптонах. Большие увеселительные тусовки, о которых так любят посплетничать журналисты, на самом деле не выходят за рамки одного жилого поместья. Знаменитые, якобы популярные, летние дефиле самой экстравагантной бабушки американской моды Бэтси Джонсон (Betsey Johonson) на самом деле проходят строго вокруг бассейна в ее саду в присутствии нужных людей и под охраной полиции. В результате, как и сто лет назад, самыми массовыми и доступными мероприятиями летнего сезона в Хемптонах до недавнего времени считались – выставка местных художников и Antique Show – на свежескошенном поле под открытым небом пару раз за лето.

a_8578-Art-Southampton-2015

*

И вот последние несколько лет серия ударных летних художественных выставок – арт, дизайн, архитектура и снова арт, доступных всем желающим по цене входного билета, буквально взорвали дремотный сон местных обитателей и стали собирать в Хэмптонах тусовку чуть ли не со всего восточного побережья. Причины на то я вижу две.

Во-первых, за последние пару десятилетий население престижных деревень чуть ли не удвоилось – огромное количество построенных домов на месте бывших плодоовощных ферм бросается в глаза. «Новые деньги» потеснили «Старые деньги». Богачи в первом поколении, поймавшие свою удачу на финансовой бирже в середине 90-х, приехали в Хэмптоны, что называется, «со своим уставом»: дворцы стали выше, бассейны глубже, автотранспорт круче. Новые миллионеры еще не самодостаточны – им нужны тусовки, гости, вечеринки – они не скрываются от папарацци и с удовольствием посещают культурные мероприятия местного значения.

Во-вторых, экспозиции, которые были предложены реально показывают хороший художественный уровень и, что не маловажно, высокий уровень тусовочной организации.

30unnamed

*

Первой эту «золотую жилу» стала разрабатывать команда Hamptons Expo Group под руководством Рика Фридмана (Rick Friedman), удачливого медийного менеджера и коллекционера, заработавшего свое состояние как раз в 90-х годах. Так что он хорошо понимал что и для кого он делает. ArtHamptons открылась восемь лет назад, но что интересно, она не единственное детище этой медиа группы – параллельно HEG держит контроль над такими ключевыми арт мероприятиями, как – Art Aspen, Houston Fine Art Fair, Palm Springs Fine Art Fair.

А через четыре года на уже освоенную территорию вторглась очень успешная конкурирующая фирма – медиа группа Art Miami под руководством Ника Корнилофф (Nick Korniloff), который, ясное дело, тоже не на грядке вырос. Эта арт группировка учредила художественную выставку Art Southampton, при этом успевая наращивать мощности в Майями каждый декабрь. Все ожидали крутых разборок в стиле «Сопранос», но утряслось. На мой взгляд, даже как-то договорились, перекупая друг у друга выставочные пространства.

9unnamed

*

Итак, в нынешнем сезоне художественная жизнь в Хэмптонах выглядит следующим образом: в деревне Бриджхэмптон в двух милях друг от друга на частных землях натянуты совершенно одинаковые шатровые сооружения (по типу теннисных кортов), при входе и поодаль образован парк скульптур устрашающего размера, паркинг для машин вокруг, а за ангаром шикарный комплекс мобильных туалетов. Секьюрити и обслуживающего персонала не меньше, чем в Алмазном фонде. Вход подсвечен и настелена ковровая дорожка. Внутри собственно выставочное пространство, разгороженное передвижными стенками – все как всегда. Приблизительно по 70 участников в каждом ангаре. Яркие софиты, шампанское, фотосессии, запах дорогих духов, красивые девушки модели и всевозможные предметы концептуального искусства мгновенно превращают ангар в декорации к фильму «Сказка о царе Салтане».

Первой открылась Art Hamptons, захватив праздничный уикенд 4 июля и приняв на себя первую волну любителей искусства в количестве 4,200 человек в день предварительного просмотра. Через неделю открылась Art Southampton и за первые три часа собрала более 5,000 человек – похоже тех же самых и еще подъехавших на выходные. Среди схожих организационных позиций этих арт шоу можно упомянуть то, что везде были задекларированы организации, для которых будут собраны средства – больницы, медицинские программы, учебные заведения и местный музей. О чем это говорит? О том, что у выставок есть профит и надо будет как-то решать вопрос с налогами. Также обе выставки являются международными, но не чужды оказать содействие и местным художникам.

3unnamed

*

Различаются эти арт шоу уровнем представленных художественных произведений, причем в разы. Ни больше – ни меньше. У Art Southampton уровень на два, а то и три порядка выше. В этом шоу участвовали манхэттенские галереи (David Findlay Jr. Gallery и др.), что бывает крайне редко, а именно они являются держателями «золотого запаса» Америки – работ Поп-арта. Глаз постоянно наталкивался на работы Роя Лихтенштейна (Roy Lichtenstein), Алекса Каца (Alex Katz), Жана-Мишеля Баски (Jean Michel Basquiat), узнаваемые имиджи Уорхола (Warhol) и др. Далеко не все оригиналы, но тиражи этих авторов тоже весьма неслабый рынок. Британские галереи привезли классику – пусть не много, но были рисунки Пикассо, Дали, Шагала (Masterworks Fine Art), в целом, они занимали довольно большое выставочное пространство от общего объема, что создавало впечатление отдельной музейной экспозиции.

4unnamed

*

2unnamed

*

Что очень порадовало, так это тот факт, что некоторые финансово устойчивые галереи позволили себе выставить малоизвестных художников – начинающих, судя по всему, стоящих у истоков каких-то еще не оформившихся направлений, например, живописи маслом в 3D формате, явно скомпонованной при помощи компьютерных программ. Много зрителей собирали анимационные работы, электросветовые композиции – они всегда вызывают интерес и придают любой выставке концептуальный вектор. Учитывая весьма немалую стоимость участия в таком арт шоу, вызывают уважение галереи, показывающие перспективу, а не пытающиеся «отбить» стоимость на конъюнктуре.

Не понравились мне, причем сильно не понравились, попытки отдельно взятых арт дилеров учредить вторичный рынок Домиана Херста и Джефа Кунса. Эти деловые художники давно уже сами заняли все возможные ниши на рынке искусства, поэтому пластмассовая акула золотого цвета в аквариуме и собачка – воздушный шарик из крашенного оргалита – уже не ирония, а пошлая профанация сильных авторских концепций. Даже заспиртованная Херстом акула вызывала страх, а Кунсовские шарики из металла давали полное ощущение легкости бытия.

В данном случае, все попытки «проехаться» на известных имиджах и повторить многослойность рынка Поп-арта не удались. Уточню, что пластмассовых акул и оргалитовых шариков-собачек на шоу пытались сбыть в некотором количестве и в разных местах шоу.

34unnamed

*

Всей этой драмы из мира искусства не наблюдалось на выставке Art Hamptons. Работы были туда привезены отдельными художниками и малоизвестными галереями с конкретной целью продать. Много коммерческих цветов, абстрактных композиций и прочей дизайнерской утвари по цене от 1,5 до 8 тысяч долларов. Ну, где-то просили и больше, но никто не давал и этого. Выставочные места часто арендовались вскладчину и это было заметно, так как нет ничего общего между японской и израильской галереями, владельцы которых говорят – один на японском, другой строго на русском. Был один тиражный принт Херста из тех, на которых кружочки рядами, так возле него нарочито стоял полицейский.

Пожалуй, самое запоминающееся – это коза в натуральную величину, сделанная из розовых стеклянных палочек (Marta Klonowska, Chamois, 2010 Habatat Galleries, Datroit). Такая на вид мягкая, но сколько крови от одного только прикосновения. Еще меня поразили южно-корейские галереи: с редким упорством каждый год они привозят скромные попытки копирования американского Поп-арта. Или еще что-то вторичное. Корейских галерей в шоу участвует много, и они резко снижают уровень впечатления.

Вот еще один бич не очень дорогих выставок – их атакуют местные художники, вернее те, кто так про себя думают и кого в этом убедили родственники. Эти милые в жизни люди всегда привносят в экспозицию примитивизм и непрофессионализм. А происходит это лишь потому, что у них есть свободные 10 тысяч долларов, чтобы оплатить участие. Читать их биографии в каталоге ArtHamptons без слез просто невозможно: «я вышла на пенсию и увлеклась живописью», «после курса химиотерапии я ощутила цвета жизни по-новому», «прошли годы… и я вернулся к детскому увлечению», «в мои 85 я пишу по 10 холстов в неделю» и т.д. Дай Бог здоровья и процветания этим людям! Но они и на следующий год нарисуют все те же лонгайлендовские дюны, зонтик и пару пляжных кресел (см. эмблему ArtHamptons), на которые смотреть уже тяжко. Сей трогательной патетики нет на Art Southampton, так как стоимость участия начинается от 30 тысяч долларов и еще не всем хватает места.

10unnamed

*

Судя по всему, летние выставки в чистом поле народу пришлись по душе. Эдакий шик с оттенком демократичности – можно прийти на открытие в вечернем наряде, а уйти босиком и никто ничего не скажет. Вообще можно отличиться нарядом и аксессуарами, что многие и сделали. В плане искусства – посмотреть было на что, если было желание. И даже купить, если были возможности.