Начало скандалу положила «Венера», якобы написанная в 1531 году Лукасом Кранахом Старшим. В 2013 году эту панель купил у галереи в Лондоне князь Лихтенштейна, уплатив 7 млн долларов. Но в начале нынешнего года французская полиция изъяла её с выставки в Экс-ан-Провансе из-за сомнений в подлинности. Сейчас работа проходит проверку в Центре музейных исследований и реставрации Франции, где её сравнивают с «Тремя грациями», написанными немецким живописцем в тот же период.
Торговец антиквариатом говорит, что рынок застали врасплох продуманным маркетингом этих весьма сложных подделок на основе старых материалов. Теперь покупатели будут настаивать на большем количестве гарантий, как научных, так и финансовых.
С ним согласен искусствовед Бендор Гросвенор. Он считает «мастера-фальсификатора» лучшим подделывателем в истории. Однако этот скандал будет иметь далеко идущие последствия не только для рынка, но и всего мира старых мастеров, ведь подлинность картин подтверждали множество экспертов, учёных и музеев.
Портрет кисти лже-Хальса и «Венера» Кранаха (?) прошли через руки некоего французского арт-дилера Джулиано Руффини. Он рассказывает, что в своё время по счастливой случайности купил целую коллекцию шедевров живописи. При этом 71-летний торговец настаивает, что никогда не называл свои приобретения«работами старых мастеров» — это делали многочисленные учёные. «Я коллекционер, не эксперт», — говорит о себе Руффини.
Мистерия Кранаха: кто стоит за скандалом вокруг «Венеры с вуалью»
История с картиной «Венера» (или «Венера с вуалью») якобы кисти Лукаса Кранаха Старшего, которую из-за сомнений в подлинности изъяли с выставки в Провансе в марте этого года, ещё далека от завершения. Журнал The Art Newspaper рассказал о том, кто стоит за скандалом, в который втянуты дилеры и аукционные дома в Лондоне, Париже, Нью-Йорке и Милане,а также князь Лихтенштейна — нынешний владелец произведения.
До сих пор имя Джулиано Руффини, французского коллекционера итальянского происхождения, было известно лишь узкому кругу лиц в мире искусства. Этот человек, которому сейчас 71 год, избегает фото- и видеокамер. Однако именно к нему ведут все ниточки этого почти мистического дела.
Руффини утверждает, картины, которые могли быть написаны Яном и Питером Брейгелями, Ван Дейком, Бронзино, Пармиджанино и многими другими старыми мастерами, попали ему по счастливой случайности. Некоторые прошли проверку подлинности и позже выставлялись в музеях по всему миру.
«Венера» — не единственное произведение, прошедшее через руки Руффини и вызывающее сомнения. К таковым относятся также «Давид, разглядывающий голову Голиафа» Орацио Джентилески (?), проданный британскому коллекционеру,и портрет, приписанный Франсу Халсу, который приобрёл ценитель из Сиэтла.
Стоит добавить, что он продал «Венеру» компании The Art Factory всего за 510 тыс. евро. Лишь позже три эксперта признали её автором Лукаса Кранаха. Тогда же картину купила галерея Колнаги, а спустя пару месяцев перепродала князю Лихтенштейна.