Виталий Орлов
Еще совсем недавно, рассказывая о великом скульпторе и художнике ХХ века Александре Архипенко, выставка произведений которого открыта в Украинском институте Америки (УИА), я бы не задумываясь написал: один из ярких представителей русского художественного авангарда 1910 -1930 годов – того явления в искусстве, что в значительной степени повлияло на всю его дальнейшую историю.
Но сегодня, если напомнить, что Архипенко – украинского происхождения, родился в Киеве, того и гляди, нынешние ретивые российские искусствоведы в штатском, на волне заскорузлого патриотизма, изымут его имя из числа классиков русского авангарда. Но тогда им придется вычеркивать и Казимира Малевича, тоже родившегося в Киеве, и харьковчан Василия Ермилова и Давида Бурлюка, и Марка Шагала, родившегося в Витебске, да мало ли еще кого. В конце концов, и Илья Репин родился в Чугуеве под Харьковом…
Работы Архипенко представлены во многих крупных музеях Европы, США, Израиля. 12 его рисунков находятся в Государственном Эрмитаже, его скульптуру «Гондольер» (1914) можно увидеть в Музее искусств Метрополитен.
Произведения А. П. Архипенко в начале ХХ века перевернули мировые представления о скульптуре, развязали руки и освободили глаза многим художникам-скульпторам. Именно Архипенко впервые «соединил» в единую визуальную форму разнородные составляющие, вводя в композицию стекло, дерево, металл, целлулоид… и пустоты! Пластика, движение, выявленная конструкция и конструктивность, лиричность – основные качества его работ, высоко оцененных современниками: Г. Аполлинером, П. Пикассо, Ф. Леже, М. Дюшаном, Р. и С. Делоне, А. Родченко, последователями и исследователями.
Знаменитый французский поэт Гийом Апполинер писал: «Новизна темперамента Архипенко, на первый взгляд, лежит в отбрасывании возможности влияния на современного художника искусства раннего времени. Однако он взял у этого искусства все,что мог; и он уверен, что может его превзойти абсолютно».
[quote style=”boxed”]Архипенко родился в 1887 году в семье профессора Киевского университета, инженера-изобретателя П. А. Архипенко. Его дед был художником-иконописцем. Будущий скульптор с детства питал любовь к искусству и математике, изобретательству, конструированию. Занятия живописью начал в 1900-01 гг. с копирования из книги рисунков Микельанджело. В 1902-05 гг. учился в Киевском художественном училище, откуда был исключен за критические замечания в адрес учителей-консерваторов, после чего продолжал образование в частных студиях Москвы, где в скором времени принял участие в выставках вместе с Малевичем и Врубелем. В 1908 г. Архипенко поселился в Париже, где недолго учился в Школе искусств, затем штудировал в музеях вместе с А. Модильяни древнюю скульптуру Египта, Ассирии, Центральной Америки, Африки.
В 1910 г. Архипенко открыл мастерскую на Монпарнасе, участвовал в выставках в Гааге и Берлине, работал совместно с группой художников и скульпторов-кубистов. Затем Архипенко основал в Париже собственную школу и в это же время совершил длительное путешествие с выставкой своих работ по Италии, Швеции, Германии, Чехии.
В годы Первой мировой войны скульптор жил в пригороде Ниццы, работал в области «скульпто-живописи», сочетая трехмерное и плоскостное изобразительные средства. В 1921 г., женившись на немке, Архипенко поселился в Берлине и открыл там художественную школу. Состоявшаяся в том же году в нью-йоркском Музее современного искусства выставка работ Архипенко имела шумный успех. Появились монографии о художнике на многих европейских языках, в том числе на русском.
Вскоре, в 1923 г., скульптор переехал в США и в 1928 г. принял американское гражданство. В 1920-30-х гг. создал ряд реалистических произведений, а также академически традиционные скульптурные портреты Т. Шевченко, И.Франко, деятелей американской политики и культуры. Продолжал работать и в жанре абстрактной, конструктивистской скульптуры, используя различные технические изобретения; в частности, разработал так называемую «архипентуру» – подвижную живопись (1924-27), где при помощи сложного механизма приводились в движение узкие цветные полосы, создававшие определенные композиции, меняющиеся по желанию художника. Экспериментировал он и со «звуковой скульптурой», а также делал полупрозрачные, освещаемые изнутри формы-объекты (1940-е).
К сожалению, нельзя назвать счастливой судьбу тех произведений мастера, которые с большим трудом все же попали на родину. Осенью 1935 года в собрание Львовского национального музея включили дар Архипенко – скульптуру «Раздумье» – одну из трех композиций, объединенных под общим названием «Ма». Стараниями директора львовского музея И. С. Свинцицкого позднее к ней были присоединены еще девять полученных от автора произведений – две картины и семь рисунков. Однако они бесследно исчезли в 1952 году во время беспримерной акции изъятия из музея и уничтожения многочисленного «идейно вредного, националистического» наследия. Архипенко умер в Нью-Йорке в 1964 году.
В Америке творчество Архипенко пользовалось неизменным интересом. Он прожил в США 40 лет, и за эти годы было устроено более 150 его персональных выставок. Художник преподавал в своих студиях в Вудстоке (1924-28гг., 1940-е), Лос-Анджелесе (1935), Чикаго (конец 1930-х), в Вашингтонском университете в Сиэтле (1935-36, 1952), Нью-Баухаузе (1937), в Институте рисунка в Чикаго (1946), университете Канзас Сити (1950); ездил с лекциями по городам США.
[quote style=”boxed”]Интерес к личности и творчеству Александра Архипенко сохранился в Америке до наших дней. К 60-летию Украинского Института Америки состоялось открытие выставки произведений скульптора из коллекции архитектора Августина Сумика и его супруги. В далекие теперь уже годы Архипенко встретился с супругами Сумик, которые стали не только друзьями скульптора и большими поклонниками его творчества, но и едва ли не самыми крупными владельцами его произведений, в числе которых новаторский шедевр «Идущая» (1912). Весной этого года А.Сумерик сообщил УИА, что отдает ему свою коллекцию на 10 лет, чтобы с ней мог познакомиться украинский Нью-Йорк. Но у любителей искусства есть возможность познакомиться с коллекцией уникальных произведений великого мастера уже сейчас. Выставка будет открыта до конца декабря 2014 года.
Фотографии автора.