Анастасия Зайцева
«Анастасия» – новый нью-йоркский мюзикл, где каждый зритель отыщет то, что ему по вкусу и, главное, то, зачем он отправляется в театр на Бродвей. Лично я предвкушала красивое шоу, в котором воплотится романтическая легенда об Анастасии, выжившей младшей дочери царя Николая II.
Затертая до дыр видео кассета с одноименным мультфильмом 1997 года, исследованный каждый угол царской летней резиденции в Ливадийском дворце в Крыму. Какая девушка не мечтает увидеть наяву или, хотя бы на сцене, с детства любимых героев! Ну а для тех, кто не имеет такой детской мечты, постановщики спектакля приготовили другие беспроигрышные козыри.
И первый из них – звездный актерский состав.
Бабушку Анастасии, императрицу Марию Федоровну, играет непревзойденная Мэри Бет Пейл, известная нам по «Стэпфордским женам». Пожалуй, ее исполнение роли погружает зал в атмосферу конца девятнадцатого века в той же мере, как великолепные костюмы и декорации спектакля. Императорская осанка и царственно приподнятый подбородок 76-летней леди заставляет дам в партере расправить плечи и вспомнить, что о возрасте говорят не морщины, а походка и сутулая спина. Но это к слову.
Поклонники «Сплетницы» и «Аббатства Даунтаун» узнают во Владимире Джона Болтона. Дерек Клена, исполнитель роли Дмитрия, также имеет на своем счету внушительный список высокопробных сериалов. Кэролин О’Конор из «Мулен Руж» предстает перед нами в образе великолепной графини Лили.
Но пожалуй, самой «незвездной» актрисе труппы отведена в спектакле главная роль – Кристи Алтомар (Анастасия) успела сыграть до этого всего в одном бродвейском мюзикле. Но ее появление на сцене приковывает внимание и завораживает зрителя артистизмом и удивительным по тембру голосом. Внешние данные и отличное актерское мастерство, легкость и грациозность движений говорит о том, что главная героиня выбрана беспроигрышно и достойна тех высоких откликов прессы и восторга публики, которыми ее наградили после премьеры.
Спектакль начинается с празднования 300-летия Дома Романовых – великолепный бальный зал выглядит даже немного чересчур шикарно, но именно так, как представляет себе западный зритель безудержную роскошь русского двора в канун революции.
Вторым козырем в игре за любовь публики и прессы стали костюмы, особенно царской семьи. Так хороши, что немного нереальны, хотя для бродвейского шоу сказка – это родная стихия, и во многом то, зачем приходит в театр основная масса зрителей.
На балу, пусть ненадолго, появляется шестилетняя Анастасия Николаевна (Николь Симека). Этот детский образ добавляет спектаклю трогательности и легкой сентиментальности, что для мюзикла так же является скорей правилом, чем исключением, а в данном случаи необходимым и уместным штрихом.
Но прекрасный бал недолговечен, история беспощадна, революция сметает все на своем пути. Романтическую атмосферу, красоту и сентиментальность разрушают и тем самым подчеркивают драматические сцены расстрела царской семьи. И хотя на этом моменте не был сделан особый акцент, но на глаза зрителей наворачиваются слезы, и сердце сжимает печаль…
Нужно отдать должное сценографии сцены Революции, которая бесспорно удалась художникам спектакля: окна Зимнего дворца багровеют, и через мгновение величественный Зимний дворец предстает перед публикой с развивающимся над крышей красным флагом. Империя пала… На сцене возникает гигантский архив НКВД… Все выглядит так реалистично и ужасающе, что по спине ползут мурашки, и приходит мысль, что создатели спектакля заслуживают всех высших наград.
Удивительно точно и аллегорично представлена смена власти в Росси, смена тех, кто управляет страной: на место красивых и благородных людей приходит оголтелая грубая толпа. И эта метафора понятна публике, но, наверняка, более эмоционально к ней относятся выходцы из России.
Интересно, что в мюзикле отсутствует Распутин, вместо этого авторы спектакля воплотили все зло в образе сотрудника НКВД Глеба Ваганова (Рамин Каримлу). Глеб преследует чудом выжившую дочь Николая II, Анастасию, или как ее называют в спектакле Анью. Он воплощение темной стороны мира, зла и цинизма. Он держит зрителя в напряжении и добавляет драматизм разворачивающимся событиям.
Отвлекаясь от сюжета, отмечу, что меня позабавил эпизод, говорящий об американской политкорректности даже на Бродвее. Афроамериканец-революционер достаточно странно смотрится среди толпы тщательно подобранных актеров. До полного комплекта не хватило азиата в роли какого-нибудь представителя русской интеллигенции в Париже.
Но вернемся к истории прекрасной принцессы. Под романтические мелодии, кстати эта музыка звучала и в одноименном мультфильме, Анастасия с Дмитрием и Владом пребывают в Париж, где ее должны представить Марии Федоровне. Виртуозное исполнение мужских партий в сценах Парижа заслужило горячие отклики не только публики, но и строгих нью-йоркских критиков.
Хочется отметить Дерека Клена (Дмитрий), в его исполнении, ирония и романтизм, сменяя друг друга, превращают этот образ в один из ключевых и любимых в спектакле. Зритель чувствует и сопереживает тому, как меняется его поначалу корыстное отношение к Анастасии, перерастая в нежную и искреннюю влюбленность.
Спектакль продолжается, и жизнь снова меняет свои декорации – элегантность французской столицы подчеркнута костюмом каждого героя и намеренно остро контрастирует с серостью большевистской Россией. Парижский шарм преображает княжну Анастасию, она вдруг оказывается одета по последней моде, что вызывает легкое недоумение, но мюзикл есть мюзикл – у него свои законы.
Но что же я пересказываю весь спектакль?! Сохраню интригу и лишь добавлю, что придя на шоу, вы непременно получите удовольствие от сцены «Лебединого озера», да и многих других…
И еще одна деталь… Голоса артистов прекрасны, игра на высшем уровне у всех, но сердца женской половины зала явно были отданы Дмитрию. Когда он вышел на поклон, зал взорвался аплодисментами и явно женскими возгласами восторга. Мне кажется, что билеты на шоу разлетаются молниеносно отчасти именно из-за Дерека Клена… Но возможно, я тоже необъективна.
Спектакль основан на легенде, он оставляет ощущение приятного многоточия, зритель уходит из театра с верой в эту прекрасную сказку и возможность чуда.
Мюзикл «Анастасия» представлен в двух номинациях на престижную премию Tony, в девяти на Drama Desk Award и целых тринадцать на театральную премию Outer Circle Award. Продюсер и автор идеи – Дмитрий Богачёв.
В заключении приведу цитату, с которой совершенно согласна: «Это шоу очень понравится поклонникам истории и романтичным натурам. Созданный в стилистике музыкальной романтической комедии, мюзикл «Анастасия» имеет все возможности и причины стать легендой Бродвейской сцены» — Variety.