Нина Аловерт

Фото Нины Аловерт

 

Жизель и Альберт

В Нью-Йорке в театре Джойс прошли гастроли труппы из Южной Африки «The Dance Factory». Хореограф и танцовщица труппы Дада Масило родилась и начала учиться танцу в Йоханнесбурге, затем продолжила балетное образование в Брюсселе. Вернувшись в родной город, основала там свою труппу. Дада довольно быстро завоевала известность в мире современного танца, получила ряд международных премий, гастролирует и в Европе, и в Америке.

Масило создала свой стиль хореографии, смешивая фольклорный негритянский танец, современный танец  с классическим. Кроме того, Дада – талантливая танцовщица, исполнительница главных партий в своих балетах.

В этом году на гастроли в Нью-Йорк Дада Масило привезла свою версию классического балета «Жизель», где сама танцевала заглавную роль.

Альберт

Балет «Жизель» – старинный классический балет на музыку А. Адана, балетмейстеры Ж.Коралли, Ж.Перро. Премьера состоялась в Париже в 1841 году.  Окончательную версию создал Мариус Петипа в Мариинском театре в Петербурге (1887,1899 год). В основе либретто – поэма Т.Готье, основанная на  легендах о виллисах, которую он позаимствовал у немецкого поэта Генриха Гейне. Виллисы – девушки, обманутые своими любимыми и умершие до свадьбы. Эти ночные видения стараются погубить всех мужчин, которых встречают.  И только Жизель, превратившись после смерти в виллису, прощает и спасает своего неверного возлюбленного, который приходит к ней ночью на могилу. Потому что в романтическом балете любовь побеждает смерть.

Жизель

Хореограф Дада Масило создала свою версию балета, страшную и трагическую, лишив его романтики. Но имена героев остались прежними.

Музыку написал Филипп Миллер (родом тоже из Южной Африки). В её основе – ритуальная африканская музыка  и классическая музыка, но в обработке Миллера. Так во втором акте часто используется тема виллис Адана, но эта музыкальная  тема  доведена до устрашающего звучания.

Хореография – в основном африканский фольклор, все танцуют босиком. Только Альберт, главный герой, – богатый и знатный, танцует почти классическую вариацию. Классические движения введены и в танец виллис, чтобы подчеркнуть их фантастическую сущность, отличие от живых людей.

Жизель и Альберт

 

Действие балета происходит в африканской деревне. Жизель – не любимица подруг и матери, как в традиционном спектакле, собственно к ней никто хорошо не относится кроме влюбленного в нее поселянина Иллариона. Мать ее бьет. Когда на глазах всей деревни ее отталкивает любимый ею Альберт, только немногие выражают сочувствие милой, искренней, наивной Жизели, остальные смеются над ней. Альберт увлекается Жизелью, легко добивается победы, а после любовной сцены покидает ее.

За любовным свиданием хореограф ввела важный для понимания ее балета эпизод: уже в первом акте, в отличии от классического сюжета, впервые появляются виллисы. У Масило предводительница виллис Мирта –  это Сангома, шаман (исполняет танцовщик-мужчина). Мирта-Сангома овладевает душой спящей Жизели. Это интересная сцена «колдовства», в результате которой брошенная всеми Жизель еще до смерти попадает под власть виллис.

Батильда, на заднем плане – Альберт

Появление разряженной невесты Батильды в деревне ничуть не смущает Альберта. Он радостно её приветствует.  Когда негодующая Жизель бросается к нему, Альберт грубо её отталкивает, недоумевая, с какой стати девушка предъявляет на него права и ждет каких-то объяснений? И продолжает беззаботно танцевать с Батильдой.

От предательства возлюбленного Жизель, как и в основном либретто балета, сходит с ума. Но хореограф не хотела, чтобы трогательная девушка с распущенными волосами умирала, окруженная сопереживающими её горю героями спектакля.  Все расходятся. Жизель с бритой головкой почти обнаженная мечется в сгущающемся мраке пока не падает мертвой.

Альберт во власти виллис

Во втором акте Жизель, как и в классическом сюжете, становится одной из виллис, во главе которых – повелительница Мирта. И как и в классическом балете к ее могиле ночью приходит Илларион и  полный раскаянья Альберт.

В балете Дада все происходит жестче и безжалостнее, чем в романтическом. Виллисы убивают Иллариона, как и в классическом балете. Но Жизель может освободиться от власти виллис, получить свободу от земных страданий только в том случае, если она убьет обидчика. Никакого милосердия, никакого христианского всепрощения, никакой романтики.

Безумие Жизели

Гонимый виллисами Альберт молит Жизель о прощении. В какой-то момент кажется, что Жизель смягчилась, она даже целует Альберта. Но следом за поцелуем – убивает: прощения нет, есть только возмездие.

«Жизель» Дада  Масило – не просто «феминистский» балет, как его часто называют критики. Дада родилась в той части  Йоханнесбурга, в котором  существовало негритянское гетто при апартеиде. Женщина была в том обществе абсолютно бесправна. Балеты Дада посвящены самоутверждению личности (чаще всего – женщины). Искусство Масило рождено как и местным  фольклором, так и реальностью жестокого мира, в котором она выросла. Недаром похороны Жизели сопровождаются церковным гимном: “Пусть душа моя вознесётся на небо, ибо нет покоя на этой земле ”.

Жизель целует Альберта

Безумие Жизели

Действующие лица и исполнители:

Жизель  – Dada Masilo 
Альберт  – Xola Willie
Мирта – Liewellyn Mnguni
Батильда  – Liyabuya Gongo