Нина Аловерт
Фотографии Нины Аловерт.
В ноябре я летала в Санкт-Петербург по приглашению Культурного Форума. А конкретно – по приглашению Академии русского балета им. А.Я Вагановой, на презентацию книги-альбома «Жанна Аюпова». Альбом был издан Академией, и издан прекрасно. Руководителем проекта стал Николай Цискаридзе, народный артист России, лауреат Государственных премий, а координатор, Галина Петрова. Я один из соавторов альбома – на обложке фотография Аюповой в костюме Жизели, сделанная мной.
Место Жанны Аюповой в созвездии балерин Мариинского театра – уникально: это подлинная романтическая балерина.
Я увидела Жанну Аюпову впервые в 1986 году. Тогда труппу Кировского балета выпустили в Америку на гастроли впервые после 1974 года. Американский телевизионный канал PBS снимал фильм”The Kirov Ballet: “Swan Lake” на сцене Вулф Трапа под Вашингтоном. Я была официальным фотографом фильма. В приехавшей труппе были и знакомые мне по прежним временам танцовщики и новое поколение – будущее «звездное поколение» художественного руководителя труппы Олега Виноградова. Жанна Аюпова танцевала па де труа вместе с Ириной Чистяковой и Александром Луневым.
На следующий год я увидела Аюпову также на гастролях Кировского балета в Америке в балете Михаила Фокина «Шопениана», она танцевала мазурку. В главных партиях выступали мастера, которых я хорошо знала: Ирина Колпакова, Сергей Бережной. Но когда от ансамбля сильфид в романтических туниках отделилась девочка – нежная, женственная, как будто светящаяся изнутри, с чуть лукавой полуулыбкой на губах, я не поверила своим глазам. Это было восхитительное явление: передо мной танцевала современная Карлотта Гризи.
За все пятьдесят последних лет ХХ столетия я не видела на сцене Мариинского театра такой подлинно романтической балерины в старинном понимании этого слова, какой была Аюпова, не выученной – природной. Арабески – никогда не завышенные (хотя вынуть ногу очень высоко могла), «летящий», прыжок поражавший не высотой а удивительной легкостью, был особенность ее стиля. Музыкальность, утонченный лиризм и изящество манер вместе с врожденной чуткостью к красоте каждого движения и позы составляли особое сценическое обаяние Аюповой.
Аюпова и в жизни – нежная, деликатная, теряется от резкого слова или упрека. Нелли Кургапкина, у которой Жанна училась в Хореографическом училище (теперь – Академии балета им.А.Я.Вагановой), говорила мне, что когда она в классе начинала кричать на учениц, Жанна сразу начинала плакать. «И я перестала на нее кричать», – говорила Кургапкина. Она понимала, какой редкий цветок расцветает в ее классе, поэтому относилась к девочке с особым вниманием. Когда Жанна поступила работать в театр, Кургапкина осталась ее репетитором, и другом, и «балетной матерью».
Аюпова станцевала много балеринских партий. Но были в ее репертуаре вариации и концертные номера, и небольшие сольные роли, которые остались в моей памяти на уровне ее лучших выступлений в главных ролях: солистка в па-де-труа из «Пахиты», Девушка в «Видении розы» Михаила Фокина, «Бабочка» Пьера Лакотта…
Аюпова в совершенстве умела передавать стилистические особенности различных хореографов: Мариуса Петипа, Михаила Фокина, Олега Виноградова, Леонида Лавровского, Георгия Баланчина. Ее лучшими ролями в классическом и современном репертуаре стали Аврора, Принцесса Флорина, Одетта, Золушка (я видела Аюпову только в балете Виноградова), Джульетта… Она могла быть утонченной принцессой и милым ребенком – очаровательной «замарашкой», излучающей сердечный свет. Аюпова оставалсь Принцессой и в бессюжетных балетах Баланчина. Но вершиной творчества Аюповой я считаю ее выступления в балетах «Сильфида» А.Бурнонвиля и «Жизель» Ж..Коралли, Ж.Перро, М.Петипа. В исполнении этих двух романтических образов особенно сказалось чуткое понимание балериной стилевых различий балетов. Мне приходилось видеть, как танцовщицы – исполнительницы этого же репертуара – ошибочно делали Сильфиду похожей на Жизель. В танце Аюповой я не ощущала ничего подобного. Ее легкая, шаловливая, беспечная, не знающая глубины человеческих чувств Сильфида, была подлинным волшебным созданием. И как бы ни был легок и воздушен танец ее Жизели во втором акте, «потусторонняя» дева-виллиса ничем не напоминала «летающую» среди деревьев деву воздуха.
В балете «Жизель» талант Аюповой проявился, наиболее полно. Ее интерпретация роли (сознательная и интуитивная) настолько интересна, что должна остаться в анналах балетного искусства. Я видела балерину в этом балете не один раз, но расскажу об одном спектакле, особенно меня поразившем. В Нью-Йорке на гастролях в 1989 году Кировский балет дал подряд несколько представлений «Жизели» с разными составами. Аюпова танцевала с Фарухом Рузиматовым.
В первом акте Жизель Аюповой оставалась бесхитростной девочкой с открытым сердцем, чуждым обмана (о такой дочери каждая мать только мечтать может!). Она жила в пасторальном балетном мире и ее танец был чист и гармоничен, как душа ее Жизели. Она любила Альберта, как любят сказку, и умирала от соприкосновения с реальной жизнью, просто «шагнула» в смерть прямо из детства, не успев повзрослеть. Совершенно неожиданной была в ее исполнении сцена сумасшествия Жизели: только у Аюповой я видела выражение счастья на лице балерины в момент безумия. Повторяя в хаотически бессвязных движениях свой первый дуэт с Альбертом, она вспоминала их танец с улыбкой, потому что ее Жизель могла помнить только счастливые моменты своей жизни. Внезапные гримасы боли на ее прекрасном лице как будто отражали стремление души вырваться из плена телесной оболочки, освободиться от страдания. В краткий миг просветления Жизель бросается к Альберту и выскальзывает из его объятий мертвая. Многие танцовщицы «умирают» на лету. Жизель Аюповой умирала от объятия Альберта, как бабочка, залетевшая на огонь.
Второй акт у балерины был естественным продолжением первого. Ее Жизель появлялась из могилы против своей воли: она не хотела страдать вновь. Она не прощала Альберта , потому, что никогда и не судила его своим кротким сердцем, она просто старалась спасти его от страшных виллис. Как Аюпова танцевала этот акт! О ней и нельзя сказать: танцевала. В старинной манере она творила идеальный образ романтической красоты.
Не думаю, что всегда – сознательно. Так в самом начале, «проскользнув» мимо Альберта, на мгновенье замирала у самой кулисы. И поворачивала голову, как будто оглядываясь. И посмотрела в зал. В ее глазах был мрак потустороннего мира.
С наступлением рассвета виллисы исчезают. Аюпова-Жизель не простирала руки с мольбой к Альберту, она – раньше чем это делают другие танцовщицы – складывала руки на груди знаком смерти (ладони повернуты внутрь) и, неслышно переступая на пальцах, уходила в кулисы. И вдруг перед тем, как окончательно исчезнуть, раствориться во мраке, замерла и вздохнула, как будто прощалась – с жизнью? с Альбертом? Это был вздох печали и облегчения одновременно. Такая Жизель не встанет из могилы на страстный зов возлюбленного. Фарух Рузиматов, тонкий актер, понимал, что терял ее навсегда, и кидался плашмя на могилу Жизели, как будто и сам хотел уйти из жизни.
В жизни Жанна держится скромно. Мягкий овал лица, чистый, высокий, лоб, огромные прекрасные глаза… иллюстрация к старинному русскому романсу.
Аюпова танцевала почти со всеми премьерами театра. Я не видела ее спектаклей с Луневым, только репетиции. Удачным сложился дуэт с Андрисом Лиепой– это была встреча двух романтических героев, соприкосновение родственных душ. С Игорем Зеленским – мужественным, напористым «мачо» – особенно была заметна женственная прелесть, душевная чистота, покорность судьбе героинь Аюповой. («но можно быть счастливым и голову склоня». Б.Окуджава)
Незабвенными останутся несколько встреч балерины на сцене с Владимиром Малаховым, особенно в балете «Сильфида», который они танцевали на фестивале в Финляндии, и в «Видении розы».
В 2002 году Аюповой присвоили звание заслуженной артистки РФ, но я думаю, нет таких званий, которые соответствовали бы уникальному таланту романтической русской балерины Жанны Аюповой.
С 2013 года Жанна Аюпова – художественный руководитель Академии русского балета им. А.Я Вагановой в Санкт-Петербурге.