АЛЕКСЕЙ ЯВЛЕНСКИЙ И НЕМЕЦКИЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ

Виталий Орлов

 

«Каждый находит в картине только то,
что  есть в его собственной душе».
Алексей Явленский

Alexej von Jawlensky Selbstbildnis 1905

 

 

Открывшаяся выставка произведений Алексея Явленского (1864-1941) в нью-йоркской Neue Galerie, которую любители живописи обычно называют «Австрийским музеем» или Музеем Г.Климта, впервые в Америке представляет более или менее полную  ретроспективу произведений этого выдающегося живописца.

Немецкий художник русского происхождения, без творчества которого история искусства первой половины ХХ века была бы неполной, Алексей Явленский, или, как представляют его немцы – Алексей фон Явленски – яркий представитель экспрессионизма. Приставка «фон» (von) к его фамилии не случайна: Алексей Явленский происходит из знатного русского дворянского рода. Те, кто интересуется творчеством Василия Кандинского, непременно сталкиваются с именем Явленского, его коллеги и друга, но, в отличие от Кандинского, картины Явленского в США известны мало, а история жизни и судьба – и того меньше. Между тем и то, и другое, и третье необычайно интересны.

В экспозицию Neue Galerie включено около 75 картин Явленского, написанных  с 1900 по 1937 годы.

Она дает довольно полное представление об осознанном стремлении художника идти на протяжении творческой жизни по пути поиска своего собственного места в мировом живописном искусстве. Чтобы это обоснованно продемонстрировать, кураторам выставки пришлось собирать картины Явленского, которые еще при его жизни охотно покупались многими коллекционерами и музеями, по всему миру, и поэтому некоторые экспонаты, в особенности,  из частных собраний широкая публика увидит впервые.

Выставка начинается с ранних картин: изображений человеческих фигур и лиц, натюрмортов и пейзажей; продолжается  серией картин, созданных между 1914 и 1921 годами, названных автором  «вариациями», в которых его живописная манера  эволюционировала от наблюдения из окна до выражения чистого цвета. Полуабстрактные работы  сменяются  мистическими  изображениями голов: от ликов Спасителя до абстрактных, которые возвращают человеческое лицо к простым геометрическим формам  и контрастному  цвету. Выставка завершается образными размышлениями художника, по новому увиденными натюрмортами, рядом духовных картин, созданных Явленским к концу жизни как дань своему российскому православию.

 

 

Находясь на перекрестке таких течений ХХ  века, как фовизм, экспрессионизм, конструктивизм и абстрактное искусство, Явленский, не обходя их стороной, оставался в них, как и в жизни, неким «гостем», стремясь в одиночестве к  выработке собственных, часто крайне максималистских решений.

Родившись в российской Тверской губернии, близ Торжка, ребенком вместе с семьей Явленский переезжает в 1874 году в Москву. По семейной традиции его отдают в кадетскую школу, потом в юнкерское училище.

С шестнадцати лет, заинтересовавшись изобразительным искусством, он каждое воскресенье ходит в Третьяковскую галерею. После смерти отца семья перебирается в Петербург. Явленский начинает посещать Академию художеств, классы  А.И.Куинджи и И.Е.Репина. Но став гвардейским офицером, он, в конце концов, решил оставить военную службу и посвятить себя целиком живописи.

В мастерской  Ильи Репина его увлекли  проблемы  колорита, но не только. Там Алексей Явленский встретился с Марианной Веревкиной, дочерью известного генерала. Вместе они решили поехать учиться, как и многие русские, в Мюнхен. В  1897 году они попадают к Антону Ашбе, известному педагогу. Вместе, настроенные крайне романтично, русские «немцы» образовали некое подобие  «Братства». Вскоре к ним примкнул и Василий Кандинский. Как и Кандинского, Явленского влечет музыка, он становится поклонником Бетховена. В чем-то эти два выходца из России были схожи. Более, чем работы немцев Ленбаха и Штука, его привлекают  Ван Гог, Сезанн, Гоген. Большое значение имело знакомство с Матиссом в 1905 году в Париже. В Париже  его приметил Сергей Дягилев, пригласивший на петербургскую выставку, где он на следующий год экспонировал свои работы вместе с В.А.Серовым, М.В.Добужинским, К.А.Сомовым. Однако ему было не по пути с художниками «Мира искусства».

Явленский много путешествует, помимо Франции часто посещает Италию и Россию, где живут его мать и родные. Постепенно крепнет дружба с Кандинским. В 1908 году он вместе с Веревкиной живет в доме Кандинского и Габриэль Мюнтер в Мурнау, к югу от Мюнхена.

В 1909 году он основал вместе с Василием Кандинским, Адольфом Эрбслехом, Габриэль Мюнтер, Марианной Веревкиной и другими «Новое Мюнхенское художественное объединение», предшествовавшее «Синему всаднику» – группе, которую создали Кандинский и Франц Марк и к которой тесно примыкал и Явленский.

Alexei Jawlensky circa 1905 Road in Fussen Snowy Landscape Omsk-Museum of Fine Arts

В колористическом отношении работы Явленского 1911 года — самые экстатические по цвету. Краски полыхают, встречаясь в немыслимо дерзких сочетаниях, где киноварь спорит с веронезом, охра вторгается в берлинскую лазурь. Как и его знакомые и близкие ему по духу художники – Матисс, Кис ван Донген, Нольде, – он   шел к предельной интенсификации палитры, к ударным столкновениям красочных пятен.

Цвет у Явленского предельно интенсивен, а окружающее пространство в натюрмортах фактически отсутствует: нет ни стен, ни окон, ни стола, где должны бы располагаться изображаемые предметы. Как будто материал натюрморта существует сам по себе, парит… Этот эффект «вырывания из среды» для произведений Явленского очень характерен и на зрителя по сей день производит сильнейшее впечатление.

К этому времени  Явленский уже полностью прижился на Западе, стал «своим» в кругу немецких художников: был дружен с Паулем Клее, Августом Маке, Францем Марком.

Немецкие друзья называли Явленского между собой Иваном Карамазовым. Почти перед самой войной он вошел в авангард европейских художников.
В последние предвоенные годы художник продолжает много работать. В 1912 г. написано большинство его «голов» и «Автопортрет», который считается одним из величайших достижений экспрессионизма.

Когда в 1914 году началась Первая мировая война, Явленскому, как российскому подданному пришлось покинуть Германию. Он поселился в Швейцарии, где оставался в течение семи лет. Связи с Россией полностью прервались, и он уже больше никогда не возвращался на родину.

Alexei Jawlensky (1864-1941). Portrait of the Dancer Alexander Sakharov.

В 1919 году Явленский окончательно расстается с Марианной Веревкиной, своей гражданской женой. На протяжении тридцати лет их связывали сложные отношения.

Человек с непростым  характером, М.Веревкина была талантливой художницей, целиком преданной искусству. Она понимала, какой большой талант скрыт в Алексее и старалась делать все, чтобы он максимально проявился, закрывая глаза на его любовные похождения. Семейная жизнь ее не привлекала, а Явленский … Явленский  хотел, чтобы у него был сын. Сына Андрея ему еще в 1902 году родила Елена Незнакомова, горничная Марианны. После разрыва Марианна до конца своей жизни осталась жить в Швейцарии, а Явленский вернулся в 1921 году в Германию, поселился в Висбадене и через некоторое время  женился на Елене Незнакомовой.

В Висбадене Явленский в 1924 году вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и Лионелом Фейнингером основал объединение «Синяя четверка» – невольное воспоминание о «Синем всаднике».

Alexei Jawlensky Abstract Head Bright Sound Private-collection

Висбаденский период творчества отличается стремлением «конструировать головы»: колорит заметно высветлен, несколько цветных линий дают основные абрисы (всегда только анфас), поверх «плавают» несколько ярких пятен. Явленский говорил, что он ищет «новые средства не в расширении их выбора, но в их углублении». С 1930 года художник переходит к темным гармониям.

В 1929 году Явленский заболевает полиартритом, который ограничивает движение рук и ног.  С 1934г. он почти не может двигать правой рукой. Поэтому начинает писать уменьшенные в масштабе символические головы Христа, называя их «Медитациями».
За последние три года своей работы он смог написать их более 1600. Искусствоведы считают «Медитации»  вершиной творчества Явленского, справедливо утверждая, что эта серия не имеет себе равных в истории искусства ХХ века.

Со  временем болезнь приводит к параличу конечностей. Это был очень сложный и трагический период в жизни художника, ему пришлось прекратить  работать. В этот период Германия объявила его работы, как и многих других художников-новаторов, «дегенеративным искусством», и в 1937 году 72 его картины были конфискованы властями.

В Висбадене Явленский прожил до своей смерти в 1941 году и там же похоронен.

Выставку Алексея Явленского  в Neue Galerie  сопровождает высочайшего полиграфического качества альбом репродукций его картин.

Среди тех, кто участвовавал в подготовке альбома, видим имя Анжелики Явленски Бианкони – внучки Алексея Явленского, ныне возглавляющей Фонд его имени и архив, находящийся в Локарно (Швейцария). Отец Анжелики – сын Алексея Явленского и Елены Незнакомовой Андрей Явленский  тоже был талантливым художником.

Его судьба драматична: в 1941 году, с началом войны Германии с СССР, он был призван в германскую армию и служил переводчиком благодаря прекрасному знанию русского языка. В 1945 году Андрей попал в русский плен, провел 10 лет в концентрационном лагере в Сибири, но в 1955 году ему удалось  вернуться домой. В течение первых лет по возвращении он запрещал разговаривать в доме на русском языке – чтобы ничего не напоминало ему об ужасах жизни в русском плену…

А в 1956 году, когда произошло вторжение СССР в Венгрию, и боялись, что в Европе начнется Третья мировая война, Андрей Явленский настоял, чтобы семья переехала в Швейцарию. Он сказал, что хочет жить в спокойной стране, где «…Альпы будут отделять нас от остального мира». Он еще не знал, что «покой нам только снится».