Изольда Мандельблат
Психологи утверждают, что очень часто по внешнему виду дома, по внутренней планировке и отделке квартиры , по раскраске стен, по наличию и способу размещения книг, коллекций, произведений искусства, по предпочитаемому типу мебели можно определить, кто в нем обитает. Жилье творца отличается тем, что его вещи, предметы, окружающее пространство являются для него источниками вдохновения…Это же, по сути, те зрительные впечатления, из которых рождаются художественные образы.
В Нью-Йорке сохранилось несколько таких домов. Дома эти сегодня используются по разному, их интерьеры видоизменяются (приспосабливаются к современным условиям), но первоначальный внешний вид часто сохраняется. Этим они и интересны. Давайте вместе посетим один из них.
Дом Архитектора (131 Е 70 Street @ 962 Lexington Avenue ).
Гросвенор Аттербери (Grosvenor Atterbury) – выдающийся американский архитектор, изобретатель новых строительных технологий, эстет, вдохновленный романтическими стилями европейской архитектуры. Его многочисленные творения,- живописные поместья, величественные особняки и оригинальные коттеджи, существенно изменили архитектурный облик Нью- Йорка. Его роль градостроителя и гражданского лидера , его работа по созданию образцовых многоквартирных домов, больниц и доступного жилья многократно прославили его.
Гросвенор родился в весьма состоятельной английской семье. Его отец был известным американским адвокатом и общественным деятелем. Как и большинство богатых семейств проживавших в современном американском обществе, Аттербери предпочитали классический стиль жизни аристократического общества с его европейской элегантностью и сдержанной роскошью.
Гросвенор был уже известным американским архитектором, когда родители поручили ему перестройку старого городского дома для семейного пользования. Семья купила у Кристины Холстед четырехэтажное жилище из коричневого камня на углу Лексингтон Авеню и 70-й улицы Манхеттена и предоставила сыну полную свободу. И нужно признать, что родители не ошиблись – Гросвенор выложился по полной. Он создал необыкновенно интересный и оригинальный дом В его творении смешались элементы барокко, готики, модерна и неназойливо отразилось влияние хай тека. Модернистское разнообразие архитектурных стилей и форм сделало дом фантастически привлекательным и придало ему особую индивидуальность.
Реконструкция дома и внутренние ремонтные работы Гросвенора отражали изысканность и вкус его семьи. Это был английский дизайн : дубовые панели, деревянные полы, потолочные балки, типичная английская мебель «под старину» и остатки изящных фарфоровых сервизов, традиционно сохранившихся в семье с викторианских времен. В доме царил дух «старой, доброй Англии», удовлетворяющий духовные и душевные потребности семьи.
Архитектор оригинально использовал цвет и фактуру материала. Камины были облицованы бронзой, панели столовой оживлены фризом из сине-зеленой испанской кожи, а деревянные детали включали резные элементы чертополоха и розы — символы Стюартов. Изысканное свинцовое стекло, английские панели и латунные светильники создавали особую атмосферу всему дому, а
оригинальная ленточная планировка интерьера, высокие потолки, обилие естественного света и захватывающие виды из окон обеспечивали замечательные условия для жизни и творчества, радовали и вдохновляли.
Реконструкции внешнего облика особняка подверглась, главным образом, его фасадная сторона, смотрящая на 70-ю улицу. Со стороны Лексингтон- Авеню экстерьер дома не стал объектом существенных изменений – архитектор
сохранил прежние угловые арки и выступающие подоконники. Зато фасад он нарядил огромным двухэтажным эллиптическим эркером из свинцового стекла и множеством ассиметрично разбросанных проемов и выступов.
Семья Аттербери переехала в дом в 1911 году и жила в нем без малого 40 лет. Гросвенор долгое время был холост и жил в этом доме с родителями. Впрочем, и после женитьбы он остался в нем. Родной дом с радостью отпраздновал в 1923-м году его свадьбу. В сообщении о свадьбе York Evening Post отметила: «Мистер Аттербери — один из самых выдающихся архитекторов в этом городе и его жена Дороти поселятся в своем фамильном особняке по адресу 131 East Seventieth Street».
В 1949 году Аттербери покинули свой особняк на Ист 70-й Стрит и он был переоборудован в доходный многоквартирный дом.
Почти столетие спустя после того, как Аттербери завершил свою замечательную переделку дома, новый его владелец Э. Уильям Джадсон закончил современную внешнюю реконструкцию особняка. Ему удалось сохранить большинство оригинальных элементов декора. К сожалению, свинцовое стекло в эркере второго этажа разваливалось и было признано не подлежащим восстановлению. Пространство на первом этаже стало оригинальным «маленьким торговым центром природных чудес», магазином подарков «Creel & Gow».
Сегодня я подходила к дому, служившему когда-то мастерской знаменитого архитектора и была восхищена его красотой и оригинальностью.
Эксцентричный и замечательный намеренно-случайный дизайн Гросвенора Аттербери в основном сохранился. Дом, как прежде, молод и красив.
.