Нью-Йорк не допускает безразличия: его либо любят, либо терпеть не могут, середина отсутствует.» В. Познер
Я люблю Нью-Йорк, он не такой, какой стала сегодняшняя Америка. В нем все еще интересно жить. Быть может потому, что город этот так разнообразен и загадочен. И если начать его разгадывать, то можно найти очень много удивительного и интересного. Вот, к примеру, загадочный архитектурный сюрприз, который Нью-Йорк однажды преподнес своим жителям.
Это было давно, где-то более ста лет назад. В старинном Нью -Йоркском театре Уоллака на Бродвее и 30-й улице, прошла премьера романтической музыкальной комедии британского драматурга Луи Н. Паркера «Помандер Уок или Комедия счастья». В спектакле была представлена история жизни нескольких английских семей, обитавших на окраине Лондона в очаровательных сельских домиках на вымышленной улице Помандер Уок. По словам автора, все действия пьесы, в которой не было «ни замысловатого сюжета, ни кульминации, ни злодея», совершались в одном и том же месте, на этой самой улочке, ставшей в конечном счете, свидетельницей всех событий, рассказанных зрителю – «тернистой дороге к счастью двух молодых влюбленных.»
И хотя пьеса была написана прекрасным языком, наполнена остроумными диалогами, красивой музыкой, юмористическими ситуациями и колоритными персонажами… могло показаться, что никаких особых сенсаций этот спектакль не обещал – но неожиданно именно он стал сенсацией в театральной жизни Нью- Йорка.
Почти год, все 143 бродвейских представления, проходили с аншлагами при переполненных залах.
Как отметила газета «The New York Times» , необыкновенная популярность « Pomander Walk» была связана с особой ностальгической атмосферой «сладости и блаженства», которая возникала при просмотре спектакля. «Зрители возвращались в свою молодость, испытывали радость узнавания».
«Комедия не «звездная», но милая и интересная, обладает редким очарованием , что очень нравится зрителям» – писал критик из Standard Union.
Люди смотрели спектакль по нескольку раз.
Что же привлекало закоренелых «никербокеров» к такой простенькой пасторали? Попытаемся и мы узнать, что так взволновала город «бетонных джунглей» и его жителей.
Оказывается, мистика началась с самого начала.
Как сообщил автор пьесы Луи Паркер журналу «Зеленая книга», замысел пьесы пришел к нему во время прогулки по Лондону в ноябре 1909 года. « В голове неожиданно появилось слово «Walk – Прогулка». И вместе с этим словом возникла мысленная картина: шесть маленьких сельских домиков, шесть маленьких английских семей. Я ясно видел людей , живущих в каждом доме-персонажи выходили и представлялись. Они были гостеприимны и приветливы. Потом все исчезло, как будто потух экран. Я огорчился, но ничего не забыл. Пришел домой и подготовил 70-страничный сценарий, который был отвергнут несколькими английскими продюсерами.»
Тем не менее, в декабре 1910 го года спектакль дебютировал в Монреале в постановке автора, с декорациями Гейтса и Моранжа.. Актерский состав был полностью английским. Вскоре состоялась и его бродвейская премьера. Спонсировал постановку в Нью-Йорке страстный меломан и театрал, один из основателей кулинарной империи города, Томас Хили (Thomas Healy).
Томас родился в Англии и благополучно прожил там свои первые 15 лет. В 1886 году по семейным обстоятельствам юноша приехал без гроша в кармане в Нью -Йорк, где провел всю оставшуюся жизнь. Этот загадочный город сумел превратить мечтательного и романтического молодого человека в классического американского «self-made man», добившегося успеха и построившего свою карьеру собственными силами. Начав свой трудовой путь в качестве мальчика на кухне в небольшом нью-йоркском ресторане на пересечении Бродвея с 103-ей улицей, Томас Хили к упомянутому нами времени уже владел пятью ресторанами и заведениями общественного питания, некоторые из которых находились в театральном районе Бродвея. Однако, как оказалось, сердце его осталось на родине. Память сердца возвращала его снова и снова в театр, где он вспоминал свое детство и переживал ностальгическую радость. Вдохновленный полюбившейся ему пьесой, Хили решил воспроизвести облик своей родины в Нью- Йорке.
По его поручению архитектурная фирма King & Campbell построила на принадлежавшем ему в самом центре города участке георгианскую улицу старого Лондона. Дизайн небольших домиков, расположенных по обе стороны пешеходной улицы, напоминал декорации пьесы или книжные иллюстрации к английским сказкам . Да и назвали улицу так же , как пьесу «Помандер Уок»
Улица Помандер Уок проходит в средине городского квартала с 94-й по 95-ю улицы между Бродвеем и Вест-Энд-авеню в Верхнем Вест-Сайде Манхэттена. «Небольшая пешеходная улица маленьких домиков, лужаек, цветов и фонтанов в тени Бродвея»,- писала газета «New York Times». Она закрыта с обеих сторон массивными железными воротами. Подойти к воротам можно через каменную арку на 94-ой улице, увенчанную причудливой металлической вывеской с кукарекающим петухом, охраняющим эту территорию.
На протяжении многих лет Помандер Уок была домом для целого ряда известных людей, что добавляет ей очарования и загадочности. Здесь жили Полет Гадар, Майкл Соркин, Розалинд Рассел и многие другие знаменитости.
Небольшой размер и эксклюзивность улицы, сказочная атмосфера тюдоровской деревни в центре огромного города, создали удивительно сплоченное интеллектуальное сообщество людей, убегающих от окружающих их «издержек цивилизации» и покупающих дома на Помандер Уок. Они обособились и не желают объединяться с другими жителями города.
Как писал историк Нью- Йорка Кеннет Р.Розен: «Тяжелые ворота, дома в стиле Тюдоров и братский дух делают частный уголок Верхнего Вест-Сайда совершенно колониальным.»
Выйти на улицу Помандер Уок можно только при наличии собственных ключей – это частная территория. Однако, если вам случайно повезет и вы окажетесь на этой улочке, вы заглянете в другой мир. Вы увидите очаровательные разноцветные домики, каждый со своим уникальным фасадом. Перед каждым домиком разбит цветник. Два старинных железных фонарных столба, как лакеи в униформе, стоят с каждой стороны перед входом.
« Помандер Уок— это нечто большее, чем просто антикварная репродукция, и это замечательное свидетельство того, что массовое жилье по-прежнему может оставаться художественным произведением», писала газета «Сан».
Уже давно нет тех людей, которых я упомянула, и мало кто помнит о чем рассказывала зрителям пьеса «Помандер Уок».…Помнит только город, неутомимый, вездесущий, всеобъемлющий, хранящий в памяти свою историю, изложенную на его улицах. В 1982 году Помандер-Уок был признан достопримечательностью Нью-Йорка.