Светлана Вайс
Арт-критик, арт директор галереи InterArt
Бэнкси – это явление в современном арт мире. И как человек, и как действие. Его графические работы проявляются на городских стенах британских городов с первыми лучами солнца. Кто их действительно сделал, остается загадкой до того момента, пока в его Инстаграме не подтверждается авторство. Кто ведет Инстаграм тоже не очень понятно, так же, как и не известно, куда деваются записи с камер видеонаблюдения, которыми увешан, например, весь Лондон.
Словом, власти поддерживают некую магию городского пространства, а общественность восхищается, рада обманываться и не докапывается до деталей магии. Эдакое негласное взаимодействие властей и граждан, что редкость по нынешним неспокойным временам.
Бэнкси, по способу художественного выражения самый обычный граффити, а стало быть, наносит вред городскому имуществу. Причем делает это сознательно и может быть подвергнут наказанию. Без всякой магии. Но его работы и те месседжи, которые он в них вкладывает, и антураж вокруг их появления сделали его главой новейшего направления современного искусства – стрит-арта.
Конечно, стрит-арт родился несколько раньше. Он плод соглашения городских властей и безбашенных граффити, готовых рисковать жизнью на карнизе крыши, чтобы начертать краской из баллончика что-то заветное и ему одному понятное. Еще в конце прошлого века полиция решила договориться с этими малолетними гангстерами, для чего отдала стены малообеспеченных районов Нью-Йорка под их художества, пообещав не наказывать. Более того, устроить конкурс и чуть ли не наградить. И все! На этом движение граффити потеряло бунтарский дух, возможность личного подвига каждую ночь и безвозвратно утратило вектор бесстрашия. Практически умерло. Сохранив городскую архитектуру.
Родился стрит-арт. Вялые статичные китчевые картинки огромного размера в два, а то и три этажа. Их уже делали по всем законам создания фресок – грунтовка, послойность, закрепление… Не отдерешь. А граффити, меж тем, живут не более двух лет – их главный враг не столько дождь, сколько ветер с песком. Как ни пытались арт критики слепить из стрит-арта нечто нетленное – не получилось. Их и в музеи запихнули, и денег вложили в раскрутку, но так оно и осталось реально бездуховным.
И тут появился Бэнкси. И умножил художественный примитивизм стрит-арта на загадочность. Более того, стал вкладывать в рисунки политические и гражданские месседжи. Что опасно, но в разумных количествах находит отклик у граждан. Дальнейшее вам известно. Арт-бизнес проект в грамотных руках удался. И теперь весь мир с нетерпением ждет новых чудес от арт-мага Бэнкси. Создатели Поп-Арта должны снять шляпы и уступить дорогу молодым.
Нынешний август в Лондоне ознаменовался аж девятью новыми работами Бэнкси – серию назвали «Дикие звери». Все было обставлено во всем законам им же придуманного жанра: работы появлялись ночью, утром в Инстаграме указывалось место и подтверждалось авторство, затем публика устремлялась по указанному адресу и начиналась дискуссия. Во-первых бесплатно, во-вторых, без уличного мордобоя. Все довольны. Не все работы оказались равными по силе восприятия. Уже есть рейтинг и три «призовых» места.
Первое место досталось предпоследней работе из этой серии. Одиннадцатого августа окна небольшого полицейского поста в финансовом районе Лондона были раскрашены в виде аквариума со стаей рыб. Рыбы странноватые – страшные и угрюмые. Народ развил идею, что если делать сэлфи с аквариумом, то ты в него как бы попадаешь. И это напомнило всем акулу Домиана Херста. Которая реально страшная, как в близи, так и на фото.
Второе и третье места разделились между фресками с носорогом и гориллой. Двенадцатого августа на стене дома появился гигантский носорог, сидящий на реально припаркованном двухдверном мини-хэтчбеке Nissan Micra. Задний бампер несчастного автомобиля практически касался земли, как будто и вправду на него взгромоздился носорог. К сожалению, эту фреску постигла та же участь, что и многие публичные фрески Бэнкси: на нее был нанесен тег конкурирующего художника-граффити. А машину убрали, испортив весь задуманный контекст.
Изображение гориллы, поднимающей ворота в Лондонском зоопарке и выпускающей в город множество диких, но безобидных животных появилось тринадцатого августа. Тюленю и стае птиц уже удалось выбраться, но на заднем плане горят глаза еще нескольких зверей, которым скоро предстоит обрести свободу.
Но первой появившейся фреской из серии «Дикие животные» было изображение силуэта горного козла, балансирующего на реальном выступе в стене здания недалеко от лондонского моста Кью. Она появилась пятого августа. На той же стене, в нескольких футах камера видео наблюдения фиксировала ситуацию, что заставило пользователей социальных сетей предположить, что Бэнкси делал заявление о состоянии безопасности на улицах города, а также о своих отношениях со СМИ. Несмотря на месседж фреска осталась на нижней строке рейтинга.
На второй появившейся работе (шестое августа) изображены два слона, стоящие лицом друг к другу, их головы высовываются из заколоченных окон на боковой стороне здания в Челси, а их хоботы вытянуты навстречу друг к другу. Сюжет показался народу через чур умильным, но идея размещения слонов внутри многоквартирного дома забавной.
Третья фреска, замеченная седьмого августа, изображала троих обезьян, раскачивающихся на импровизированной лозе на стене метро в восточном Лондоне. Восьмого августа охотники за фресками заметили силуэт воющего волка, нанесенного по трафарету на спутниковую тарелку над кирпичной витриной магазина в районе Пекхем на юге Лондона. Это была четвертая фреска из серии и ее украли люди в масках средь бела дня, практически сразу, как ее обнаружили.
Вальяжно потягивающийся кот, который был найден в северном Лондоне на фанерном рекламном щите десятого августа, показался зрителям наименее динамичным из всех фресок. Как и многие работы Бэнкси, она просуществовала недолго: фреску снесли через несколько часов после того, как она была обнаружена.
Со своей пятой фреской Бэнкси стал проявлять творческий подход к размещению. Девятого августа два нарисованных по трафарету пеликана были найдены над желтой вывеской магазина еды на вынос Bonner’s Fish Bar, где подают рыбу с жареным картофелем, в северо-восточном районе Лондона Уолтемстоу. Одна из гигантских птиц бросала рыбу себе в рот. Другая как раз собирала рыбу с вывески ресторана.
Судя по всему, серия фресок «Дикие животные» завершена. Хотя, в случае с Бэнкси никогда ничего нельзя знать окончательно. Прошло некоторое время и до сих пор сам художник не дал никаких комментариев, не сделал заявлений. Возможно, выпустив животных в город, он решил, что свою миссию выполнил. Между тем, общественность захлебывается в спорах и дискуссиях, которые проходят не только в Интернете, но и на улицах Лондона. Фреску с гориллой на воротах Лондонского зоопарка для безопасности и сохранности загородили прозрачными щитами.