Предыдущая прогулка см.:  Прогулки по Нью-Йорку 17. Around Gramercy Park.

Автор цикла Татьяна Бородина

Фотографии Татьяны Бородиной, https://tbphotoart.com

Эта прогулка может стать продолжением предыдущего маршрута Прогулки по Нью-Йорку 17. Around Gramercy Park.

Все прогулки от первой до 61   можно посмотреть , если нажать здесь. 

 

 

Если пройти три квартала от сквера Питера Стайвесэна по 17-стрит в западном направлении, попадешь на площадь носящую имя Юнион-сквер (Union Square). Это одна из самых шумных, многолюдных, но тем не менее очень притягательных площадей Нью-Йорка. По духу она скорей принадлежит к «Виллиджам»: вокруг разбросаны корпуса Нью-Йоркского университета (NYU) и площадь всегда полна студентов и уличных музыкантов. Название площади некоторые считают историческим – данным в честь союза северных штатов в Гражданской войне. Однако, на самом деле имеется в виду всего лишь «объединение» нескольких больших улиц: Парк-авеню здесь превращается в 4-авеню и совсем близко подходит к Бродвею. Из-за большого транспортного движения площадь всегда производит впечатление хаоса: под звуки уличной музыки все вокруг движется в разные стороны. В центре Юнион-сквер разбит небольшой секвер, вокруг которого несколько раз в неделю работает фермерский рынок. Здесь же довольно часто можно увидеть какую-нибудь демонстрацию протеста. Так уж повелось, что спонтанной политической трибуной и рыночной площадью это место служит уже более 150 лет.

По периметру Юнион-сквера расположены кварталы, в которых есть несколько зданий, привлекающих особое внимание. Дом в колониальном стиле с портиком в северо-восточном углу принадлежит Нью-йоркской Киноакадемии (New York Film Academy). Раньше здесь была штаб-квартира Демократической партии. На первом этаже Академии теперь работает винный магазин, а со стороны 17-стрит в этом здании находится театр (Union Square Theater, 100 East 17th Street).  Совсем рядом, в «античном храме» с колонами, построенном Генри Бэконом, автором вашингтонского мемориала Линкольна, когда-то было отделение банка, сейчас же он служит помещением еще одному театру Дэрил Рот (Daryl Roth Theatre,103 East 15th St).

В узком доме №33 по западной стороне с 1963 по 1969 год располагалась «Фабрика» Энди Уорхола (Andy Warhol’s Factory). Здесь была создана музыкальная группа The Velvet Underground, здесь же появились на свет знаменитые кислотные отпечатки разноцветных изображений Мэрилин Монро и банок Campbell Tomato Soup. Со времен «Фабрики» и вплоть до середины 90-х Юнион-сквер выглядела гораздо менее благообразно. На ней шла оживленная торговля наркотиками и сведущие люди именно сюда приезжали за девушками легкого поведения.

 

Юнион сквер 1890 год

Район вокруг Юнион-сквер, безусловно, славится своими ресторанами, среди них один из самых популярных в Нью-Йорке – Union Square Cafe. Это был первый из ресторанов известного шеф-повара Денни Мейера. Впоследствии он открыл более дорогие Gramercy Tavern и The Modern в Музее современного искусства.

Находясь в этом районе, стоит заглянуть в лучший книжный магазин Нью-Йорка «Стренд» (Strand Bookstore) на углу Бродвея и 12-стрит. Длина книжных полок в нем составляет почти 18 миль (27 км) и, забежав сюда на 10 минут, можно выйти через 3-4 часа с внушительной стопкой книг в руках. Ведь в «Стренде» гигантский выбор различной подержанной литературы, а в подвальном помещении продаются за полцены совершенно новые издания – так называемые review copies, которые издатели шлют в редакции газет и журналов для ознакомления и рецензий. Самые ценные книги – фолианты за сотни и тысячи долларов – можно полистать на третьем этаже в отделе редких книг, а самые дешевые выставлены на лотках перед входом в магазин. На них вполне можно найти тот самый альбом, который вы только что присмотрели в книжной лавке MoMA, но за одну пятую его цены.

И в завершение прогулки  пройдемся по 14-стрит – от Юнион-сквер всего один квартал на восток до ее пересечения с Ирвинг-плейс. Здесь стоит здание штаб-квартиры Con Edison – самой крупной электрической компании в городе. Главную часть офисного дома построил в 1914 году Генри Харденберг, автор «Дакоты» и отеля «Плаза» (Plaza), а высокую часовую башню-фонарь возвели уже в конце двадцатых Уоррен и Уитмор, архитекторы Центрального вокзала (Grand Central). Она посвящена сотрудникам Con Edison, погибшим в Первой мировой войне.

 В стороне от маршрута. Ladies’ Mile –  начало нью-йоркского шопинга.

В один прекрасный день 1858 года на углу 5-авеню и 23-стрит открылась шикарная гостиница, получившая название «Отель на 5-авеню» (Fifth Avenu Hotel). Новый современный отель не остался без внимания и вскоре, во время своего визита в США, в нем остановился Принц Уэльский, что послужило своеобразным детонатором грандиозного коммерческого и культурного бума этого района.

Пожалуй, слишком смело предположить, что принц приезжал в Нью-Йорк за покупками, хотя и это возможно, но бесспорно его приезд вдохновил многих предпринимателей на открытие в районе модных магазинов, шикарных ресторанов и театров.

Именно в это время, с 1860 года, начинает формироваться Ladies Mile (по-русски ее можно назвать «Дамская миля») – район плотной концентрации дорогих магазинов, салонов, кафе, фотостудий и театров.

На Бродвее, 5- и 6-авеню, начиная от 9-стрит и до 35-стрит, в период между Гражданской войной в Америке и Первой мировой войной открылось рекордное количество магазинов одежды, обуви, аксессуаров, ювелирных украшений, мебели, посуды и даже фешенебельных карет. В 1869-м был открыт первый огромный универмаг  Стюарта, положивший начало эре универмагов как таковых. В течение 20-летия, начиная с 1860 года, один за другим появились десятки универмагов и магазинов одежды, многие из которых стали всемирно известными и процветают до сегодняшнего дня: Lord&Taylor, Maicy’s, Berrgdorf Goodman, Bloomingdales, Brooks and Brothers. В эти годы Бродвей получил прозвище Модной улицы.

Постройка надземной железной дороги на 6-авеню позволила состоятельным  жителям пригорода быстро и легко приезжать в Нью-Йорк за покупками, что стало еще одним толчком  развития торговли и коммерции в этом районе. Появление новых театров и музеев, открытие роскошных отелей дали возможность закрепить центральное положение района в городской жизни. Ladies’ Mile превратилась не только в шикарные торговые кварталы, но и стала  центром культурной и светской жизни. С 1989 года Ladies’ Mile объявлена городским историческим памятником.

 

Нью-Йорк в лицах. Энди Уорхол.

Настоящее имя Андрей Вархола (Andy Warhol), годы жизни -1928-1987. Американский художник, дизайнер, кинорежиссер, культовая фигура в истории поп-арт движения и современного искусства в целом. Родился в Пенсильвании, в семье чешских эмигрантов.

Окончив Институт технологии Карнеги и пережив в детстве и юности 3 нервные депрессии, в 1960 году он приезжает в Нью-Йорк робким, провинциальным молодым человеком, мало знакомым с современной авангардной культурой. Однако, начав работать в рекламе, вскоре становится широко известным художником благодаря своим эксцентричным чернильным рисункам обуви, выполненным в свободном стиле – с намеренной небрежностью и пятнами.

Обладая хорошей интуицией, своеобразным остроумием и некоторой циничностью взглядов, Энди легко улавливает гребень волны глобальных перемен не только в искусстве, но и в современном обществе в целом. Он  пропагандирует их во всех своих работах – начиная от оформления витрин магазинов и заканчивая культовыми живописными творениями.  К 1962 году Энди создает сенсационную серию полотен, на которых изображает самые привычные атрибуты повседневной жизни – банки кока-колы и консервов, в том числе – знаменитые изображения банки томатного супа Кэмпбелл. Эта бело-красная банка становится визитной карточкой Энди Уорхола, а затем и символом времени.

Немногим позднее Уорхол  создает еще более эпатажные произведения – выполненные в «кислотной» манере изображения кумиров современного общества: Мерлин Монро, Мика Джагера, Мао Цзэдуна. Многие арт-критики сразу обратили внимание на экстравагантные работы Энди, заявив, что творения молодого художника дерзко вскрывают пошлость, пустоту и безликость культуры массового потребления.

Ощущая себя частью современной культуры, неотвратимо движущейся к полной и окончательной дегуманизации, Уорхол писал: «Я просто хочу стать машиной».  Наглядной живой моделью этого процесса был для него Манхэттен, где Энди творил свою жизнь, а заодно и будущее искусства. В его мастерскую под названием «Фабрика» собирался цвет авангардного Нью-Йорка. Здесь Уорхол превращал своих гостей в одушевленные манекены, которые помещал в витрину жизни, созданную его воображением. Казалось, он творит виртуальный мир, но очень скоро его фантазии оказывались реальностью. Он сам создавал новую эпоху и сам страдал от нее.

Во второй половине 60-х  Уорхол решает заняться  кино. Фильмы, снятые им вместе с Полом Морисом, превзошли по скандальности его живопись и стали первыми ласточками сексуальной революции. В эти же годы Энди Уорхол  становится менеджером и продюсером первой альтернативной рок-группы «Velvet Underground».

Вокруг Уорхола сложилась особая молодежная субкультура, одна из участниц которой – феминистка Валери Соланас  в 1968 году выстрелила в «учителя», тяжело ранив его в живот. Несмотря на то, что жизнь Уорхола удалось спасти, в течение последующих лет он оставался инвалидом и в 1987 году  умер от последствий этого ранения.

Произведения Энди Уорхола собраны в Нью-Йорке в коллекциях Музея Модерн Арт и Музея Американского искусства Уитни.

 

Все прогулки от первой до 61   можно посмотреть , если нажать здесь. Text and photos by Tatyana Borodina

Historical photos – internet resources

Next walk is  Chelsea.

First Walk you can see at: https://elegantnewyork.com/new-york-walk-1/

Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с разрешения автора проекта.

Elegantnewyork.com (Elegant New York on-line magazine)  is fully protected by copyright and nothing that appears in it may be reprinted wholly or in part without permission. For inquiries on republishing, you can contact us: editorial@elegantnewyork.com