Предыдущая прогулка см.: Прогулки по Нью-Йорку 16. West Village
Автор цикла Татьяна Бородина
Фотографии Татьяны Бородиной, https://tbphotoart.com
Все прогулки от первой до 61 можно посмотреть , если нажать здесь.
20 улиц
Cчитается, что северная граница Нижнего Манхэттена (Downtown) проходит по 14-стрит. Логично было бы предположить, что в этом же месте должен начинаться Средний Манхэттен (Midtown), но только не в Нью-Йорке. Здесь все иначе и Мидтаун – центральная часть острова, начинается на 34-стрит! Таким образом, 20 «промежуточные» улиц образуют некую «буферную зону» между двумя столь не похожими частями города. Всего 20 улиц, но на них разместилось три района, прогулки по которым могут рассказать много любопытного о городе и его обитателях.
Будем знакомиться с ними в таком порядке:
Грэмерси (Gramercy) – респектабельный район, получивший свое имя от голландского Krom Moerasje («Извилистый ручеек»)
и примыкающий к нему Юнион Сквер (Union Square);
Челси (Chelsea) – бывший район фабрик, доков и складов, превратившийся в XXI веке в средоточие клубов, лофтов и художественных галерей; и район High Line и Meatpacking District, ставший в последние годы очень популярным среди ведущих дизайнеров Америки.
Утюг (Flatiron–building) и его окрестности вплоть до Эмпайр Стейт билдинга (Empire State Building) – кварталы, которые часто называют архитектурным музеем под открытым небом.
Вокруг Грэмерси парка.
Границы района Грэмерси парка условно проходят по 1-й Авеню, по 4-й авеню, по 14-стрит и по 23-й стрит.
Уникальность района Грэмерси (Gramercy ) – в том, что с момента возникновения в 1840 году и до наших дней он не терял своего исключительного положения, как одного из самых престижных и респектабельных мест в Нью-Йорке. Даже когда адреса в районе Верхнего Ист-сайда (Upper East Side) стали лидерами на нью-йоркской «ярмарке тщеславия», жители Грэмерси не поддались искушению и остались жить на прежних местах. И не удивительно, ведь этот крошечный район сосредоточен вокруг старого тенистого Грэмерси Парка (Gramercy Park) – единственного частного парка в городе. Он окружен высоким чугунным забором, проникнуть за который могут только жильцы фешенебельных домов, расположенных по периметру. Ключ от калитки необходим не только для того, чтобы войти внутрь, но и для того, чтобы выйти. Замок меняют каждый год и изготовление дубликата ключа достаточно проблематично. Такие строгие правила появились здесь практически одновременно с появлением самого жилого района. Причем интересно, что сначала, в 1832 году, возник именно сквер, и уж затем в 1840 году земля вокруг него была подготовлена к застройке. Владельцы 60 участков вокруг парка приняли решение использовать и содержать его самостоятельно, что и делают до наших дней.
Если парк заинтриговал приезжего настолько, что он решил непременно побывать в нем, можно поселиться в одном из близлежащих отелей, но предварительно узнать, на какой из них в данный момент распространяется льгота по посещению парка.
Но не только парком знамениты кварталы Грэмерси, дома на близлежащих улицах составляют с ним единый ансамбль, подчеркивая респектабельную атмосферу района. Особняк N15 по 20-стрит был построен в 1845 году. Затем в 1884 году перестроен Калвертом Воксом в стиле викторианской готики с элементами итальянского возрождения, для Сэмюэля Тилдена – нью-йоркского мэра-демократа, проигравшего в 1876 году президентские выборы при довольно подозрительных обстоятельствах. Говорят, что из-за связанного с ними скандала Тилден так обеспокоился своей судьбой, что приказал прорубить подземный ход от своего дома до 19-стрит для возможности экстренного бегства. Неизвестно, правда ли это, но слухи особенно впечатляют, если учесть, что город стоит на монолитной гранитной скале.
После смерти хозяина особняка, по его завещанию, в доме была открыта публичная библиотека. Затем в 1906 году здесь обосновался престижный Национальный клуб искусств (The National Arts Club), членами которого были такие знаменитые коллекционеры как Генри Фрик и Джей Пи Морган, чьи барельефы теперь красуются на фасаде здания.
Сегодня клуб объединяет несколько тысяч человек и стать членом его можно только по очень серьезной рекомендации. В наши дни у клуба очень широкий спектр деятельности связанной с культурой, искусством и даже модой. В клубе проводятся художественные выставки, показы фильмов, лекции, презентации и литературные чтения. Здесь не редко выставляются картины русскоязычных художников и проходят Русские сезоны, на которых демонстрируются работы наших соотечественники, как из мира моды, так и из мира искусства. Клуб имеет очень красивый и хорошо сохранившийся с 19 века интерьер, с великолепными деревянными панелями, стеклянным мозаичным потолком, старинными каминами и изысканной мебелью. В его уютных залах собрана прекрасная коллекция фарфора, живописи и скульптуры. Здесь работает очень не плохой ресторан и бар с отличной коллекцией вин. Но попасть в клуб можно только по приглашению одного из его членов или на какое-либо мероприятие, если оно открыто для широкой публики, что, к сожалению, бывает не очень часто.
Соседний дом N16 в свое время был резиденцией знаменитого актера XIX века Эдвина Бута, статуя которого в наряде Гамлета стоит в Грэмерси-парке. В 1887 году Бут открыл в своем доме Клуб актеров (The Players) для представителей богемы, которых неохотно принимали в более престижных заведениях. В результате оказалось, что в стенах своего клуба Бут приютил новое творческое поколение Америки. Марк Твен, Лоуренс Оливье, Уинстон Черчилль и архитектор Стэнфорд Уайт были его постоянными членами. Женщин в клуб не пускали. Двери для них открылись удивительно поздно – лишь в 1989 году. Одной из первых, принятых в клуб стала знаменитая американская актриса и режиссер Лилиан Гиш, умершая в 1993 году в возрасте 100 лет.
Адрес 28 East 20th st связан с местом рождения 28-го президента США Теодора Рузвельта (1858-1919). Это был единственный президент США, который родился и вырос в Нью-Йорке. Дом его детства был снесен в 1916 году, но после смерти президента в 1919 году его отстроили заново, постаравшись воссоздать первоначальный вид. Сейчас тут находится музей Рузвельта.
Дом по адресу 4 Gramercy Park west интересен тем, что лучше прочих сохранился с момента застройки района, он практически не перестраивался и выглядит также, как в первой трети XIX века. Его легко найти по сдвоенным фонарям – знаком дома мэра города. В нем жил Джеймс Харпер, известность которому принес не пост мэра, а издававшийся им много лет журнал «Харпер».
Земля в районе Грэмерси парка в начале XIX века принадлежала Самуэлю Рагглесу (Samuel B. Ruggles). Решив подарить городу участок под парк и начать застройку района, он истратил 180 тыс. долларов на осушение болота, которое было на этом месте, а также на дизайн и благоустройство самого парка. При создании Грэмерси по инициативе Рагглеса были проложены две новые авеню, ведущие к парку с южной и северной стороны. Эти авеню были первыми улицами района, добавленными к городскому генеральному плану города 1811 года. Северную он назвал в честь места первого сражения во время Войны за независимость – Лексингтон-авеню (Lexington avenue), а южную – в честь своего любимого писателя Вашингтона Ирвинга – Ирвинг-плэйс (Irving Place).
Самуэль Рагглес (1800-1881) – юрист и выдающийся политический деятель США. В 1814 году окончил Йельский колледж (Yala College), имел многолетнюю юридическую практику в Нью-Йорке, занимал ведущие политические посты, был делегатом США на нескольких Европейских Ассамблеях. В Нью-Йорке известен как инициатор и создатель Грэмерси парка и Юнион сквера.
Прогулка по Ирвинг-плэйс, одной из улиц созданных Самуэлем Рагглес, приятна во всех отношениях. На этой тенистой, улице, кроме красивых домов, расположены вполне приличные ресторанчики и несколько любопытных исторических достопримечательностей, правда тоже с гастрономическим уклонном.
И так, на углу с 18-стрит расположена Таверна Пита (Pete’s Tavern, 129 East 18th St). Ее стоит посетить, чтобы полней ощутить атмосферу Нью-Йорка первого десятилетия XX века. «Таверна Пита» была открыта в 1864 году, пережила времена Сухого закона и с тех пор практически не меняла свой интерьер. В этот один из самых старых и стильных в городе баров любил заходить О’Генри. Его квартира находилась неподалеку, персонажи рассказов жили с ним одной жизнью, а писалось ему лучше всего именно здесь – за первым столиком от угла, где и был создан знаменитый рассказ «Дары волхвов». У «Пита» до сих пор висит меню тех времен и старинные напольные часы все так же, как и сто лет назад, отбивают время. Ощущение прошлого усиливается при взгляде на старую черную доску, информирующую посетителей, о том как прожить в Нью-Йорке на 15 долларов в неделю. Видимо, такая сумма и составляла бюджет обычного ньюйоркца во времена О’Генри.
На следующем углу, где Ирвинг-плэйс пересекает 17-стрит стоит дом с мемориальной доской, посвященной Вашингтону Ирвингу, в котором он никогда не жил. Писатель был очень популярен в Нью-Йорке после издания его книг «История Нью-Йорка» и «Легенда спящей долины». Горожанам настолько хотелось связать покрепче имя любимого писателя с названием улицы, что возник миф о его проживании здесь. Правда дом достаточно старый, так что легенда кажется вполне правдоподобной.
Зато в подвальчике «дома Ирвинга» находится совершенно реальная и вполне доступная жемчужина кулинарного Нью-Йорка – ресторан Яма (Yama Japanese Restaurant , 122 East 17th Street ). Это маленький, но очень хороший суши-ресторан, известный лишь местным знатокам. В нем невозможно сделать резервацию, а нужно прийти за полчаса до открытия и, отстояв очередь, получить место за одним из столиков в 2-х крохотных комнатах, главным украшением которых является настоящий самурайский меч. Возможно даже, что он принадлежит хозяину заведения – такая мысль возникает, когда он выходит к вам поинтересоваться, понравилась ли его кухня.
Если пройти по 17-стрит в восточном направлении, то на пересечении со 2-авеню попадаешь в сквер, носящий имя голландского мэра Питера Стайвесанта. В XVII веке ему принадлежала практически вся земля в округе. В 1836 году его потомок подарил участок земли городу для «создания уголка покоя и тишины». Горожане с благодарностью разбили на нем парк с фонтаном, а в 1941 году поставили здесь памятник Питеру Стайвесанту. В 1930 году в парке открыли детскую площадку, но посетители начали жаловаться на шум, и как ни странно, площадку быстро убрали. Оказалось, что в дарственной четко сказано, что «это должен быть уголок покоя и тишины, в противном случае земля будет возвращена семье Стайвесанта». Воля дарителя остается законом даже через 100 лет.
Нью-Йорк в лицах.
О’Генри
Настоящее имя Уи́льям Си́дни По́ртер (William Sydney Porter), годы жизни -1862-1910. Американский писатель, известный своими короткими рассказами, характерными тонким юмором и неожиданными развязками. Родился в Гринсборо в Северной Каролине, США .
Жизнь писателя могла бы стать сюжетом для его собственного рассказа, только, увы, с печальным концом.
Судьба не баловала его, и с самого детства жизнь его складывалась совсем не просто. В 3-х летнем возрасте Уи́льям Си́дни По́ртер остался без матери, умершей от туберкулеза. Школу он бросил в 15 лет. Начал работать сначала в аптеке, потом на ранчо, и в конце концов в банке.
Но нрава он был веселого и достаточно беспечного, всегда имел склонность к творчеству и литераторству. Самым счастливым периодом в его молодости было издание собственного юмористического еженедельника «Роллинг Стоун», который в основном был заполнен его же собственными произведениями.
Уи́льям достаточно рано женился, но семейное счастье, как счастье творчества было нарушено обвинением в банковской растрате.
Этот факт биографии писателя до сих пор остался спорным, и его биографы сомневаются в том, что обвинение было обосновано, но судебное расследование было вполне реальным и перепуганный молодой банковский кассир, Уи́льям Си́дни По́ртер , бежит в Гондурас.
Там он заводит знакомство, а потом и дружбу с представительным джентльменом, который оказывается профессиональным бандитом-налетчиком Элом Дженнингсом, и в послнедствии становится героем многих рассказов О’Генри.
Известие о болезни жены заставляет молодого человека вернуться в родной город, где его арестовывает полиция. Жена умирает, а Уи́льям Си́дни По́ртер получает срок тюремного заключения. И , как ни странно, именно в тюрьме начинает писать рассказы и публиковать их под псевдонимом О’Генри.
Выйдя на свободу в 1901 году, он приезжает в Нью-Йорк и влюбляется в этот сумасшедший город с первого взгляд, сумев как никто другой понять его непростой нрав и дерзкий характер. О’Генри становится неотъемлемой частью Нью-Йорка, его жителем и летописцем повседневной жизни.
В 1903 году О’Генри подписывает контракт с нью-йоркской газетой “World” на еженедельную сдачу короткого воскресного рассказа – по 100 долларов за штуку. Этот гонорар по тем временам был очень неплох, так платили только уже хорошо известным романистам. О’Генри всегда работал в изнуряющем темпе и совершенно не умел отказывать тем, кто обращался к нему с просьбой о новом литературном опусе. Иногда, сидя в редакции, он дописывал сразу два рассказа, а рядом переминался редакционный художник в ожидании, когда можно будет приступить к иллюстрациям и запустить новинку в номер. В течение 1904 года О’Генри напечатал 66 рассказов, за 1905-й – 64. Всего за 8 лет О’Генри написал 273 рассказа. Полное собрание его сочинений составляет 18 томов. Он считается самым читаемым в мире американским писателем после Марка Твена и Эдгара По.
В 1910 году на 48-м году жизни О’Генри умер в нью-йоркской больнице. Похороны его в «Маленькой церкви за углом» (The Little Church Around the Corner, 1 E 29th St New York, NY 10016) вылились в настоящий «о’генриевский» сюжет: во время панихиды в церковь ввалилась веселая свадебная компания, которая не сразу сообразила, что идут похороны и придется подождать своей очереди на паперти.
Все прогулки от первой до 61 можно посмотреть , если нажать здесь.
Text and photos by Tatyana Borodina
Historical photos – internet resources
Продолжение следует: Around Union Square.
First Walk you can see at: https://elegantnewyork.com/new-york-walk-1/
Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с разрешения автора проекта.
Elegantnewyork.com (Elegant New York on-line magazine) is fully protected by copyright and nothing that appears in it may be reprinted wholly or in part without permission. For inquiries on republishing, you can contact us: editorial@elegantnewyork.com