Виталий Орлов
Много лет Американский Балетный Театр (АВТ) – единственный из крупных балетных театров мира, не имеющий своего здания – проводил свои весенние сезоны на сцене Метрополитен Опера, а более короткие осенние – в помещении Нью-Йорк Сити Центра. С 2012 года спектакли осеннего сезона проходили в театре Коха Линкольн-центра, а в нынешнем 2021-м АВТ возвращается в Сити Центр.
И хотя это возвращение прошло в цифровом формате, как теперь почти все шоу в мире, АВТ рассматривает его как праздник. Этот праздник представлен полной вечерней программой, состоящей из 4-х постановок хореографа АВТ in Residence Алексея Ратманского: фрагменты из балетов «Времена года» Глазунова, «Семь сонат» Скарлатти, «Спящая красавица» Чайковского и мировая премьера балета на музыку легендарного композитора Леонарда Бернстайна, по-английски названного «Bernstein in a Bubble», что можно перевести как «Бернстайн в изоляции». Новая работа Ратманского, первая с марта 2020 года, была создана в январе – феврале 2020 года во время карантинного «балетного пузыря» (bubble) труппы в Силвер-Бэй (штат Нью-Йорк).
В антракте с Алексеем Ратманским беседовала куратор танцевального отдела имени Джерома Роббинса Нью-Йоркской публичной библиотеки Линда Мюррей.
Праздник Алексея Ратманского с участием ABT, который состоялся во вторник, 23 марта в 19:00, был доступен online до 18 апреля. Программа снята в прямом эфире на сцене Cити Центра, и это означает долгожданное театром возвращение ABT на историческую сцену.
«Мы очень рады вернуться на любимую сцену в Cити Центр и сделать это с помощьюпрограммы, которая демонстрирует артистическое воображение и диапазон возможностейАлексея Ратманского, – сказал Кевин Маккензи, художественный руководитель ABT. Кевин Маккензи между тем объявил о своем уходе на пенсию в конце2022 года, после своего почти 30-летнего пребывания в АВТ в качестве худрука. В своем пресс-релизе по этому поводу он особо отметил заслуги Алексея Ратманского.
Программа отражает миссию ABT по сохранению классики, примером которой является переработанная Алексеем Ратманским постановка «Спящей красавицы» Петипа, а также расширение репертуара за счет новейшей работы «Бернстайн в изоляции».
А что же сам Алексей Ратманский?
Еще совсем недавно он был полон пессимизма в связи с тем, что, как он считал, балетный театр несовместим с пандемией. Прошедшим летом он сказал:
-У меня чудом прошла премьера в марте 2020-го: мы приготовили большой балет на музыку «Гаянэ» Хачатуряна. Он называется «О Любви и Ярости», сюжет взят из древнегреческого романа «Повесть о любви Херея и Каллирои». Премьера прошла в Калифорнии, 8 марта там был последний спектакль, а через пару дней все закрылось. Я еще успел съездить в Торонто порепетировать возобновление «Ромео и Джульетты», и это был последний спектакль, который я видел.
Я ставлю спектакли для труппы АВТ по договоренности с директором. За одиннадцать лет в АВТ я поставил 18 балетов — восемь больших и десять одноактных. Бывали напряженные времена, когда надо было одновременно с работами для ABT готовить проекты с другими труппами. Но сегодня это вспоминается как сладкий сон. Сейчас нет ничего и нет перспектив… Лично для меня балет должен жить на сцене. Я не занимаюсь хореографией дома. Но до того, как все закрылось, у меня была неделя репетиций с артистами Мариинского театра по скайпу — готовили «Семь сонат» Скарлатти. Я думал, такое невозможно, а получилась очень продуктивная работа. Мне кажется, это выход — когда нет возможности встретиться вживую, можно отрепетировать балет по скайпу. А вот ставить, сидя за компьютером и наблюдая танцовщиков в зале – черт его знает… Не знаю, надо попробовать».
Ратманский попробовал, и эксперимент, пожалуй, удался.
Программа в Сити Центре начиналась с Розового адажио из «Спящей красавицы». Нынешняя постановка этого балета в АВТ была реконструирована по нотам оригинальной хореографии Петипа Алексеем Ратманским. Стиль, отражающий оригинальную постановку XIX века, Ратманский воплотил в жизнь для современной публики. Художник по костюмам Ричард Хадсон сделал их максимально приближенными к классическим работы Леона Бакста.
«Семь сонат» – второй балет, поставленный Ратманским в качестве хореографа-резидента ABT. Произведение, созданное в 2009 году на музыку фортепианных сонат Доменико Скарлатти, представляют шесть танцовщиков в различных соло, па-де-де и ансамблях. Во второй части балета четыре танцовщика следуют друг за другом в серии соло, демонстрирующих характерный композиционный стиль и врожденную музыкальность Ратманского.
В 2019 году в подарок АВТ, по случаю десятилетнего юбилея работы в компании, Ратманский поставил «Времена года» на богатую романтическую музыку Александра Глазунова. Главное па-де-де, исполненное под Petit Adagio из «Осени», представляет собой нежный дуэт в конце балета, который раскрывается с теплотой и непринужденностью позднего летнего дня.
Спустя четыре года после успеха работы над балетом с культовой музыкой Леонарда Бернстайна, получившим всеобщее признание – «Серенадой после Платоновского симпозиума» – новая работа Ратманского представляет артистизм танцовщиков АВТ мирового класса. Вдохновленный разнообразием, очарованием и типично американским духом «Дивертисмента» Бернстайна, Ратманский создал это произведение в изолированной резиденции, которую он назвал «пузырем». Это подлинный образец высокого художественного творчества балетмейстера и практически всего состава артистов в эти непростые времена.