Авторская рубрика «Арт-параллели и меридианы»
Екатерины Лавриненко-Омецинской
Фотографии автора
Триумф величия Римской империи, приходящийся на первые три столетия ее существования, психологически воспринимается нашими современниками как далекое прошлое, в уцелевших осколках которого в виде огромных чаш амфитеатров или подобных скелетам динозавров акведуках мы усматриваем некую декорацию Античности. Вместе с тем даже по нынешним временам размах крыльев римского орла производит сильнейшее впечатление. Но еще большее – те креативные импульсы обустройства завоеванного пространства, которые были свойственны римлянам, сумевшим сочетать лишения военных будней с сибаритством праздной жизни.
Акведуки – скелеты гигантизма Римской империи.
Гедонизм в стране был неукоснительным правилом даже в глубокой провинции. В череде приятных удовольствий первое место, безусловно, занимали возведенные в культ банные процедуры, являвшиеся едва ли не основной формой отдыха и общения, не говоря уже о чисто гигиенической стороне их применения. Они, конечно, требовали большого количества воды, которую бесперебойно поставляли многочисленные акведуки, подводившие, как правило, воду с окрестных гор, порой за много километров.
Перепад рельефов и значительная протяженность обусловили превращение акведуков в самостоятельные весьма техничные архитектурными сооружения, способные поразить и в наши времена не только строительными приемами и эстетической красотой, но прежде всего огромными размерами.
И хотя практически все они были уничтожены беспощадным временем, даже отдельные уцелевшие фрагменты, отмечающие практически все пространство Европы, воспринимаются как ископаемые палеонтологические гиганты и не перестают удивлять и сейчас. Когда-то в Риме я была поражена отнюдь не привычной для итальянцев возможностью пить воду из водопроводного крана, а тем, что до сих пор самый известный и полноводный фонтан Треви – и не только он! – получает воду из античного акведука Aqua Vigro. Более того, мне удалось попробовать его воду из специально поименованного городского фонтанчика. До сих пор в окрестностях Рима сохранились фрагменты многочисленных водопроводных конструкций, хотя, как это ни парадоксально, в самой Италии вследствие варварских погромов сохранность акведуков значительно уступает тому, что можно увидеть на маргинале Империи. В Галлии, Иберии, Паннокии, Фракии, Византии судьба была более благосклонна, сохранив подлинные шедевры античного зодчества. К ним прежде всего относятся считающийся самым высоким знаменитый Понт дю Гар, входящий в систему Нимского акведука в Провансе, а также Сеговийский, побивший в Западной Европе все рекорды по протяженности. С ним конкурирует только Константинопольский водопровод, пересекающий почти километровым арочным гребнем проспект Ататюрка в Стамбуле. Из уцелевших реликтов следует назвать еще так называемый Дьявольский мост в окрестностях Таррагоны.
Все они занесены в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО благодаря гигантским размерам наземных аркад, без которых о них давно бы забыли, а их подземные – порой высотой в человеческий рост – туннели превратились бы в развалины, использовавшиеся местным населением как каменоломни, став достоянием разве что архитектурных археологов.
Исторические судьбы акведуков
По-разному складывалась также судьба акведуков. Стамбульский, например, снабжал город водой до середины ХIХ века и послужил прообразом водопровода, «сработанного еще рабами Рима». Конструкция его была такова, что вода в нем подавалась по свинцовым трубам, что приводило к многочисленным смертельным отравлениям. Сеговийский активно работал и в Средневековье, причем прежде всего обеспечивал водой королевский замок Алькасар, а потом распределял ее среди городских жителей. Пикантная деталь. Несмотря на неограниченную подачу чистейшей воды из горной реки прославившая Алькасар Изабелла Кастильская в своей жизни мылась только два раза – при рождении и перед свадьбой, – что по представлениям того времени считалось вполне нормальным.
Что касается Нимского, поражают прежде всего грандиозные масштабы трехэтажных арочных пролетов Понта дю Гар, 50-метровую высоту которого потом сдублировала Триумфальная арка в Париже. Еще в 1985 году он был признан памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Более того, за две тысячи лет Пон-дю-Гар так удачно вписался в местный пейзаж, что кажется, будто сама природа создала его. Это ощущение усиливается сохранившимися рядом с ним древними оливами – морщинистая вязь коры которых порождает мысль о том, что они ровесницы самого Христа.
Разумеется, варварское разорение Прованса и уменьшение числа жителей города не оставили возможности содержать его в рабочем состоянии, но мост, ставший частью купеческих путей, уцелел, а во времена правления Наполеона III и вовсе был отреставрирован. Следует заметить, что даже сейчас Ним поражает оригинальным архитектурным оформлением комплекса городских фонтанов.
Феерия водных струй на улицах Рима, восходящая к античным традициям, а потом умноженная в эпоху ренессанса и барокко, общеизвестна.
Так, с целью обеспечения населения водой в XVI столетии, по указанию папы Григория XIII, была проведена реконструкция древнеримских акведуков и сооружено 18 новых фонтанов, из которых наиболее знаменит созданный на пьяцце Навона по проекту архитектора Бернини его учениками водный шедевр «Четыре реки». По-видимому, многочисленные акведуки были характерны и для других городов античного мира Италии. Взять хотя бы Помпеи с их многочисленными виллами знати, выезжавшей на отдых в Кампанию. В каждой из них были бани с горячей и холодной водой, а также обязательным бассейном. Без акведуков с горных речек здесь было не обойтись. Другое дело, что извержение Везувия смело их с лица земли. Но вот что интересно. При полном отсутствии каких бы то ни было фонтанчиков с водой в музейной части города, занятой раскопками, в роскошном местном барочном Сантуарии к вашим услугам изящные краники с питьевой водой. Более того, мне многократно приходилось бывать в разных регионах Италии. Не помню случая, когда бы предупреждали о том, что воду из-под крана пить нельзя. Значит, культура акведуков жива, только они полностью ушли под землю! Даже на провокационный вопрос в Венеции, какую воду пьют местные жители, можно услышать удивленный возглас: «Как, какую! Разумеется, с Доломитов». Объясняю. Доломиты – предгорья Восточных Альп. Расстояние до Венеции в диапазоне 60-90 км.
Культ воды затронул и периферию. В Лондоне, как мне рассказывали знакомые ученые-экологи, до сих пор часть труб местного водопровода сохранилась с римских времен. И они, к сожалению, свинцовые, что чревато отравлением населения. Даже в весьма отдаленном от столицы Империи Крыму при строительстве во времена Нерона крепости-маяка на мысе Ай-Тодор для снабжения военного гарнизона как питьевой водой, так и банных комплексов, был сооружен акведук длиной 28 км, питавшийся из горных рек и частично сохранившийся до сих пор.
Архитектурные секреты каменных гигантов
Что касается техники постройки столь нетривиальных сооружений, она была во многом унифицирована за счет несложных приемов и трансляционного использования съемных лесов. Не сохранилось ни одного имени архитектора, но известно, что при сооружении использовались принципы, изложенные в трудах Витрувия, а работами руководили военные зодчие.
В сводах не применялись строительные растворы – все держалось на весе и точно рассчитанном расположении идеально подогнанных блоков, длина которых, как например, в Понте дю Гар, доходила до двух метров, а протяженность уникального арочного трехрядья даже в настоящее время достигает 275 м.
Особенностью этого архитектурного шедевра является и то, что вода в нем подавалась не по трубам, а по выложенному камнем и обработанному специальным водостойким бетоном желобу, что позволяло довести ее объем, приходившийся на каждого жителя Нима, до 400 л в сутки!
По следам античных колоссов.
В начале 90-х годов, когда украинские турфирмы прокладывали первые автобусные маршруты в Барселону вдоль Средиземноморского побережья Франции, ориентируясь преимущественно на крупные города, прежде всего Ниццу и Марсель, я всегда с замиранием сердца проезжала мимо указателей, однозначно доказывающих, что до Нима и Пон-дю-Гара просто рукой подать. Прошло еще, наверное, десятилетие, чтобы основные флагманы обзорных экскурсий для продвинутых туристов стали безоговорочно включать их в программы, посвященные Лангедок-Руссильону и Провансу, столицей которого в античные времена был Ним. Так я познакомилась и с другими достопримечательностями этих мест – Тулузой, Арлем, Авиньоном, Каркассоном, увидев в этом расширении кругозора удивительные культурные наслоения, восходящие к античным временам. Что касается Испании, то еще в конце 80-х когда во время Средиземноморского круиза при подходе к Барселоне нас сопровождали аркады старинного акведука.
И, конечно же, банная и садовая культура арабов, поражавшая в Кордове, Альгамбре, Гранаде и Севилье, неизбежно была связана с акведуками, в систему которых были включены и античные сооружения.
Из них самый знаменитый, безусловно, Сеговийский акведук, посещение которого, как правило, отсутствует в стандартных туристических маршрутах. Свою последнюю поездку в Испанию я специально спланировала таким образом, чтобы, остановившись на четверо суток в Мадриде, один день специально посвятить Сеговии. И не зря. Ведь это была официальная резиденция Изабеллы Кастильской, своеобразный центр Реконкисты, благодаря которой Испания освободилась от мавританского владычества. А потому его исторические достопримечательности, прежде всего королевский замок Алькасар и, конечно, пересекающий весь город дивными аркадами Акведук, сохранились практически в заповедной неприкосновенности. Действительно, самый длинный в Европе Сеговийский акведук, вероятнее всего, построенный в 69-79 гг. во времена правления императора Веспасиана, невероятно впечатляет. Хотя при высоте в 29 м он почти в два раза уступает Нимскому, однако его развернутое дугой на 818 м двухрядье из 167 арок, гребнем вспарывающее старинные кварталы, воспринимается как своеобразная въездная триумфальная арка города.
Связь времен
Первые и довольно примитивные акведуки появились еще в Древнем Египте, Ассирии и Вавилоне. В дальнейшем их конструкции были усложнены персидскими зодчими. Тем не менее, бесспорным приоритетом римлян является системное создание комплексов подачи воды, включавшее как гигантские наземные аркады акведуков, позволяющие преодолевать неровности ландшафта, так и подземные туннели, в которых транспортировка жидкости проводилась по трубам или желобам.
Безусловно, определенная зрелищность этих сооружений служила не только прагматичным бытовым целям, но и выполняла функцию демонстрации незыблемого могущества Империи, будучи своеобразным символом наступательного продвижения на завоеванные пространства.
Таким образом, Римская империя, которая уже с IV века нашей эры начала захлебываться в своем гигантизме, тем не менее, сумела преподать последующим поколениям высочайший урок умения комфортного существования – ведь водопроводные системы были наряду с канализацией и дорогами частью базовой инфраструктуры, составлявшей основу римского урбанизма.
Более того, для наших современников подобные музыкальным легато аркады акведуков – это не только свидетельство уникальных возможностей человеческого гения, но и своеобразные мосты памяти, переброшенные из античного прошлого в будущие времена. И по-видимому не случайно на пятиевровой купюре Объединенной Европы красуется похожий на скелет динозавра впечатляющий профиль Понта дю Гар.