А «первое вознесение» Кусамы состоялось в пору расцвета психоделии. Арт-критик и знаменитый американский минималист Дональд Джадд сыграл в этом одну из главных ролей: он не только влиял на творческую компоненту, но и активно промоутировал Яёи, публикуя статьи о художнице в 1960-е годы. Она стала «своей» в арт-тусовке, дружила с Джорджией О’Киф, Евой Гессе, Энди Уорхолом, искусствоведом Гербертом Ридом, художником-сюрреалистом Джозефом Корнеллом… Что ж, эпохе «детей цветов» эксперименты Кусамы, вкупе с пикантным флером ее психического расстройства, пришлись весьма ко двору.
Многие идеи, привнесенные Кусамой в свое творчество, в дальнейшем были использованы другими художниками. Так, ее инсталляция «Aggregation: One Thousand Boats Show» впоследствии отразилась на творчестве Энди Уорхола, который позже стал использовать повторяющиеся изображения в обоях, а в 1962 году создал свои знаменитые «Банки с супом Кэмпбелл». А после совместной выставки Кусамы с Класом Олденбургом последний через некоторое время занялся мягкой текстильной скульптурой.
Сети бесконечности – Infinity Nets (1959)
«Сети бесконечности» Яёи Кусамы — серия картин, которые не имеют ни начала,ни конца, над которй художница работает всю жизнь. Впервые «Сети бесконечности» были представлены в 1959 году и стали знаковым моментом движения абстрактного экспрессионизма в нью-йоркском мире искусства. Получив высокую оценку в США, Кусама начала свою карьеру как художник-авангардист.
Она по сей день обыгрывает понятия бесконечного повторения и бесконечного пространства, развивает свою стратегию серийного повторения.
Ее произведения — будь то картины или инсталляции — разрушают зыбкие границы между вещественным и пространственным. Психологически процесс создания картин — своеобразная форма катарсиса. Художница стремится уничтожить свои страхи посредством акта повторения.
Бесконечная зеркальная комната – Infinity Mirror Room (1965)
Идея создания бесконечных зеркальных миров, многократно отображающих содержание некоего замкнутого пространства, пришла к Кусаме в 1965 году. Ее первая инсталляция стала событием в мире современного искусства — это было действительно головокружительное зрелище. Здесь столкнулись сразу два страха художницы — горошки, покрывающие все видимое пространство, и поле фаллосов, которые они усеивали.
Вообще, художница, обожающая горошек, еще ни разу не поставила точку в своих проектах — каждый из них живет десятилетиями, развиваясь и изменяясь в собственном ритме.
«Моё искусство берёт своё начало в моих галлюцинациях, которые только я могу видеть. Я перевожу галлюцинации и навязчивые образы,которые досаждают мне, в картины и скульптуры. Все мои работы являются продуктами навязчивого невроза и, следовательно, неразрывно связаны с моей болезнью. Впрочем,я создаю что-то даже когда не вижу галлюцинаций».
Из интервью Яёи Кусама журналу BOMB Magazine.
Небо и Земля – Heaven and Earth (1991)
Еще одна знаковая работа Кусамы — «Небо и земля» — стала развивающимся проектом идеи приумножения объектов страха, который видоизменялся с годами. Первая инсталляция была однотонной, молочно- белой; из сорока деревянных ящиков к небу устремлялись мягкие щупальца, похожие на существ из глубины неведомых морей. Для Кусамы это фаллосы, ну, а зрители предпочитают сравнивать это с чем угодно, только не с обязательным атрибутом мужского достоинства. Просто кораллы.
Зеркальная комната “Тыква” – Mirror Room Pumpkin (1991)
Первую зеркальную комнату, усеянную тыквами, Яёи Кусама создала в 1991 году. Поля тыковок-фонарей покрыты фирменными ритмическими горошинами Кусамы — они затягивают зрителя в бесконечный ландшафт. Его образуют узоры и зеркала: все спрятано внутри зеркального куба, и для того, чтобы увидеть тыквы,надо заглянуть внутрь зеркального куба через маленькое окошечко.
Повторяющееся видение – Repetitive Vision (1996)
Продолжая тему зеркальных комнат, Кусама создает «Повторяющееся видение». Путь к недрам инсталляции пролегает по черному коридору, в конце которого находится дверь, открывающаяся в ярко освещенное пространство, пол которого покрыт горошинами красного цвета. Три женских белых манекена также покрыты красными горошинами, и вместе со зрителем многократно отражаются в зеркальных стенах. «Зеркало — это устройство, которое уничтожает все, включая меня и других» — утверждает Кусама.
Dots Obsession – Одержимость точками (1997)
«Одержимость горошком» стала своеобразным продолжением зеркальной комнаты с тыквами, однако здесь художница использовала новые материалы: в желтой комнате с горошками расположились округлые надувные конструкции, также щедро покрытые черными точками. Работа была создана специально для Художественной галереи университета Райса (Хьюстон, Техас). Позже эта инсталляция, но уже решенная в красно-белой расцветке, стала частью выставки «Прогулка в моем разуме» (2009) в лондонской галерее Хейворд, где свои работы демонстрировали 10 современных художников. Как и все проекты Кусамы, «Одержимость горошком» путешествует по всему миру, подстраиваясь под выставочное пространство,но не меняя свей сути.
Комната облитерации – The Obliteration Room (2002)
Слово «облитерация» можно перевести и как «заращение», и как «уничтожение», «забвение». Кусама нашла это слово со многими смыслами для того, чтобы наиболее точно описать свой новый проект.
«Комната облитерации» была впервые представлена в Художественной галерее Квинсленда в 2002 году как художественный проект для детей; в 2012 году эту интерактивную инсталляцию показали в Tate Modern.
Полностью белая комната, обставленная белой же мебелью и предметами быта,стала чистым холстом для посетителей. По мере того, как количество зрителей,посетивших «Комнату», увеличивается, растет и количество цветных горошков на всех ее поверхностях — на входе вскем выдают разноцветные наклейки разных размеров, и каждый может внести свой вклад в развитие произведения Кусамы. Очевидно, что «ноги» у этой «Комнаты забвения» растут из детских неврозов автора. Ну, а нынешним детям аттракцион очень нравится.
Мерцающие огни душ – Gleaming Lights on the Souls (2008)
Инсталляция, построенная в 2008 году, находится в Музее современного искусства Луизианы. Она представляет собой помещение 4 на 4 метра, стены и потолок которого покрыты зеркалами, а пол — это бассейн с небольшим мостком. С потолка свисают сотни светящихся шаров — объемная интерпретация вездесущего фирменного горошка Кусамы. Ритм и пульс свечения фонариков, смена их цвета постепенно увлекают зрителя в космические пространства, делают его единым со Вселенной. «Мерцающие Огни Душ» — действительно лирическое произведение искусства.
Коллекция для дома моды Louis Vuitton (2012)
При том, что художница живет в психиатрической клинике, она вполне адекватно оценивает действительность и следует за трендами арт-рынка. Дизайнерские«штучки»? Пожалуйста! Яёи Кусама легко идет на сотрудничество с модными домами и дизайнерскими компаниями, создавая для них уникальные, узнаваемые — и очень дорогие — вещицы. В 2012 году художница внесла смятения в умы модниц, покрыв ярким горошком коллекцию для Louis Vuitton — платья и топы, сумки и очки, туфли и шарфы. А несколько раньше в коллаборации с японским оператором мобильной связи au KDDI она сотворила уменьшенную копию своей развеселой скульптуры собачки «Каваи» и симпатичный розовый телефон «Мой песик Динь-Динь» (2009) для линейки iida. Комплект симпатичный, уникальный и дорогой — около 10 тысяч долларов, а спустя 10 лет — еще и раритетный. Определенно, Кусама знает цену своим работам!