LITLE PRINCE, 2019  

Нина Аловерт

На сцене известного театрального центра в Нью-Йорке Театра Джойс труппа современного танца BalletX (Баллет ЭКС) из Филадельфии показала двухактный балет «Маленький принц». Хореограф – Аннабелл Лопез Очоа (полу-колумбийка, полу-бельгийка) – окончила Королевскую балетную школу в Бельгии. Композитор  – Питер Салем.

Очоа поставила настоящий балетный спектакль, что уже не так часто происходит в наше время. Несмотря на некоторое прямолинейное решение некоторых сцен, балет производит впечатление и побуждает к размышлению. 

Змея – – Стенли Гловер Photo Vikki Sloviter

Но первое, что меня поразило, – это текст программки к балету, не знаю, кем написанный. Хореограф адаптировала и интерпретировала произведение Антуана де Сент- Экзюпери, но сохранила последовательность сюжета и всех персонажей сказки. Однако нигде не указано имя автора Экзюпери. Сама Очоа пишет во вступлении, что «Маленький Принц» – одна из тех книг, которые запоминаются на всю жизнь. Но и она не упоминает автора!!!! Как  это могло случиться?

А в этом балетном спектакле, как я написала, сюжет, порядок эпизодов соблюден близко к сказке Экзюпери. Балет начинается с крушения самолета, Пилот (Захарий Капелюк)  оказывается в пустыне. Собственно, декорации не напоминают пустыню. На сцене странная конструкция из ослепительно белых кубов разной величины (художник Метт Сандерс): сказочное, фантастическое пространство, в котором происходят сказочные события.  

Общая сцена. Photo Vikki Sloviter

Маленького Принца танцует взрослый танцовщик Родерик Фифер. Это вполне естественное решение для балета, где главный герой занят на протяжении всего спектакля (но все таки усы танцовщику стоило бы сбрить). Маленький Принц  не «рассказывает» Пилоту о своих путешествиях по планетам, а они с Пилотом вместе путешествуют. По очереди возникают в балете сцены с Королем, Честолюбцем, Фонарщиком и другими. И только сцена с Розой поставлена, как воспоминания Маленького Принца.

В центре Король – Блэйк Крейпелс. Слева Летчик- Захарий Капелюк, справа Маленький Принц – Родерик Фифер. Photo Vikki Sloviter

Не все эпизоды путешествия Пилота и Принца на разные планеты удачны. Некоторые, как, например, эпизод с Пьяницей на одной из планет, решен только при помощи пантомимы, причем примитивно-реалистически. Выпивает Пьяница одну бутылку, роняет, хватается за другую… Наиболее интересная сцена – с капризной Розой (Франческа Форчелла) на астероиде, где жил Маленький Принц.

Змея – Стенли Гловер, Маленький Принц – Родерик Фифер. Photo Bill Hebert

Но несмотря на то, что сюжет балета соответствует литературному сюжету, хореограф  интерпретировала смысл сказки Экзюпери по своему. Из всех персонажей хореограф выбрала главным – Змею, как  символ или один из воплощений  Смерти, в то время, как Лис играет совсем незначительную роль в балете. Очоа создала свою аллегорическую сказку о жизни и смерти. Змея начинает и заканчивает спектакль.  Она постоянно появляется рядом с героями. Герои страдают, радуются, открывают другие миры – Змея встречает их на земле. Жизнь неотделима от смерти и смертью неизбежно заканчивается. Змея в конце спектакля, пока Пилот проверяет свой самолет, уносит (убивает) Принца.

Образ Змеи блистательно создан хореографом и блистательно воплощен танцовщиком. Стенли  Гловер, который поступил в труппу в прошлом году, учился в разных балетных школах Америки, танцевал в разных труппах, в том числе – в Cirque du Soleil’s. Черный танцовщик одет в черный блестящий облегающий тело костюм, в руках черная трость, на голове – черный котелок. Все тело Гловера – удлинённых пропорций: длинные ноги, длинное, тонкое тело, длинная шея, которая заканчиваются маленькой головой. Внешний образ уже сам по себе с первой минуты привлекает внимание. Но дело не только во внешности. Гловер владеет классической школой танца. И в то же время  тело танцовщика  изумительно пластично, оно может казаться совершенно «бескостным». Поэтому Гловеру удается создать образ скользящей в песках змеи. Особенно поразил меня танцовщик в самом конце спектакля, когда буквально виясь, как змея, он «просачивается» сквозь нагроможденные друг на друга ослепительно белые кубы и исчезает в кулисах. Я недаром  применяю к танцу Гловера восторженные эпитеты. Танец Гловера, его пластика идеально создавали иллюзию существа таинственного и недоброго. Он был посланником Смерти, завершающей земную жизнь,  как и задумала Очоа. Образ Змеи связал все отдельные эпизоды этого балетного спектакля и искупил все недостатки. 

Роза – Франческа Форчелла, Маленький Принц – Родерик Фифер. Photo – Vikki Sloviter

Кроме солистов, которые исполняют отдельных персонажей, в балете участвует ансамбль танцовщиков. И вся труппа BalletX в целом произвела хорошее впечатление. Ансамбль танцевал хореографические «связки» между отдельными сценами, сопровождая Пилота и Принца в их полетах в звездном пространстве от планеты к планете.  Танцовщики произвели очень хорошее впечатление и профессионализмом и осознанным существованием на сцене в каждом эпизоде.

Лётчик – Захарий Капелюк, Маленький Принц – Родерик Фифер. Photo Vikki Sloviter

 

Отдельно надо сказать о композиторе –музыканте, исполнявшем свою музыку, Питере Сейлеме. Музыка замечательная, интересно было бы послушать ее в концертном исполнении. Часть музыки была записана, а композитор-музыкант сопровождал эту запись игрой на различных струнных инструментах. Питер Салем – известный композитор, интересно, что он сочинил немало музыки именно к сюжетным балетам разных театров мира.

И все таки, почему же нигде не был упомянут автор «Маленького Принца» — Антуан де-Сент Экзюпери?

Змея- Стенли Гловер Photo – Bill Hebert