Это было официально объявлено.
Десятки проектов дизайна, представленные на конкурс,объявленный французским правительством для восстановления Нотр-Дама — оранжерея на крыше, крыша из цветного стекла, луч света или хрустальный шпиль — останутся лишь проектами. Французский парламент утвердил закон, который будет регулировать восстановление собора, чью крышу и шпиль уничтожил огонь 15 апреля нынешнего года. Собор должен выглядеть так, как и до пожара.
Возглавит агентство, скорее всего,генерал Жан-Луи Джорджлин — закалённый в боях ветеран, бывший глава Объединенного комитета начальников штабов французских армий, а до 2016 года — могущественный канцлер ордена Почётного легиона, высшей награды Франции. Генерал Джорджлин будет подчиняться непосредственно президенту.
Проектные аспекты работ будут находиться под надзором главного архитектора собора Филиппа Вильнёва. Учитывая сложность задачи,он обратился за поддержкой к двум своим коллегам — Реми Фромону и Паскалю Прюне.
Париж — по настоянию её мэра Анны Идальго — станет одним из ключевых партнёров. Церковь также быстро реорганизовала свои ряды, чтобы управлять сбором средств и контролировать весь процесс — конечно, в строгой координации с президентом Макроном. Архиепископ Парижа, кардинал Мишель Опети оставил за собой руководство, но делегировал управление операциями Патрику Шове,настоятелю Нотр-Дама, и монсеньору Бенуа де Синети, главному викарию.
Сумма, обещанная после пожара частными лицами, компаниями и государственными органами, достигла невероятного одного миллиарда евро. Три самые богатые семьи Франции, возглавляемые Франсуа Пино (строительный гигант Bouygues, Christie’s, Gucci, Sanofi и др.), Бернаром Арно (лакшери-группы LVMH,Christian Dior и др.) и Франсуазой Беттенкур-Мейерс (владельца L’Oreal) пообещали 500 миллионов евро. А Патрик Пуянне, генеральный директор французского нефтяного гиганта Total, обещал 100 миллионов. По сообщению пресс-службы Нотр-Дама, к 17 июля никто ничего ещё не перечислил, но, учитывая высокий общественный резонанс этих обещаний, весьма маловероятно, что они не будут выполнены.
Новый закон также санкционировал проведение национальной кампании по сбору средств и подтвердил предыдущие государственные финансовые обязательства по восстановлению Нотр-Дама, включая стоимость исследований и разработки проекта.
За три месяца после пожара, который едва не уничтожил одно из самых знаменитых зданий в мире, были проведены только срочные работы по усилению и защите,и собор всё ещё в опасности, предупреждает главный архитектор Филипп Вильнёв. Недавняя жара принесла дополнительные риски, поскольку высушила и без того ослабленные своды, которые могут рухнуть в любой момент. Сейчас под ними можно лишь убирать мусор.
Знаменитый миллиардер и коллекционер произведений искусства Франсуа-Анри Пино объявил о выделении 100 миллионов евро для участия в реконструкции Нотр-Дам де Пари. И сразу же грянули новости о том, что вдвое большую сумму жертвует его извечный соперник (в частности, по арт-теме) — еще один французский миллиардер Бернар Арно.
Ключевой вопрос заключается в том, кто проведёт эту комплексную реконструкцию и реставрацию? Во Франции есть множество специализированных предприятий, но ни одно из них не способно справиться со сложностью восстановления Нотр-Дама. Они ориентированы на относительно небольшие проекты, которые редко стоят более 10 миллионов евро. Поэтому необходима крупная строительная фирма,способная выполнять функции генерального подрядчика. Но проблема в том, что ни одна из таких компаний во Франции не обладает необходимыми навыками в области реставрации, поэтому им придётся полагаться на специализированные фирмы. Так что этот открытый тендер будет чрезвычайно сложным и жизненно важным для успеха всего проекта.
То что, к статью, не случиться.
Архитектурная фирма из Стокгольма Ulf Mejergren Architects (UMA) предложила целиком перекрыть кровлю Нотр-Дама бассейном, чтобы сделать собор «более публичным». Водоем на крыше, по мысли архитекторов, станет «новым медитативным пространством с незабываемым видом на Париж», «местом для размышлений и рефлексии».
«Шпиль разрушен, но двенадцать статуй апостолов, которые избежали огня, вернутся на крышу — теперь в качестве стражей большого общественного бассейна», — пишут архитекторы у себя на сайте. Такой радикальный подход связан с тем, что, по мнению студии, храм не должен быть «изолированным островом», а принадлежать Парижу и людям, которые в нем живут.
***
Бюро Нормана Фостера (Norman Foster) предлагает сделать крышу и шпиль собора полностью стеклянными.
Российский архитектор Александр Неровня также предлагает сделать крышу из стекла, но оставить шпиль в оригинальном варианте, а интерьеры собора — темными, чтобы не портить впечатления от витражей.
Французы из бюро NAB полностью изменили функцию кровли — ее превратили в образовательный центр с оранжереей. Шпиль выполняет роль пасеки.
В словацком бюро Vizum считают, что лучшее решение — это воссоздать шпиль в виде легковесной башни, которая будет тонким лучом устремлена вверх.
Архитектор Александр Фантоцци из бразильского бюро AJ6 Studio представил проект-оммаж на классические витражи собора. Оммаж — в искусстве, музыке и т. п.: работа-подражание (и жест уважения) другому художнику, музыканту и т. п.
Французский архитектор Винсент Каллебаут (Vincent Callebaut) предлагает отказаться от традиционной геометрии в пользу форм, которые позволят разбить на крыше сад. Он назвал свой проект Palingenesis от греческого слова παλιγγενεσία — «возрождение», «регенерация».
Но к счастью, все это не случится!