Виталий Орлов
Одно из главных событий традиционного фестиваля «Следующая волна – весна 2019» в Бруклинской Академии Музыки (ВАМ)– спектакль «Дневник исчезнувшего», и этот статус спектаклю, прежде всего, придает то, что его поставил нидерландский режиссер (бельгийского происхождения) с мировой известностью Иво ван Хове. Сегодня Ван Хове как режиссера приглашают самые разные театры Европы и Америки. Его постановки регулярно идут на сценах бродвейских и офф-бродвейских театров; на сцене ВАМ в разные годы он с большим успехом поставил 7 драматических спектаклей. Один из последних – поставленный в 2016 году «Короли войны» – вольная фантазия по мотивам трех хроник Шекспира: «Генрих V», «Генрих VI» и «Ричард III».
Основная мысль спетакля – ответить на вопрос: «Как управлять государством в периоды кризиса?» Ван Хове представляет портреты трех лидеров: Генрих V – амбициозный монарх, стремящийся доказать свою ценность как правитель, cочетающий видение государства как монархии с политическим чутьем, герой и удачливый полководец, приведший Английскую корону к победе над французами в битве при Азенкуре. Его наследник Генрих VI – человек высокой морали, истовый христианин, но бессильный как глава государства, не способный им управлять. Именно его правление приводит к гражданской войне, хаосу и, как следствие, к появлению короля-злодея Ричарда III, эгоцентрического деспота. Этому монарху не важны интересы государства, клана, семьи. Он вожделеет власть как таковую, чтобы иметь возможность отомстить миру за свое уродство.
Ван Хове и его постоянный спутник дизайнер Ян Версвейфельд превращают сцену в современный театр военных действий. Фотокамеры фиксируют закулисные сделки, фото проецируются на экран и сопровождаюся текстами национального радиовещания, а взаимодействие живой игры актеров и видео с их же участием раскрывает разнородные условия ведения войны: от кондиционируемых помещений до опасных уличных закоулков. Четко художественно высказанная мысль, три великолепных актера в главных ролях, слаженная труппа, участие контр-тенора, духовой оркестр, мастерское использование видео – и более чем четырехчасовой спектакль смотрится на одном дыхании.
В какой-то период ван Хове увлекся музыкальными спектаклями – операми, мюзиклами – и в этой связи отметим обращение режиссера к русской оперной классике: в 2013 году он поставил «Мазепу» П. И.Чайковского в «Комише опер» в Берлине, а летом 2018 года стал режиссером постановки «Бориса Годунова» М. П.Мусоргского в Парижской опере с Ильдаром Абдразаковым в заглавной роли.
К разряду оперной отнесена и новая постановка Иво ван Хове «Дневник исчезнувшего», хотя на самом деле точно определить ее жанр трудно. Более того, мне кажется, что только бурный талант режиссера, его неистощимая фантазия сумели создать из этой в общем-то заурядной истории романтический музыкальный спектакль, который можно назвать оперой условно.
В основе сюжета оперы чешского композитора Леоша Яначека лежит его собственная автобиография. В возрасте 63 года Яначек увлекся Камиллой Стессловой, замужней женщиной, которая была на 35 лет моложе его. Ее отношение к композитору было неоднозначным, но тем не менее Камилла стала прообразом главных героинь трех из опер Яначека, вдохновительницей других музыкальных произведений, в том числе «Симфониетты» и Струнного квартета №2 «Интимные письма». Собственно говоря, у Яначека оперы под названием «Дневник исчезнувшего» нет. Музыка оперы основана на его вокальном цикле, состоящем из 22 песен о деревенском мальчике Яничеке, который страстно влюбился в цыганку по имени Цефка и последовал за ней, оставив семью и родную деревню.
Леош Яначек написал более 700 любовных писем Камилле Стессловой, а за год до смерти он писал ей каждый день. Эти письма и стали основой либретто оперы. «Черная цыганка в моем «Дневнике исчезнувшего» – это была ты», – написал ей Яначек в одном из своих писем.
Автор сценария драматург Кристиан Лада и композитор Аннелис ван Парис вплели в партитуру Яначека пять цыганских песен времен молодости героя (в главной партии молодого героя тенор Эндрю Дикинсон). Работая с Кристианом Ладой, Иво ван Хове и художник Ян Версвейфельд решили сделать главного героя современным фотографом, а сценическое пространство – затемненной комнатой. «Это фотоателье, мир воображения, а фотографии возвращают герою прошлое, которое мы иногда забываем», – сказал ван Хове. По своему обыкновению режиссер использует в сценографии современную кино- и компьютерную технику, электропроигрыватели, магнитофоны и т.п.
Женщина входит в квартиру (меццо-сопрано Мария Хамард), варит себе кофе и включает магнитофон. «Садись за пианино», – говорит мужской голос на пленке. В этой же затемненной комнате установлено пианино, и героиня играет гамму, а потом за фортепиано садится пианистка (Влада Валешова), аккомпанирующая актерам, как бы являясь действующим лицом.
Мужчина (арт. Вим ван дер Грин) читает выдержки из дневников Яначека. Он опускает в фотованну негатив, а затем переходит к экрану в центре задника сцены и гладит его руками. Изображение обнаженной женщины «по пути» к экрану от проектора запечатлевается на белой рубашке старого героя -фотографа. В комнате появляется молодой герой. Он одет так, чтобы походить на фотографа, подчеркивая сходство между композитором и персонажем. Женщина и мужчина страстно обнимаются лежа на полу в темноте, взрываемой цветными прожекторами…
Мужчина сидит один на узкой кровати. «Я буду ждать тебя», – говорит он, и «юпитеры» постепенно гаснут.
Ван Хове заявил, что он – давний поклонник музыки Яначека. Режиссер предложил «Дневник» Muziektheater Transparant – инновационной оперной компании, обосновавшейся в Антверпене, с которой он давно сотрудничает.
Muziektheater Transparant – признанный во всем мире современный музыкальный театр, создающий спектакли высокой художественной и социальной значимости. К этой труппе обращаются постановщики, работающие в разнх сценических жанрах, которые стремятся обновить и расширить репертуар музыкального театра для современной аудитории, используя изобразительное искусство, кино, видео, графику.
Особое внимание театр уделяет предложениям современных музыкантов, пытающихся внести нечто новое в оперное искусство.
Театр Muziektheater Transparant является участником самых престижных фестивалей в Зальцбурге, Эдинбурге и других.
«Я хотел выявить способность Яначека «писать диалоги, которые стали музыкой, превращать язык в ноты. Даже когда они поют, они говорят… Я думаю, что Яначек видел, как его чувства отражены в стихах, – сказал далее ван Хове. – Это своего рода автопортрет. Мы создали такую структуру, которая позволила короткому циклу песен композитора засиять в полной мере».