6 рекламных трюков и приемов известных художников
Миф о нищем и непризнанном художнике, картины которого начинают покупать только после смерти, — один из самых необоснованных, но и один из самых живучих в представлениях любителей искусства. Попытки устроить выгодную сделку все еще расцениваются как занятие низкое и недостойное. Попробуем доказать, что знаменитые художники не только стремились подороже продать свои работы, но и часто добивались нешуточного коммерческого успеха еще при жизни. Надеемся, что современные художники найдут в этих историях не только обоснованные контраргументы против таких претензий, но и несколько проверенных временем маркетинговых стратегий и личных кейсов от успешных предшественников.
Лично рекламировать свое мастерство и нести его в народ
Испанец Диего Веласкес показывает, как благодаря остроумному пиар-ходу получить востребованность на международной арене. Оказавшись в 50 лет в Италии,он очень быстро убедился, что именно здесь его былые заслуги — а Веласкесявлялся придворным художником и интендантом испанского короля Филиппа IV- мало кого могли впечатлить. Итальянцам, провозгласившим свою родину обителью богов и колыбелью искусства, не очень-то верилось в способность заграничных«варваров» создавать что-то стоящее.
Легенда говорит, что самолюбие Веласкеса было глубоко уязвлено, и всего за несколько дней, находясь в Риме, он выполнил прекрасный портрет всюду сопровождавшего его слуги — мавра Хуана де Парехи. Как только на портрете высох последний слой лака, мавр вместе с портретом отправился по резиденциям знатных римлян. Акция имела успех: видя несомненное сходство изображения и модели, а также высокое достоинство, которым Веласкес наделил на портрете своего раба,итальянцы вынуждены были признать мастерство Веласкеса. Благодаря портрету мавра Веласкес получил заказ написать папу Иннокентия Х — одного из самых влиятельных людей не только Италии, но и всей Европы.
Кстати, дальнейшая история самого Хуана де Парехи не менее замечательна. По возвращении в Испанию мавр получил от Веласкеса вольную. Проводя много времени в мастерской хозяина и имея и сам незаурядные способности, он стал художником, виртуозным копиистом Веласкеса. Есть у Хуана де Парехи и собственные работы: в Прадо эскпонируется его картина«Призвание св. Матфея», а в Эрмитаже — «Портрет монаха».
Объяснять замысел картины
Даже если вы уверены, что для понимания вашего искусства достаточно самого искусства и, пожалуй, красноречивого названия работы. Все равно объясняйте. «Кому надо, и так поймут» — это одна из самых непродуктивных техник продажи предмета искусства. Посмотрите, например, с какими обстоятельными и подробными аннотациями продают картины известных художников знаменитые аукционы: казалось бы, Моне или Сезанна и так купят. Что там объяснять?
Позвольте зрителю понять, что вас волновало и что вы имели в виду — часто такая аннотация может изменить отношение к работе и, конечно, к самому художнику. Не обязательно даже уметь писать стихи, как Данте Габриэль Россетти, который любил к картинам вместо названия прикреплять сонет на тот же сюжет. Достаточно будет поста в соцсетях или описания в каталоге.
Например, 52-летний признанный художник Эжен Делакруа закончил грандиозный государственный заказ — роспись потолка в галерее Лувра. Это была галерея Аполлона — и всем должно бы быть понятно, что Аполлон там и будет изображен. Но Делакруа не поленился разослать друзьям приглашение с подробным описанием работы:
«Стоящий на колеснице бог уже успел выпустить часть своих стрел; Диана, его сестра, догоняет его и протягивает колчан. Окровавленное чудовище, пронзенное стрелами бога света и жизни, корчась и изрыгая пламя, в бессильной ярости испускает последний вздох. Воды потопа мало-помалу уходят, оставляя на вершинах холмов или увлекая за собой трупы людей и животных. Боги с негодованием взирают на землю, отданную во власть бесформенных чудищ,порождений грязи и ила…» Друзья были впечатлены таким поэтичным описанием,да и современный SMM-специалист позавидовал бы.
Дарить свои работы, пока вы не очень знамениты
Трудно найти в истории искусства художника, который не мечтал бы продавать свои работы. Проданная картина не только давала возможностью оплатить мастерскую или прокормить семью, но и помогала получить от сделки гораздо большую выгоду — уверенность в собственном пути и статус. Картина, подаренная коллекционеру или поклоннику, с первой задачей, конечно, справиться не поможет,а вот со второй — вполне. Отдельная польза — огромное количество гостей и посетителей, которые могут увидеть работу пока неизвестного художника в доме коллекционера.
Однажды Сезанн, отчаявшийся в собственных поисках, подарил картину«Купальщики на отдыхе» первому встречному, даже не спросив его имени. Картина так понравилась молодому человеку, а художник так нуждался в поддержке и одобрении, что этот случай записал по части больших удач. Позднее они познакомятся — покупателем оказался композитор Эрнест Кабанер. Картина до самой смерти Кабанера висела над его кроватью. А потом ее быстро купил Гюстав Кайботт, уже за приличные деньги — 300 фунтов.
За всю свою жизнь Винсент Ван Гог раздарил гораздо больше картин, чем продал. Конечно, он мечтал стать коммерчески успешным художником, но слишком часто сталкивался с непониманием современников. Поэтому, когда находился кто-то,кому картина Винсента нравилась, этот человек чаще всего просто получал картину в подарок. Или же Ван Гог рисовал ее копию, как это было, например, в случае с доктором Гаше.
В одном из писем брату художник с восторгом рассказывал, как понравился доктору его портрет. Сам Ван Гог портретом тоже дорожил, и ему не хотелось с ним расставаться, поэтому он написал для доктора Гаше новый. А первый до сих пор находится в списке самых дорогих картин в мире — в 1990 году он был продан на аукционе за рекордные на тот момент 82,5 миллиона долларов.
Был и еще один врач, которому Ван Гог подарил его портрет — доктор Феликс Рей,который ухаживал за художником в госпитале Арля после того, как он повредил ухо. Однако этот врач был не самого высокого мнения о творчестве Винсента. Слишком новаторский и нестандартный на тот момент портрет привел доктора Рея в ужас,и он спрятал его на чердак. А позже мать врача и вовсе прикрывала полотном дыру в курятнике. К счастью, картину спустя 10 лет обнаружил художник Шарль Камоэн,а сейчас она хранится в Пушкинском музее в Москве.
Дарить свои работы, тем более когда вы знамениты
Подаренная работа, даже самая крошечная и незначительная, может в будущем оказаться музейным экспонатом, если она часть увлекательной истории. Например,единственный росток спаржи, написанный Эдуаром Мане, не стал бы таким знаменитым, если бы не был подарен коллекционеру и редактору журнала об искусстве Шарлю Эфрусси. Эфрусси заказал художнику небольшой натюрморт с пучком спаржи и пообещал заплатить 800 франков. Работа ему так понравилась,что Мане получил не 800, а тысячу. Тогда художник взял крошечный холст размером 16×21 см — и написал еще один росток. Он отправил его Эфрусси с запиской«Он выпал из вашего пучка».
В 1960-е годы Пабло Пикассо уже был не просто известным художником,а буквально живой легендой. Но даже тогда он не считал ниже своего достоинства делать неожиданные художественные подарки малознакомым людям.
Однажды молодой мексиканский журналист Мануэль Мехидо, живший во Франции,решил взять у художника интервью, рассудив, что это станет хорошим стартом для его карьеры. Но Пикассо очень редко общался с прессой, поэтому Мехидо пошел на хитрость. Он знал, что художник был убежденным противником испанского диктатора Франко, и заявил, что представляет испанский республиканский центр в Мексике, который предоставил убежище многим беженцам во время Гражданской войны в Испании.
Когда обманутый Пикассо согласился на интервью, Мехидо одолжил у приятеля новенький голубой Citroen, взял с собой пару друзей и отправился на виллу Калифорния. Некоторое время они разговаривали с Пикассо о живописи и политике, а потом художник вдруг исчез и вернулся только через два часа.
Теперь машина была украшена цветами и деревьями, выполненными в безошибочно узнаваемом стиле Пикассо. Мехидо подумал, что с подписью художника эта работа станет еще более ценной, и попросил Пикассо поставить «автограф».
Чтобы запечатлеть этот важный момент, Мануэль и его друзья сделали несколько фотографий. К сожалению, кроме них от спонтанного шедевра не осталось ничего. Вернувшись в Париж, Мехидо выкупил машину у приятеля и почти сразу же продал ее французской галерее примерно за 6000 долларов, потому что нуждался в деньгах. С тех пор автомобиль никто не видел.
Собирать свою колллекцию атрибутов для украшения моделей
Завлекайте потенциальных клиентов соответствующим антуражем, предоставляйте портретируемым необычные аксессуары. Формируйте с их помощью свой узнаваемый тренд.
Бохо-хиппи наряды, чудо-шляпки и яркие шарфики, сельская, ковбойская атрибутика, фентези-диадемы и накидки в духе Арвен, сокровища из сундука пирата, лавки антиквара или приюта алхимика — найдите свой, близкий собственной душе мир и диктуйте цены! Так, как это сделал успешный и любимый публикой художник Константин Маковский, чьи работы охотно покупали в России,Европе и Америке.
Во времена его творчества массовая мода была уже далека от тотального ношения пышных «боярских» одежд, сарафанов и кокошников, хотя интеерес к теме возрождался. А художник не на шутку увлекался коллекционированием предметов давнего быта: «красивую старину» Маковский начал покупать уже с первых вырученных за продажу картин денег. Почти ежедневно посещал антикварне лавки, бродил по «толкучкам», заводил знакомства среди старьевщиков… Коллекция росла, и весь этот дивный предметный ряд выстраивался на картинах и портретах. Работы узнавали, работы заказывали.
Дочь Константина Маковского, также известная художница, чьи работы выставляются в Венском Сецессионе, Елена Лукш-Маковская, писала: «Громадный старинный стеклянный шкаф чёрного дерева во всю стену с витыми колоннами — полон развешанных и расставленных старинных боярских костюмов: парча,разноцветные сарафаны, жемчугом унизанные поручи, кокошники в мелких жемчужных кружевах. Чудно светятся, цветятся узорчато роскошные уборы,поблёскивают матово-голубым, розово-золотым шёлком и серебром…» Как тут устоять потенциальному заказчику или заказчице? Соблазн предстать в эффектном«образе» всегда велик. Да и процесс «позирования с преображением» волнительный.
Как вспоминала писательница Евгения Фортунато, побывавшая в роли модели:«Маковский молча снял с меня шапочку и… вытащил шпильки из моей причёски. Волосы рассыпались по плечам. Оглядев меня… Маковский стал заплетать косу,и я удивилась, как ловко он это делает. Покончив с косой, достал из венецианского резного шкафчика великолепный голубой штофный боярский сарафан с самоцветными пуговицами и голубую повязку с жемчужными поднизями. По-прежнему молча он повёл меня к венецианскому гранёному трюмо, накинул на меня сарафан поверх платья и надел мне на голову повязку.
Ни слова не говоря,он поворачивал меня то так, то этак. И смотря то на меня, то в зеркало, щурил глаза…». Возможно, прикидывал гонорар: даже русский царь как-то не смог позволить себе приобрести его работу.
Понятное дело, статусные заказчики и от самого Рембрандта (который, напомним, по происхождению был сыном мельника) требовали «соответствовать». И Рембрандт в кредит покупает знаменитый «дом на Брестрат», элегантный особняк в престижном районе за 13 тысяч гульденов, и начинает собирать коллекцию антиквариата, картин,экзотических вещей и драгоценных тканей.
Конечно, всё это великолепие, которое художник находил на специально устраиваемых в столице ярмарках и аукционах по продаже имущества разорившихся богачей, не было коллекцией ради коллекции. Редкие по качеству жемчужины, ткани необычного плетения, оружие разных стран и народов (от алебард до томагавков), позолоченные и бронзовые шлемы и кирасы, бюсты философов древности, собрания гравюр,музыкальные инструменты, старинные фолианты — всё это служило художнику серьёзным подспорьем в работе.
В личном собрании Рембрандта, как пишет автор книги «Глаза Рембрандта» Саймон Шама, «нашлось место экзотическим предметам: китайским и японским костюмам,мечам и шлемам, странным головным уборам с рогами и с башенками,турецким и персидским тканям с узором из дроздов, радостно прыгающих по усыпанным лилиями лугам…”
Младший современник Рембрандта Арнольд Хоубракен свидетельствует: «Мне многие из его учеников рассказывали, что иногда он набрасывал какое-нибудь лицо десятью различными манерами, прежде чем написать его на полотне, и был в состоянии провести целый день или даже два дня, драпируя по своему вкусу тюрбан на голове».
Не бояться устроить свою выставку где угодно, даже рискуя засветиться в полиции
Первым местом, где Винсент Ван Гог выставил свои работы, стал ресторан-кабаре«Тамбурин» на бульваре Клиши в Париже. Владелицей этого богемного заведения была итальянка Агостина Сегатори, которая с удовольствием позировала завсегдатаям-художникам и с не меньшим удовольствием заводила с ними необременительные романы. Винсент тоже был в «Тамбурине» частым гостем — Анри Тулуз-Лотрек нарисовал его пастельный портрет с бокалом абсента именно здесь. Некоторое время Ван Гога связывали с Агостиной романтические отношения,но кроме этого он еще и поработал в ресторане художником-оформителем. По соглашению с хозяйкой заведения он написал для украшения стен «Тамбурина» несколько натюрмортов, а за это его кормили бесплатно.
В марте 1887 года Винсент устроил в ресторане выставку своей коллекции японских гравюр. А в июле представил здесь уже собственные работы. Вместе с картинами Ван Гога стены«Тамбурина» украсили полотна его друзей — Поля Гогена, Эмиля Бернараи Луи Анкетена. К сожалению, для самого Винсента выставка оказалась неудачной — его работы никто не хотел покупать. Зато Бернар и Анкетен именно тогда впервые продали свои картины. Буквально через пару месяцев «Тамбурин» обанкротился, и все работы Винсента,которые все еще оставались в ресторане, вероятнее всего, ушли с молотка вместе с остальным имуществом.
Впрочем, Ван Гогу было не особенно важно, где именно показывать людям свои картины. Однажды Камиль и Люсьен Писсарро, часто бывавшие в гостях у братьев Ван Гог, встретили Винсента на улице Лепик. Он возвращался с пленэра и горел желанием показать приятелям новые работы, причем немедленно. Ван Гог бросил свои вещи прямо посреди оживленной улицы и расставил картины вдоль стены. И это, видимо, был не единственный такой случай, потому что в какой-то момент полиция запретила Винсенту рисовать на улице.
Проблемы с полицией случались не только у Ван Гога. И чаще всего стражи порядка вмешивались в жизнь художников из-за непристойного, как им казалось,содержания картин. Так, единственную прижизненную выставку Амедео Модильянизакрыли уже через два часа после ее начала. Когда организатор выставки Леопольд Заборовский постарался выяснить у стражей порядка, чем обнаженные Модильяни вызвали такое возмущение (ведь жанр ню совсем не новость в истории искусства), инспектор полиции ответил, что в классическом-то искусстве на обнаженных не было волос.
Участники немецкого художественного объединения «Мост» устроили первую выставку в выставочном зале электролампового завода, среди модных люстр и светильников. Но полиция добралась и до них. И хотя выставку не закрыли,уничтожению подлежали все афиши события. Опять-таки по причине вызывающей непристойности.