Интервью с Кирой Коктыш вела ТАТЬЯНА ВЕСЕЛКИНА,
зав. корпунктом австралийской газеты “Единение” в США, 

Нью-Йорк, 2019

В своих ювелирных коллекциях дизайнер из Нью-Йорка Кира Коктыш использует самоцветы со всего света и новые направления в дизайне. А начиналось все со сказов Бажова, Малахитовой шкатулки, загадочной и властной Хозяйки медной горы. Сейчас украшения дизайнера являются одними из самых изысканных в американском мегаполисе и позволяют уже их хозяйкам придать своему облику гармонию, шарм и, главное, выглядеть элегантно и неповторимо.

Подобно уральскому сказителю, при помощи камней и современных технологий Кира сочиняет свои истории, где полотно – полудрагоценные камни и жемчуга, а перо – уникальная авторская техника с применением самых качественных кристаллов Сваровски, нерукотворная традиционная китайская «живопись» по камню, модные жиоды и даже играющие разноцветьем надкрылья жуков.

А встретились мы с Кирой в ее мастерской. Хозяйка сразу заводит разговор об австралийских дизайнерах ювелирных украшений. 

– Одна из моих самых любимых – Маргот МакКиннли (Margot McKinnley). Я называю ее «королева жемчуга». Но она работает в очень дорогом сегменте, ее обрамленные самоцветами жемчуга можно увидеть в самых дорогих ювелирных магазинах Америки, а ее влияние – в моих работах. Первое время ее творчество служило для меня большим вдохновением. Но я выбрала, все-таки, другое направление, и мне, как и Сваровски, хотелось сделать эту красоту доступной. 

 

Мастер образа и света

– Кира, расскажите, что привело вас в Америку и что положило начало вашему уникальному мастерству?

– Родилась я в Екатеринбурге, где все мы выросли на рассказах о Хозяйке медной горы, преданиях о ее секретах и Даниле-мастере. И эти воспоминания детства стали частью меня. Первое свое образование – инженер-строитель, я получила в Уральском политехническом институте, в Демидовской академия искусств и  ремесел изучала историю искусств и историю костюма, а затем, в Государственном университете в Екатеринбурге, училась по специальной программе имиджелогии, культурологии и психологии. В России работала арт-директором в Екатеринбургском Центре стиля и цвета.

В 2002 году я приехала в Америку и уже здесь, в Нью-Йорке получила сертификаты по специальности имидж консультант и специалист по цвету в Технологическом институте моды (Fashion Institute of Technology).

Яшма Гохуа к коллекции “Поэзия без Слов”

– Кира, если бы вам предложили представиться, как бы вы сейчас это сделали?

– Теперь я называю себя дизайнер ювелирных украшений. Но за последние более чем 20 лет творчества я работала и консультантом по имиджу, и специалистом по цвету, и дизайнером интерьера, занималась оформлением тематических вечеринок и праздничным декором Рождественских елок.

Я и сейчас от имиджевого консультирования никуда не ушла, просто занимаюсь одним из его направлений – аксессуарами и украшениями. Я никогда не стремлюсь быстрее распродать украшения, если знаю, что женщина никогда их не наденет. Ведь значение имеет ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, а серьги – это только обрамление.

Серьги “Аметистовые листья” из серии “Ботанисекие метаморфозы”

Выход в свет

– Кира, как зарождаются идеи ваших коллекций, какие образы вдохновляют и становятся основой ваших работ?

– Часто сами материалы помогают мне. Например, очень популярна сейчас форма жемчуга неправильной формы, жеоды, рисунок камней – все это я стараюсь обыграть в своих изделиях. 

Первая – пробная – моя коллекция называлась Brooklyn Candy – «Бруклинские леденцы». Украшения эти навеяны впечатлениями от бруклинского прибрежного района Кони-Айленд с его водой цвета лабрадорита, каруселями и разноцветием аттракционов знаменитого парка развлечений. Основой второй коллекции – «Хозяйка медной горы», стал малахит. 

Коктейльные кольцо из серии “Ностальгические цветы” (дерево, жемчуг Keshi, кристаллы Swarovski)

Одной из первых крупных коллекций стали «Сказки Шахерезады». Со временем она дополнялась, и сейчас носит название «Мечты о Барселоне» (Barcelona Dreams). Потом были коллекции «Жемчужный рай» (Pearl Paradise) – само название говорит за себя, «Подводный сад» (Underwater Garden), вдохновленная чудесными пейзажами коралловых рифов и фантастическими цветами подводного мира,  «Времена года» (Seasons), «Царство зверей» (Animal Kingdom), «Бог океана» (Oceanus)…

 Самая последняя – «Ботанические метаморфозы» (Botanical Metamorphoses), это большой цикл, включающий в себя три коллекции: “Amethyst Delusion: From Seeds to Blooms”, “Geodissima: Leaves and Fruits”’, “Mushroom: The Other Kind of Fruit”.

Несколько лет назад я делала коллекцию «Крыло бабочки» (Alas de Mariposa). В ней мне хотелось показать и подчеркнуть красоту различных полудрагоценных камней (родонит, мукаит, яшма Пикассо, лазурит, перуанский розовый опал, содалит) их необычный рисунок, цветовые комбмнации. Форма камней в этой коллекции свободная слегка напоминающая крыло бабочки.

Мне кажется что «любимцем» в этой коллеции стал мукаит и его удивительные желто-красные карамельные цвета, которые дарят радость и заряжают позитивом на целый день. Мукаит добывают в Австралии. 

Серьги “Крыло бабочки” , коллекция “Alas de Mariposa” (австралийская яшма Мукаит)

 

– Какие еще камни и материалы вы используете для изготовления украшений?

– Для колье я часто использую кожу ската из Таиланда. Выглядит он безусловно  экзотично и очень элегантно.

Также использую крылышки, а точнее – надкрылья жуков. Это жуки из Юго-Восточной Азии с надкрыльями изумрудно-зеленого цвета, переливающиеся синим или медным. В коллекции «Хозяйка медной горы» была серия сережек из надкрыльев жучков. Мне нравится этот цвет и текстура крылышек. В моей новой коллекции «Грибы» для шляпок грибов я использовала шейки от этих жучков. Борцы за природу могут не беспокоиться – животные не подвергаются специальному уничтожению, а материалы собираются и используются после завершения их естественного жизненного цикла.

Выставка “Пластика движения”, галерея “Terni”, Нью Йорк. Коллекция “Грибы” из серии “Ботанические метаморфозы”.

Опалы использую австралийские, малахит – из африканских стран, аметисты из Бразилии и Уругвая, лазурит из Афганистана, яшму, тигровый глаз и жемчуг – из Китая, жеоды из Мексики, кристаллы Сваровски из Австрии. Оканскую яшму (Ocean Jasper) я получаю с Мадагаскара: ее добывают только во время отлива, потому что месторождение ее находится под водой. У нее очень разнообразная расцветка с красивым рисунком, ее я использовала ее для коллекции Oceanus («Бог океана»). Вот видите, весь мир – это кладовая самоцветов. 

Коллекция “Подводный сад”.

Бывает, что камень на первый взгляд кажется невзрачным, а украшения из него получаются выразительные – такая «Поэзия без слов». Это тоже название моей коллекции: украшения изготовлены из яшмы Го Хуа из китайской провинции Гуанхи. Если приглядеться, то на камнях вы увидите пейзажи, как будто на них тонкой кистью художник нарисовал редкие растения и траву, сосновый лес, горы и озера, ручьи и облака, как будто только что сошедшие со старинных традиционных китайских пейзажей.  Но это – естественная расцветка этого вида яшмы. 

Коллекция “Поэзия без слов” , кулон и серьги из яшмы Гохуа, шёлковый платок ручной росписи выполненный в акварель ной технике.

– А как можно определить направление, в котором вы работаете?

– Иногда мне говорят: ты делаешь бижутерию. Нет, это не бижутерия. В бижутерии (Costume Jewelry) используется пластик, стекло, имитация натуральных камней. А для моих изделий характерны авторский дизайн, ручная работа и ограниченное количество одинаковых изделий. Мои украшения сделаны из полудрагоценных камней, натурального жемчуга и самых лучших кристаллов Сваровски. Свою методику с использованием технологии Сваровски я развивала последние 5 лет. Фурнитура у украшений позолоченная – это слой золота вокруг основы, в США это называется 14 K/20 Gold filled. По желанию клиента и если позволяет дизайн, можно поставить золотую фурнитуру 14K Gold.

Коллекция “Джеодиссима – Листья и фрукты”, серия “Ботанические метаморфозы”.

В русском языке направление, в котором я работаю, называется «артистические украшения» (Artisan jewelry) – это те украшения, которые делают художники с использованием полудрагоценных камней, или Bridge Jewelry – это такой «ювелирный мостик» между fine jewelry – украшениями из драгоценных металлов и драгоценных камней, и fashion jewelry – бижутерией. 

Коллекция “Бог Океана”(Oceanus) . Кулон и серьги( Белый коралл и жемчуг , кристаллы Swarovski)

– В таком случае можно предположить, что все ваши украшения выполнены в единственном экземпляре?

-Чаще всего это так. Бывает, что по просьбе заказчика я повторяю то или иное понравившееся украшение, но максимум, сколько я делаю – 5-8 экземпляров, и то это не точные копии, а идея. Некоторые изделия вообще невозможно повторить, потому что нет одинаковых камней, нет одинаковой формы жемчуга. 

Агатовое колье , коллекция “хозяйка Медной горы” (агат, кожа ската, надкрылья тропических жучков, кристаллы Swarovski).

Как рыбы стали грибами

  Недавно на Неделе моды в Нью-Йорке была представлена  ваша новая коллекция с загадочным названием – Mushroom: the other kind of fruit, которое в вольном переводе на русский может звучать как – «Гриб: совсем другой фрукт»… 

-Это третья часть моей коллекции «Ботанические метаморфозы». Начало работы над ней можно сравнить со вспышкой! Я заказала жемчуг совсем для другой коллекции, и неправильной формы жемчуг изначально должен был стать … рыбками. Но вот я собралась работать, взглянула на жемчужины и поняла, что форма жемчуга – это ножки грибов, и сама удивилась, как же я их раньше не увидела! Это еще раз говорит о том, что природа – самый главный вдохновитель и учитель. Форма жемчуга, расцветка камня сами подсказывают, что это будет за украшение и каким сделать обрамление.
Во время работы над этой коллекцией я смотрела «грибные» сайты. Мне важен был цвет грибов, их анатомия – они же и не животные, и не растения! Они – сами по себе. Как цветы, как инопланетяне! Грибы как-бы говорят: мы не такие, как все. Это меня заворожило. 

Коллекция “Грибы” , серия “Ботанические метаморфозы”. (Пресноводный жемчуг)

Кстати, любую коллекцию я всегда оставляю открытой к продолжению. Ты ведь учишься и с каждой вещью нарабатываешь опыт. Когда работаешь над украшениями, рождается много задумок. Так, коллекция «Поэзия без слов» была дополнена серией шелковых платков с ручной росписью в акварельной технике. Она была навеяна традиционными китайскими пейзажами. Что будет дальше, какие новые направления появятся в моих коллекциях – посмотрим. 

Коллекция “Грибы” , серия “Ботанические метаморфозы”. (Тигровый глаз, надкрылья тропических жучков, мозаика из кристаллов Swarovski)

Сережки для знаменитостей

– Украшения, как ваши, редкость даже в Америке. И в элегантном Нью-Йорке они, как и ваше творчество в целом, не могли остаться незамеченными. В чьих коллекциях можно найти ваши изделия?

– В октябре 2016 года Россия председательствовала в Совете Безопасности ООН. По протоколу страна-председатель готовит ряд мероприятий.  Для одного из таких мероприятий готовились подарки для жен послов при ООН, в том числе и для супруги генерального секретаря ООН Пан Ги Муна – Ю Сун Дэк. Постоянным представителем России при ООН был тогда Виталий Чуркин, и его супруга ИринаЧуркина связалась со мной. Все дамы разные, и мне нужно было мысленно представить тех, для кого украшения будут предназначены

Голливудская актриса Лотта Вербик (Lotte Verbeek) на красной дорожке в серьгах “Падающие листья” из серии Сезоны/Осень. (Яшма Гохуа).

Я решила сделать украшения, вдохновленные расцветкой ручной росписи изящного фарфора знаменитого Ломоносовского завода в Санкт-Петербурге. В итоге были отобраны 15 пар жемчужных сережек, выполненные в современном дизайне с «русским флером». Мне очень хотелось, чтобы это был не только формальный протокольный жест, а именно подарок от сердца.

Следующим «выходом в свет» стало приглашение участвовать в благотворительном базаре во время проведения ежегодного бала Дворянского собрания Америки в 2016 году. 

Это был год, когда фирма Swarovski выпустила свои инновации – жемчужные бусины с новым пастельно-матовым покрытием. Эти инновации и были использованы в коллекции «Сказки Шахерезады», вдохновителями которой стала мозаика Гауди в Барселоне и эскизы для костюмов Леона Бакста к балетным Русским сезонам. Эту коллекцию я показывала на Благотворительном базаре.

Во время бала к моему стенду подошел джентльмен, представился – Майкл Ильински. Я рассказала ему про коллекцию. Вместе с женой они купили несколько вещей. Я зашла в интернет и узнала, что покупатель – князь Михаил Павлович Романов-Ильинский – троюродный брат цесаревича Алексея. Теперь каждый год они с супругой покупают мои изделия во время Благотворительного Базара.  

Ежегодный Весенний бал Дворянского собрания Америки. Кира Коктыш, князь Михаил Романов- Ильинский с супругой. Нью Йорк 2016.

Жемчужный гарнитур (колье и серьги) вдохновленные формой ракетки, были подарены и Олимпийской чемпионке 2016 года по теннису Елене Весниной.  

А однажды мне прислали фотографию популярной голландской актрисы Лотты Вербек, снявшейся, в том числе, в популярных голливудских фильмах «Боргии» (The Borgias), «Черный список» (The Blacklist), «Чужестранец» (Outlander). На ней были мои сережки. Оказалось, что в одном из бутиков Нью Йорка ей подарили сережки из моей коллекции «Хозяйка медной горы».

Я написала ей, и она мне ответила, что сережки ей очень нравятся. Лотта  посмотрела мой сайт, и мы послали ей две пары сережек: одни из яшмы, другие из жемчуга. Через короткое время она вышла в них на красную дорожку.  Это очень приятно!

Актриса Лотте Вербик (Lotte Verbeek) на красной дорожке в жемчужных серьгах из коллекции “Жемчужный рай”

Ну и, конечно, много прекрасных, интеллигентных, достойных женщин разных национальностей в Нью-Йорке и за его пределами носят мои украшения. 

– Вы работаете под заказ или ваши изделия можно приобрести?

– Мои изделия можно купить «онлайн» на моем сайте. Иногда я делаю изделия под заказ. Если я работаю с клиентом индивидуально, то, хотя и стараюсь оставаться в канве своей новой коллекции, но создаю украшение с учетом индивидуальных особенностей того, для кого они предназначены.

Браслет и коктейльные кольцо из коллекции “Amethyst Delusion- from seeds to blooms”, серия “Ботанические метаморфозы” (Рог и аметистовые друзы)

Мои покупатели – это интеллигентные женщины лет от 25-ти, тонкие ценители натуральных камней. Такая женщина любит искусство, открыта миру, ценит подлинную историю, стоящую за красивым предметом. Она разделяют мое видение украшений и образа в целом. Такой круг постоянных клиентов у меня уже сложился и я его очень ценю.  

 

***

Внимание!

3 апреля в галерее Tenri, можно увидеть и купить изделия Киры Коктыш. Дизайнер будет лично присутствовать на открытии выставки “Dialogues of Imagination”

Contemporary Art of Eastern Europe and the USA

Tenri Cultural Institute, 43W 13 Street, New York

April 3rd – 9th, 2019.  

Opening reception – April 3rd, 6-8PM