Все киевские здания в стиле модерн можно условно разделить на те, что представляют собой образцы западноевропейского течения модерна (ориентированные преимущественно на австрийские и бельгийские образцы) и чрезвычайно интересные здания в стиле украинского архитектурного модерна (который в свою очередь также имеет несколько направлений).
Помню, как несколько лет назад двое бельгийских архитекторов со сдержанным восторгом рассматривали хорошо известный киевлянам дом на нынешней улице Гончара (прежде — Мало-Владимирской), под номером 33 — бывшую хирургическую клинику Игнатия Маковского, созданную в 1907 году замечательным киевским архитектором Игнацием Ледоховским. Моя знакомая, которая живет в Париже, попросила показать ее коллегам некоторые здания Киева, прежде всего дома в стиле модерн.
Французов и бельгийцев модерном не удивишь — вот уж чего там (как и всего остального) хватает, так именно домов в этом причудливом и великолепном стиле. Да и не только домов — целых интерьеров, мебели, домашней утвари а-ля модерн — добра сохранилось немало. Вспомните хотя бы коллекцию музея д’Орсэ. Но милые бельгийцы одобрительно кивали головами, увидев не только изысканный фасад, но и вполне модерно-выдержанные стильные лестницы, комнаты, лепнину-убранство, которые местами сохранились в здании. И пусть гости нашего города не знали, что этим домом прежде Маковского владел другой замечательный врач, Петр Качковский (по его заказу, собственно и было построено лечебное учреждение), не знали, что в сентябре 1911 года именно в этой клинике умер премьер-министр Столыпин, смертельно раненный в Киевской опере.
Когда Столыпин умирал в клинике, улицу приказали устлать соломенными матами, чтобы конные экипажи и подводы своим грохотом по мостовой не беспокоили раненого … Однако врачи не спасли премьера от смертельных ранений, нанесенных террористом Богровым, а улицу вскоре переименовали в Столыпинскую … у этой улицы было несколько названий, до сих пор ее часто называют «улицей Чкалова», но имя писателя Гончара, кажется, прижилось.
Всего этого иностранные архитекторы, конечно, до своей поездки не знали, но чувствовали ауру прекрасного дома, его элегантный и изысканный дух — прежде всего благодаря мудрой и уверенной руке «архитекта» Ледоховского, создавшего маленький шедевр.
Знаменитую угловую фигуру льва и другие украшения фасада клиники создал неординарный киевский скульптор Федор Соколов, работавший сначала со скульптором Эмилио Сала (тем, что делал по эскизам Владислава Городецкого скульптуры и отделку знаменитого «Дома с химерами»), а потом сам творил в нашем городе.
Дом на улице Гончара, 33 — один из немногих киевских домов в стиле модерн, сохранившихся до нашего времени, выстоявших в страшные десятилетия власти коммунистов и пост-коммунистов, которые на свой убогий, провинциальный вкус строят столицу и якобы «независимое» государство. К тому же здание клиники находится в хорошем состоянии, чего не скажешь о другом шедевре Игнация Ледоховского, пропадающем прямо на глазах — на глазах равнодушно-враждебной любой культуре власти и толпы каких-то случайных людей, наводнивших Киев.
***
Рассказ в целых 4-х частях я посвятила московскому модерну. Подумалось: как-то непатриотично это, ведь у нас модерна тоже немало. Сегодня решила исправиться, пошла гулять по ранне-осеннему Киеву и фотографировать модерн.
Модерн – он везде модерн. Общие черты модерновых построек есть в Киеве, Москве, Брюсселе, Париже и Вене, хотя специалисты выделяют некоторые территориальные особенности. На мой взгляд, отличие Киевского модерна от остальных – его “разномастность”, да и позже у нас появился модерн на пару лет, чем в Европе, и мода на него прошла чуть позже. Все здания в этом стиле у нас очень разные! У нас не было Шехтеля или Кекушева, зато у нас были Брадтман и Городецкий. Каждый из талантливых архитекторов, работавших в Киеве в начале 20 века, “отметились” в этом стиле, каждый оставил по одному-два дома. Некоторые здания уже мелькали в моих постах, так что уж простите за повторения.Собственный особняк архитектора Э.-Ф.П.Брадтмана на Лукьяновке
Ниже – ранняя фотография (качество похуже, но листики не мешают):Несчастное здание на ул.Б.Житомирской, 23
Даже если бы памятник архитектуры пребывал бы в таком состоянии в столице какого-нибудь Гондураса, властям должно было быть стыдно! В европейской столице это немыслимо!!!
Эти два доходных дома на Ярославовом Валу принадлежали Леониду Родзянко.
В большой квартире в одном из них находилась богатейшая коллекция картин и предметов искусства, принадлежавшая Гансену. В другом сейчас находится театр “Сузирья”
Доходный дом Г. Шлензхевич (А.М. Вербицкий, 1912, ул.Рейтарская 20/24)
Эти здания находятся на одной из самых красивых улиц города – Городецкого.
Дом с химерами — одно из самых неординарных и запоминающихся зданий Киева.
Дом с химерами расположен по адресу: улица Банковая, 10. Его строили с 1901 по 1902 год за счет заемных средств. Общая стоимость работ и земли вылилась в колоссальную по тем временам сумму — 133 000 рублей.
Усадьбу возвели на неровном участке над обрывом, что позволило архитектору сэкономить при покупке земли. Со стороны Банковой здание выглядит как трехэтажное, а со стороны площади Ивана Франко этажей вдвое больше — шесть.
Во время строительства дома Владислав Городецкий страстно мечтал поехать на сафари в далекую Африку. По его задумке, здание должно напоминать об африканской горе, высящейся над озером. Вот почему стены и кровлю украшают бетонные головы львов, жирафов, антилоп, крокодилов, носорогов и прочих обитателей саванны. Переступив порог дома, гость оказывался на дне озера — в фойе его встречали рыбы и осьминог. Водные мотивы поддерживали огромные жабы на крыше, каллы и девушки с рыбами.
И в продолжение темы. Чрезмерное увлечение охотой привело к тому, что в июле 1912-го Городецкому пришлось заложить усадьбу. Уже в следующем году особняк был продан новому владельцу Киевским обществом взаимных кредитов. К своему большому сожалению, архитектор не смог расплатиться с долгами в срок.
Здание проектировалось и возводилось в качестве доходного дома. На пяти этажах были квартиры, которые владелец сдавал в аренду. А на четвертом этаже (первый со стороны Банковой) были его собственные апартаменты из 13 комнат. Семья Городецких занимала лучшую квартиру в доме: сюда входили кабинет, две гостиные, две хозяйские спальни, гостевая спальня, будуар, столовая и кухня, несколько комнат для прислуги и служебных помещений, а также ванная и два туалета.
Кроме квартир в усадьбе предусмотрели место для двух конюшен, винных погребов, прачечной и кладовых, а также комнаты для кучеров. Более того, здесь был самый настоящий коровник! Городецкий очень любил кофе со свежими сливками и собирался потчевать гостей лучшим молоком. Коровник расположили так, чтобы неприятный запах не проникал в комнаты и не доставлял неудобств жильцам.
После продажи здание пару раз меняло владельцев, а в ходе Октябрьской революции было национализировано. Вначале тут сделали коммунальные квартиры, а затем поочередно базировались штаб военно-трудовой лесозаготовительной дружины, ветеринарное управление и больница ЦК КПУ. Сейчас Дом с химерами — это Малая резиденция приемов президента Украины, сюда привозят зарубежные делегации.
В начале 2000-х Дом с химерами полностью реставрировали. Рабочие восстановили роскошные интерьеры особняка и несущие сваи. Последние к этому моменту были в плачевном виде, из-за чего здание на 30 см накренилось в сторону Администрации президента. Чтобы вмонтировать новые окна в перекосившиеся стены, пришлось изготовить специальные кривые рамы.
История Дома с химерами овеяна множеством легенд. Одна из них гласит, что прежде чем оставить любимый особняк, зодчий наложил на него страшное проклятие. Все жильцы усадьбы будут несчастливы и вскоре разорятся. И лишь потомки Владислава Городецкого смогут жить благополучно в знаменитом доме на Банковой, 10…
***
Доходный дом генерала Витте (1904, ул.Банковая, 5-7)
Расположен неподалеку от “Дома с химерами”. Фото двухлетней давности
Особняк судьи Н.И.Антонова (1904, Е.Ф.Ермаков, ул.Институтская, 26) Два года назад.
«Дом плачущей вдовы»: романтичная история, дошедшая до наших дней!
Липки – исторически важный район, расположенный в самом центре Киева. Именно здесь селились состоятельные люди, возводили поистине шикарные особняки. Один из них сохранился и по сегодняшний день. Это легендарный «Дом плачущей вдовы», который можно найти по адресу: улица Лютеранская 23 (угол улицы Банковой).
Архитектурные особенности здания
Дом имеет необычный облик. Дом словно напичкан замысловатыми архитектурными элементами, выполненными из кованого металла, бетона, гранита, керамической плитки и кирпича. Можно с уверенностью сказать, что это яркий представитель стиля модерн. Изюминка здания – это, конечно же, маскарон в виде женского лица, который может увидеть каждый желающий на фасаде дома с улицы Лютеранской. Интересен тот факт, что во время дождя по каменным щекам женщины стекают слезы. От чего это происходит? Бытует мнение, что здесь нет никакой фантастики или магии. Все намного проще: в районе крыши имеется специальный резервуар, наполняющийся дождевой водой, которая потом по капле скатывается вниз. Но выглядит это потрясающе! Сам процесс вызывает романтические чувства у многих!
Исторические факты, заслуживающие внимания
Есть несколько версий появление этого памятника архитектуры:
– некоторые считают, что автор проекта – Владислав Городецкий, построивший этот дом для своей сестры, которая никак не могла устроить свою личную жизнь;
– более официальная версия гласит о том, что архитектором «Дома плачущей вдовы» был Эдуард Брадтман, а первый владелец особняка – Сергей Аршавский (купец и коммерсант из Полтавы).
Согласно историческим данным, возведение дома длилось с 1907 по 1908 гг. На территории усадьбы также имелись конюшни, служебные пристройки, сад, площадью 569 кв.м. На каждом из двух этажей было по 10 комнат, не считая таких дополнительных помещений, как кухня, прачечная, холодильное помещение («ледник») и пр.
Шли годы… Менялись владельцы дома:
– с 1913 г. хозяином был киевский купец Товий Апштейн, занимающийся торговлей металлическими изделиями;
– во время революции (с 1918 г.) здание перешло в собственность КЦ, и служило оно для приема почетных гостей, для временного проживания партийной элиты;
– далее в особняке был обоснован Особый отдел 12-й армии, здесь работали сотрудники профсоюза Юго-Западной железной дороги;
– с 1994 г. это официальная резиденция президента Украины, где проводятся деловые переговоры, размещаются важные гости, послы, известные мировые политики (кстати, в здании проходил один из саммитов «Украина-ЕС»).
***
Товарная контора ЮЗЖД (А.М. Вербицкий, 1907, ул.Федорова, 32)
Одно из моих любимых киевский зданий в стиле модерн. Езжу здесь почти каждый день. Правда, летом его почти не видно из-за листвы.
Доходный дом Л.Кенина (1911, ул.Горького, 26/26)
Доходный дом арх. Г.Шлейфера, им же и построенный. Ул.Институтская, 13/4
Особняк судьи Н.С.Грабаря (В.А.Бессмертный, 1911, ул. Мельникова, 8)
Верхняя фотография – сегодняшняя, нижняя – пару лет назад.
Маршрут свой я начала с здания по бульвару Шевченко, 23. Ничего нововго – модерн в чистом виде. Как раз то, за что его ругали (копируем, дескать, бездумно Европу) и за что я его люблю. Незамысловатый, но чистый образец стиля. В Киеве, к слову, таких не так уж много. В большинстве случаев в последующем не удалось избавиться от влияния уже устаревшей на тот момент эклектики. Впрочем, некоторые здания содержат весьма оригинальные детали.
Об улице Ветрова я, практически коренная киевлянка, ранее и не предполагала, а ведь здесь, на узкой улочке позади Университетского ботанического сада, имеются два очень интересных здания в стиле модерн. Кто бы мог подумать?
Улица Ветрова (здесь, возле ограды Ботсада, я увидела живую белку. Надеюсь, это не последствия затянувшихся праздников)
Удивительно нефотогеничный доходный дом Трофимова по ул.Ветрова, 21 (1907, арх. И.Ледоховский). “В жизни” он намного более впечатляюще выглядит, чем на фотографиях.
Еще один доходный дом по ул.Ветрова, 19 . Тот же архитектор Ледоховский (19010-1911). Этот дом, как и предыдущий, довольно большой, поэтому витиеватые детали, типичные для модерна, немного теряются. Не придают цельности фасаду и “новодельные” балконы, решетки на окнах и кондиционеры. А детали хороши!:
Затем я переместилась и сфотографировала уже фигурировавший в моих записях доходный дом Мороза. Красавец, чего уж там!
Владимирская, 61/16, доходный дом Мороза (1910-1912, арх.И.Закцер, Д.Торов)
Улица Горького (это не горизонт завален, это рельеф там такой)
На улице Горького я тоже давненько присмотрела пару домов. Не Бог весть что, но все-таки имеются интересные детали.
Декор из скромных ромашек на доме по Горького, 18 не лишен типично модерновой изысканности.
А это мой “любимец”, тоже проезжаю мимо каждый день – доходный дом Зинченко по ул.Горького, 20 (1910, арх.В.Николаев). Вблизи он смотрится очень эффектно.
На улице Горького, особенно на небольшом отрезке от площади Льва Толстого до ул.Жилянской, вообще много симпатичных домов. Есть здесь и красивый “сталинский ампир”, и стиль модерн, и дома смешанного стиля, но с некоторыми элементами модерна. Погуляйте там, если будет возможность.
К слову, на прогулке меня сопровождал мой восьмилетний отпрыск, который ныл, не прекращая, практически всю дорогу. Согласие продолжать прогулку пришлось добывать при помощи сразу нескольких взяток: 1) разрешение оставаться в машине, 2)разрешение поиграть на телефоне, 3) поход в музей ВОВ с целью пятиминутного сидения в боевом вертолете, 4) покупка какой-то фигни в игрушечном магазине из серии “Лего” (название не выговорю). К огорчению своему должна признать, что подрастающее поколение нынче алчное, несознательное и совершенно равнодушное к красотам исторической архитектуры.
Пушкинская, 21. Доходный дом Баксанта (1910-1912, арх. И.Закцер)
Итак, мы переместились на улицу Пушкинскую. Вы представляете?! Глубоко презираемый некогда “родной” деканат второго лечебного факультета – тоже модерн! Сколько я сюда отбегала в свое время за “мотылями” (это такие бумажки, разрешения на отработку прогула)! Люди, скажите мне спасибо, что я вас больше не лечу! Но вернемся к прекрасному. Как раз напротив деканата находится весьма оргигинальное здание – доходный дом Баксанта (надеюсь, его символическая фамилия таки принесла ему доход).
Подъезд дома Баксанта
Здесь когда-то был мой деканат (Пушкинская, 22), а еще раньше – доходный дом Бергонье (1912-1913) Пройдя назад по Пушкинской в сторону бульвара Шевченко, я сфотографировала отель “Премьер-Палац”. Гогда-то это был второй дом Гинзбурга (первый, на территории Меринговой усадьбы, был разрушен во время войны).
Доходный дом Гинзбурга (1909-1910, арх.А.Брадтман)
Эти милые дамы украшают парадный вход в дом Гинзбурга.
Совсем неподалеку расположен крытый Бессарабский рынок, такой привычный для каждого киевлянина. А ведь это тоже модерн. Здание построено в 1908-1912 году архитекторами Г.Гаем и М.Бобрусовым. Скульптурное оформление – А.Теремец и Т.Руденко. Погуляйте как-нибудь вокруг и рассмотрите детали – это просто замечательно: и коровы-масароны, и горельефы, и утки на воротах! Только вот рекламой его облепили просто немилосердно!
Бессарабский рынок (1908-1912)
Если вернуться на зад и еще немного пройтись по Пушкинской, можно увидеть еще один замечательный дом №41. Особым украшением дома является уникальное лепное панно. Жалко, что улица довольно узкая и заросшая деревьеми. Фотографировала по частям.
Доходный дом Гусева, Пушкинская, 41 (1908-1910 арх.И.Закцер (?))
И еще несколько снимков сделала в районе бывшей Меринговой усадьбы. Ах, как жаль, что цирк Крутикова погиб!
Доходный дом Демченко (1904, ул.Заньковецкой, 7, арх. А.Вербицкий) Дом Демченко с гигантскими маскаронами фотографировать тоже тяжело – деревья.
Заньковецкой, 7, Дом Демченко (А.Вербицкий)
Неподалеку можно увидеть еще одно творение Варбицкого – небольшой доходный дом Красовской по ул.Лютеранской, 15. Его я заприметила еще летом, когда фотографировала знаменитый “Дом плачущей вдовы”. Тогда он совсем был скрыт листвой. Сейчас немногим лучше, но хоть что-то можно разобрать.
Лютеранская, 15, Дом Красовской (А.Вербицкий, 1907-1908)
Городецкого 17/1, Доходный дом Демченко (И.Беляев, 1910)