КАК МИР СТАЛ ДРУГИМ. Часть 2.
Сергей Ковалинский.
Летом в 2015 года в СМИ появилось вот такое сообщение: “26 августа прошла церемония передачи в дар музею-заповеднику “Царское Село” фотокамеры Bulls Eye Eastman фирмы Kodak, которая принадлежала Пьеру Жильяру (1879-1962) — учителю французского языка детей последнего российского императора Николая II, наставнику наследника цесаревича Алексея. Именно этим фотоаппаратом Пьер Жильяр сделал снимки императорской семьи в Царском Селе и позже в ссылке”
Многим известно, что Николай второй был большим любителем фотографировать. Но сегодня не об императоре, а именно о том человеке, кто дал миллионам возможность останавливать мгновения.
В середине 19 века в деревне в центре штата Нью-Йорк родился мальчик с традиционным американским именем Джордж. Чтоб понять, какая эта была дыра, достаточно упомянуть, что его отец, который мечтал открыть учебное заведение (вы не поверите, но у американских жителей бывают разные странные мечты), понял, что в его деревне ничего путного не выйдет и переехал на север штата в город Родчестер. Где и умер, когда его сыну Джорджу было всего восемь.
Денег у семьи хватило на пару-тройку лет, и уже в 12 Джордж бросил школу. Да учеба ему не слишком-то и давалась: по результатам тестирования он был признан “не особенно одаренным”, что на школьном языке означало чуть ли не “умственно отсталый”. Он пошел на работу посыльным за 3, а потом 5 долларов в неделю. Через пару лет он устроился уже в клерком в банк в отдел инвестиций в недвижимость.
Однажды он и его друг решили съездить на Карибы, где намечался бум в области недвижимости. И, двигаясь в ногу с прогрессом, решили взять с собой фотоаппарат, чтоб потом не рассказывать потенциальным покупателям на пальцах о домах на продажу, а круто показывать фотографии.
Сегодня, когда в любом телефоне есть отличный фотоаппарат, эта идея не кажется революционной, а тогда…
Во-первых, сам фотоаппарат был достаточно объемным и тяжелым ящиком. К нему прилагался обязательный штатив, потому что в руках его удержать было нельзя. Помимо этого, фотограф должен был иметь ящик другой нарезанного стекла. Снимали в то время на стеклянные пластинки. На стекло нужно было наносить в полной темноте специальные реактивы и пока они не успевали высохнуть – быстро снимать. Значит, нужно было иметь с собой пару канистр с реактивами. Ах, да! Забыл сказать, что реактивы нужно было наносить в темноте! И поэтому фотограф должен был еще иметь светонепроницаемую палатку, где он готовил пластинки к съемке. И, как говориться, “а теперь попробуем со всем этим взлететь!”
Даже не знаю почему, но Джорджу весь этот набор “юного фотографа-любителя” показался громоздким и не удобным. И он решил сделать так называемые “сухие пластинки”, чтоб можно было их приготовить дома и не таскать с собой в тур поездки телегу с фото принадлежностями. Я умышленно не написал слово “изобрел”. Дело в том, что в Европе уже делали такие сухие пластинки на основе желатина.
Прочитав об этом в журнале, Джордж засел на кухне и … сделал сухие фотопластинки. А потом – запатентовал. Оказалось, что европейцы их придумали, а вот запатентовать – на это уже мозгов не хватило.
Джордж открывает свой бизнес и называет его «Истмен драй плейт компани». Но это название показалось ему длинным и тогда он придумал слово “КОДАК”. Он изобрел этот набор букв, потому что ему нравилась буква К. По крайней мере, так он всем это рассказывал. Вот у вас есть любимая буква? Ну, до того, как я вас об этом спросил. А у него – была.
Потом он стал наносить фотослой на бумагу, а тут и подоспело изобретение целлулоида. Изобретатель X. Гудвин, который весной 1887 г. пытался запатентовать целлулоидную фотопленку смог получить патент только в 1898. А за год до этого Истмен поставил производство такой пленки на поток, вскоре полностью отказавшись от бумажной основы. Патент Гудвина купила немецкая фирма АGFA и сразу же подала в суд на Кодак. Суд продолжался недолго – 12 лет и Джордж Истмен его проиграл.
Компания «Истмен Кодак» была признана виновной в нарушении авторских прав и приговорена к штрафу в 5 млн долларов. Потеря такой суммы не сильно расстроила Джорджа Истмена – за то время, пока его заводы работали без патента, обороты от внедрения новинки настолько превысили потери, что с трудом поддавались исчислению.
Узнав о том, что Джордж Истмен стал делать целлулоидную фотопленку, другой человек с известной фамилией Эдисон, разрезал эту пленку вдоль и… так получилась кинопленка. А, следовательно, и массовый кинематограф. Какая роль Истмена в этом? Ну, достаточно сказать, что фирма “Кодак” производила 90 % кинопленки в мире.
Но мы забежали вперед. Как только появилась целлулоидная фотопленка Кодак выпускает первый массовый фотоаппарат на 100 кадров.
Пока, как мы видим, Джордж Истмен ничего сам не изобрел, но зато умело использовал чужие изобретения. Настало время рассказать собственно об изобретении Истмена.
А он изобрел рекламный слоган: ” Вы нажимаете на кнопку – мы делаем все остальное”. И в этот момент мир стал другим. Фотоаппараты Кодак начал продавать по 25 долларов и скоро снизил их цену до одного доллара. Пленка стоили 10 центов. Человек покупал камеру, делал сто кадров и… отправлял камеру на “Кодак” . Там пленку проявляли, печатали, заряжали камеру новой фотопленкой и отправляли ее обратно владельцу. Наступила эра любительской фотографии.
На двенадцатилетние своей компании Истмен изготовил 500 000 (пятьсот тысяч) фотоаппаратов и …. раздарил их подросткам, которым исполнилось 12 лет. Так незатейливо он подсадил на фотографию полмиллиона своих будущих клиентов. Дошло до того, что появилось слово “кодакировать” – синоним фотографировать. Империя Кодак захватила весь мир.
Как-то один из знакомых Истмена задал ему бестактный вопрос: Джордж, а ты знаешь сколько у тебя денег? На что Истмен ответил: В мире есть гораздо интереснее дела, чем пересчитывать деньги.
Какие же дела считал Истмен интереснее?
Во-первых, он любил путешествовать. Пару месяцев в году он проводил в Европе, где на велосипеде ездил по музеям. Потом, видимо, устал и стал скупать картины и сделал себе свой собственный музей. Еще он собирал редкие нэцкэ.
Из одного своего путешествия он привез голову слона и повесил ее в своей гостиной. Через пару месяцев она завонялась))). Гостивший в это время, а в его доме постоянно кто-то гостил, кинодеятель из Голливуда предложил ему сделать муляж, оставив настоящими только бивни. И сделал. О том, что голова не настоящая, так никто и не узнал.
Во-вторых, он любил музыку. Ну, музыку любят многие, а Истман основал и взял на попечение музыкальную школу, театр и симфонический оркестр в Рочестере. Чтоб было понятно: в этом городе сегодня проживает около 200 тысяч человек. Во времена Истмена их было значительно меньше. Кстати, школа, театр и оркестр существуют до сегодняшнего дня.
Да, так вот – он любил музыку и поэтому купил себе ДВА органа домой. Ну, на случай, если один сломается, то будет второй. Настоящие, с трубами, все как положено. Утром, в половине 7 утра, он спускался из спальни в гостиную выпить утренний кофе и выкурить Лаки Страйк. При его появлении органист начинал играть. Помните, я написал выше, что у него постоянно в доме жили гости? Представляете, как они радовались?)))
В-третьих, особый интерес Истмен проявлял к стоматологическим клиникам. Казалось бы, при чем тут стоматология?! Был разработан комплексный план по финансированию стоматологической клиники в Рочестере (сумма составляла 2,5 млн. долларов). Он финансировал массовое производство лекарственных стоматологических препаратов для детей. Стоматологические клиники также были созданы в Лондоне, Париже, Риме, Брюсселе и Стокгольме.
Не только меня удивила эта страсть к здоровым зубам. Истмен ответил так: “В этой области я лучше ощущаю результаты от своей благотворительности. Медициной установлено, что за зубами, горлом и носом детей нужно следить с раннего детства. Если они будут здоровые, веселые и красивые, у них больше шансов достичь успехов в жизни”.
В-четвертых, его папа хотел открыть учебное заведение? Истмен практически исполнил мечту отца. Но тоже, странным образом. Несколько лет он делал пожертвования в Массачусетский технологический институт. В сумме около 20 миллионов долларов. Платежки он подписывал незатейливо – Мистер Смит.
Однажды в 1924 году, находясь в состоянии депрессии, он вызвал — нет, не врача, а бухгалтера, и в его присутствии выписал несколько чеков в адрес Массачусетского технологического института, Рочестерского университета и негритянских институтов Хэмптон и Таскидж. На общую сумму 30 миллионов долларов. Отложив перо, он сказал: “Теперь я чувствую себя значительно лучше”. Я это написал, чтоб вы знали, как лечить депрессию, если что.
Почему именно этим 4 учебным заведениям? Однажды случайно 4 ректора приехали просить Истмена войти в совет директоров их вузов. Было время обеда и Джордж предложил им пообедать с ним, а чтоб они не отвлекались от еды, он каждому выписал чек на три миллиона долларов. Я думаю, у ректоров был отличный аппетит.
Пятое. Он все время придумывал разные плюшки для своих работников. Еще в ранней стадии развития своего бизнеса он начал планировать премию к заработной плате для своих рабочих. Случай дикий и не встречающийся в то время. В 1899 году Исмен впервые распределил существенную сумму собственных средств между своими рабочими в качестве премии. Позже он установил, так называемую «плату за оказанные услуги», благодаря которой каждый рабочий его компании мог получить дополнительный доход к заработной плате, что давало неплохую мотивацию к плодотворному труду. «Плата за оказанные услуги» была новшеством и представляла собой распределение значительной части чистого дохода компании.
В 1919 году Истмен дал одну треть своих собственных акций компании на сумму 10 млн. долл. рабочим своей компании. Он также впервые стал выплачивать пособия по нетрудоспособности, ухода на пенсию, а также страхование жизни своих рабочих.
Все это привело к тому, что если бы Истмен не тратил свои средства на благотворительность, то к моменту смерти его личный капитал составил бы как минимум 250 миллионов долларов. Реально же после себя он оставил 25 561 641 доллар и 60 центов. Из них 19 миллионов он завещал университету Рочестера и 1 миллион стоматологической клинике. Остальное получили его племянники и служащие.
А еще он выращивал разноцветные цветочки около дома. Экскурсовод сказала, что это он делал для того, чтобы их фотографировать и смотреть, как передаются цвета. Я улыбнулся. И она улыбнулась. Мы с ней знали, что цветную пленку изобрели уже после смерти Истмена.
В 1912 году Истмен прочитал в газетах о собственной смерти. В списке погибших пассажиров “Титаника” оказался некий мистер Истмен, и журналисты решили, что это известный своей любовью к путешествиям основатель “Кодака”. После этого Истмен прожил еще 20 лет. В 1930 он узнал, что неизлечимо болен. Такая же болезнь позвоночника была у его матери, которая несколько лет была неподвижной, передвигалась на коляске и испытывала сильные боли.
Он осторожно и как бы в шутку выяснил у своего приятеля-врача, в какое место надо направить пистолет, чтобы убить себя наверняка и безболезненно. В марте 1932 года перед тем как выстрелить, он накрыл грудь мокрым полотенцем, чтобы не было сильного кровотечения и неприятного запаха пороха. В предсмертной записке он был лаконичен: Для моих друзей. Моя работа закончена. Зачем ждать?
Сегодня Кодак – это компания с активами более $ 6 миллиардов. Число сотрудников – 18,8 тыс. человек.
И еще – именно Кодак придумал цифровую фотографию, но … Истмена уже не было и компания упустила свой шанс в современной фотографии.
Тем не менее, Джордж Истмен – вне всякого сомнения, тот человек, который изменил мир, дав нам в руки фотоаппарат.
P.S. Чуть не забыл! Недавно прошло сообщение, что на территории фирмы Кодак, случайно (Карл! Случайно), нашли небольшой такой ядерный реактор. Директор сказал дословно: А мы и не скрывали… Нас просто раньше про это никто не спрашивал.
Ну, такой себе частный ядерный реактор… Как полезно иногда делать генеральную уборку. Можно найти много интересного ….