Виталий Орлов
Даже не все завсегдатаи знаменитых во всем мире бродвейских мюзиклов знают, что многие постановки новых спектаклей и возобновление забытых шедевров жанра появляются на Бродвее после того, как прошли апробацию в «Доме американского мюзикла» -так называют элитарный Оперный теар Goodspeed, расположенный в необычайно живописном городке East Haddamна берегу реки Коннектикут. Художественный совет театра считает: «Мы стоим на переднем крае производства и сохранения американского мюзикла, одновременно восстанавливая классику и создавая новые постановки. Мы привлекаем известные, знаковые фигуры театрального мира и способствуем появлению талантов среди композиторов, поэтов и либреттистов. Каждый год тысячи актеров, режиссеров, хореографов и технический персонал стремятся приехать в Goodspeed, чтобы повышать свое мастерство. Миллионы людей, которые знают и любят мюзикл, кто ценит его историю и неиссякаемую привлекательность, стремятся посетить Goodspeed. Для любого актера приглашение участвовать в спектакле Goodspeed– большая честь и отличный абзац в резюме».
Приглашение участвовать в новой постановке на сцене Goodspeedклассического мюзикла Лайонела Барта «Оливер!», которое получил наш соотечественник– это событие само по себе неординарное. Если при этом учесть, что его получил Эли Райман, которому нет еще и десяти лет, да еще и на главную роль – Оливера – случай беспрецедентный!
В июле-сентябре 2018 года мюзикл прошел в театре Goodspeedоколо 100 раз при полностью заполненном зале. Говоря о новой постановке «Оливера!», нужно понимать, что приступая к ней, весь творческий коллектив, начиная с режиссера, берется за эту задачу для того, чтобы реализовать какие-то новые аспекты классического произведения. А это – определенный риск, потому что в истории мюзикла Л. Барта – целый ряд блистательных постановок и экранизация, в которых принимали участие суперзвезды жанра.
Мюзикл «Оливер!» («Oliver!») был написан в 1960 году британским композитором и либреттистом Лайонелом Бартом. Ему было суждено на долгие годы завоевать любовь публики. В основе лежит первая часть романа Диккенса «Оливер Твист». В свое время любительскую запись мюзикла в исполнении самого Лайонела и его друзей услышал продюсер Дональд Олбери. Он сразу почувствовал в произведении значительный потенциал и взялся за его постановку. Премьера состоялась 30 июня 1960 года.
«Оливер!» не сходил с подмостков театра NewTheatre(ныне «Albery» по имени продюсера) более шести лет. Спустя два года после премьеры в Уэст-Энде американский продюсер Дэвид Мэррик приобрел права на постановку; однако, прежде чем представить мюзикл бродвейской публике, он отправил шоу в пятимесячное турне по стране (всего «Оливер!» был показан в одиннадцати городах). Премьера на Бродвее состоялась 6 января 1963 года. В этот день на сцену ImperialTheatreвышли и четыре участника оригинального лондонского состава. Спектакль был показан 774 раза. «Оливер!» получил три награды «Тони» за 1963 год, которых были удостоены Лайонел Барт (за музыку, либретто и тексты песен), Дональд Пиппин (дирижер и музыкальный руководитель) и Шинн Кенни.
В 1968 году был снят фильм, закрепивший коммерческий и зрительский успех мюзикла. Картина получила шесть наград Американской Киноакадемии.
«Оливер!» принес своему автору мировую славу и состояние. Позднее, в 70-80-х годах, Барт, пристрастившийся к наркотикам и алкоголю, жил в нищете, в то время как «Оливер!» победно шагал по всему миру.
Самое грандиозное возвращение «Оливера!» в Уэст-Энд состоялось в декабре 1994 года, в лондонском Палладиуме. Режиссером новой версии шоу был Сэм Мендес, до этого ставивший пьесы Шекспира в Королевской Шекспировской Труппе. Стивен Спилберг, посетивший одно из представлений, был настолько впечатлен его трактовкой классического мюзикла, что несколько лет спустя пригласил Мендеса в картину «Красота по-американски», принесшую Сэму огромное количество наград, в том числе «Оскара» и «Золотой Глобус».
«Оливер!» в постановке Сэма Мендеса закрылся в 1998 году, после чего шоу отправилось в турне, а затем на Бродвей.
Приступая к нынешней постановке мюзикла в театре Goodspeed, режиссер Роб Руджиеро, отметил, что главным источником вдохновения для него был фильм Дэвида Лина 1948 года. «Прежде чем почувствовать оптимизм этой истории, наполненной радостью и любовью, нужно сначала пройти через ее ужасающие эпизоды. Одиссея Оливера, прошедшего через все трудности и радости – вот что меня привлекло к этой истории как постановщика. В ее фокусе маленький мальчик, чья непосредственность и чистая душа приводят к тому, что изменяют жизнь многих людей, с которыми он встречается, в том числе и в банде жулика Фейгина, ставшей его семьей, в которой он так нуждается».
Робу Роджеро удалось уйти от многих штампов, которыми оброс за прошедшие годы этот мюзикл, и приблизиться к диккенсовским интонациям.
В спектакле занят чрезвычайно сильный ансамбль исполнителей, включая несколько актерских звезд Бродвея, а большое количество детей-артистов делает его достаточно трудным для постановки. Следует сказать, что режиссер отлично решил эту задачу.
Роб Руджиеро проявил особую осторожность в этой постановке, обеспечивая баланс реализма и оптимизма в юношеском разрезе спектакля, что привело к захватывающему результату. Что касается «взрослых» артистов, то прежде всего нужно сказать об образе Фейгина, созданном выдающимся актером Гэвином Шварцем, – жулика и проходимца, но, по еврейской традиции, обладающего все-таки какими-то душевными качествами. Это подчеркнуто тем, что свои арии он исполняет в сопровождении невидимого зрителю оркестра, но соло скрипки играет вышедший на сцену музыкант.
По понятным причинам нам, естественно, важно понять, как справился с задачей наш юный соотечественник Эли Райман. Употребив слово «случай», говоря о приглашении Эли на главную роль, я не совсем прав, потому что за детской спиной парня уже большой список сыгранных ролей в короткометражках, рекламных роликах; выступлений в детских музыкальных коллективах, а самое важное – одна из ведущих ролей – принца Маммилиуса – в только что прошедшем «полнометражном» спектакле «Зимняя сказка» по пьесе Шекспира в Нью-Йорке на сцене театра TFANA, высоко оцененном публикой.
Свою роль в «Зимней сказке» Эли не просто сыграл, а сыграл блистательно, заслужив уважение и любовь всей труппы, участвовавшей в спектакле, и удостоившись похвалы ведущих англо-язычных и русско-язычных нью-йоркских газет.
Тем не менее путь Эли Раймана к участию в новом «Оливере!» в главной роли был далеко не прост. Элайджа – так теперь он почтительно назван в «программке» спектакля, -прошел, как обычно в таких случаях, строгий отбор из сотен, если не тысяч претендентов, и в этом участвовала и помогала парню большая команда специалистов. В этой команде прежде всего нужно отметить его русскоговорящего наставника, профессионального актера и постановщика спектаклей в самых разных жанрах в его доэмигрантской жизни в России Владимира Андреева. В лице Вл.Андреева талантливый ученик нашел педагога, точно разглядевшего в юноше значительный творческий потенциал. Они провели вместе многие часы, упражняясь, читая стихи, ведя беседы об искусстве театра, о поэзии, о том, как непросто стать хорошим артистом.
В главной роли Оливера Элайджа Райман очень хорош. Его Оливер смирился с жизнью, но, оставаясь чуть-чуть чужим в этой команде беспризорников, никогда не теряет своего естественного мальчишеского обаяния, своего оптимистического взгляда на жизнь. Трудно не улыбаться, наблюдая за тем, как он исполняет классические песни «Где любовь» и «Кто будет покупать?».
Эли сыграл около 90 спектаклей, и в каждом последующем росло его актерское мастерство, все увереннее проявлялся его талант, и не только драматический, но и вокальный и хореографический. Удивляют его не по возрасту трудолюбие и ответственность, неизбывное желание каждый следующий спектакль сыграть лучше. Недавние партнеры по «Зимней сказке» специально приехали из Нью-Йорка в EastHaddamпосмотреть его новую работу. Впрочем, мальчишка остается мальчишкой: в редкие минуты досуга, играя в футбол с товарищами по сцене, он поцарапал себе лоб, что вообще-то для профессионального актера – большой повод для беспокойства…
После спектакля мы встретились с Эли и его друзьями – юными актерами. Я задал Эли вопрос:
-Представь себе, что у твоего Оливера неожиданно появился миллион долларов. Что бы, по-твоему, он с ними сделал?
Эли задумался.
-Наверное, спрятал бы большую часть, чтобы потом иметь возможность учиться…
GoodspeedMusicals показал на сцене своего Оперного театра отличное шоу – этот нескончаемый трепет знакомых и не очень мелодий, безупречную слаженность вокальных и танцевальных сцен, рассказывающих классическую сказку таким образом, что это не только развлекает, но и волнует.
Сейчас режиссер и актеры разъехались уже по другим проектам.
Эли пока отдыхает. Надолго ли?