Нина Аловерт
Балет из Сарасоты (Sarasota Ballet), Флорида в августе гастролировал в Нью-Йорке.
Труппа была основана в 1987 году, но статус крупной репертуарной компании театр получил, когда директором стал Йан Уэбб. Репертуар театра составляют в первую очередь одноактные балеты крупнейших мастеров 20го века и работы известных и начинающих современных хореографов. Из классических балетов 19 века труппа танцует «Тщетную предосторожность», «Жизель», а в новом сезоне пойдет Гран-па из «Пахиты». Особое место в репертуаре театра занимает творчество классика английского балета 20го века– Сэра Фредерика Аштона. При нем Королевский балет Англии добился мирового признания. В 1957 году Аштон был удостоен рыцарского звания. 30летию со дня смерти великого хореографа и были посвящены гастроли. Его балеты были включены в обе программы, которые театр привез в Нью-Йорк.
Труппа в целом произвела хорошее впечатление, особенно женская ее часть, мужчины – танцовщики немного слабее.
Среди произведений Аштона прежде всего надо выделить два знаменитых балетных номера на музыку Эрика Соти: Монотонности 1 и Монотонности 2. Это два бессюжетных балета, каждый из которых танцуют трое танцовщшиков. Монотонности 1 – две балерины и танцовщик, Монотоности 2 – два танцовщика и балерина. Номера эти красивые, элегантные – два шедевра Аштона. Надо сказать, что танцовщики Сарасоты исполняли их на высоком уровне артистизма и понимания стиля. Особенно надо отметить состав Монотонностей 1: Кэти Хонеа, Кэтлин Мей, Николаса Морено.
В первую программу были включены два новых одноактных балета современных хореографов.
Танцовщик труппы Рикардо Гразиано поставил «Симфонию печальных песен» (Третья симфония) на музыку из одноименной симфонии известного польского композитора Хенрика Гореки.
Кристофер Уилдон, английский хореограф с мировым именем, сочинил балет «Там, где она любила», использовав музыку Фредерика Шопена и Курта Вейла.
Преимущество оказалось на стороне Гразиано. Драматичные дуэты Гразиано (хотя конфликт не всегда был понятен) смотрелись с гораздо большим интересом, чем балет Уилдона. Хореография Гразиано была изобретательнее и эмоциональнее однообразных и холодных композиций англичанина. И танцовщики показали себя в «Симфонии» с наилучшей стороны. Это было одно из самых ярких выступлений труппы.
Но именно балет Уилдона вошел во вторую программу, которая в остальном была составлена из балетов Аштона.
Во второй программе, кроме Монотонностей, труппа танцевала еще один номер «Кошка» и три отрывка из одноактных балетов хореографа: па де труа на музыку Джакомо Мейербера «Конькобежцы» и последний дуэт из «Двух голубей» Андре Мессаже.
Кошку, веселую и кокетливую танцевала Кэти Хонеа. Это был очень удачное исполнение. Балерина , по-видимому, сама получала удовольствие, имитируя забавную, игривую кошечку. И публика искренне радовалась ее выступлению. Это была законченная актерски-танцевальная миниатюра. Танцовщица оставила очень хорошее впечатление.
Не могу этого же сказать об исполнителях па де труа. С профессиональной точки зрения они танцевали безупречно, но без блеска. «Медитация» из балета «Таис» на музыку Жюля Масне тоже показалась мне исполненной без должного романтизма.
А потом на сцену вышел Марсело Гомес. На его выступление и были раскуплены билеты на вторую программу балета из Сарасоты.
Около года назад в связи с непроверенными (ложными) обвинениями Гомес вынужден был уйти из Американского балетного театра, в котором он проработал 20 лет. И театр его не удерживал. (Гомес, правда, и так собирался уходить еще после летнего сезона 2017 года, но согласился выступать с труппой и в 2018 году, так что пострадала в основном труппа американского балета и зрители).
Возвращение Марсело на нью-йоркскую сцену было воспринято публикой, как восстановление справедливости.
«Два голубя» – это одноактный сюжетный балет. Молодой человек бросает свою возлюбленную, уходит за цыганкой. Но в конце концов возвращается к покинутой девушке. В программу был включен последний дуэт-примирение.
Гомес вышел на сцену с голубем на плече. У меня было ощущение, что зал замер. Танцовщик шел к рампе в трагическом напряжении чувств. Гомес принадлежит к тем актерам, которые создают вокруг себя атмосферу, появляясь на сцене. И не Лоэнгрин ли, Рыцарь Чаши Святого Грааля, шел к Эльзе, предвидя неминуемую разлуку?
Но затем начинался дуэт: безмятежная любовь, любовная пастораль. Виктория Халланд, хорошая балерина театра, блондинка с красивой фигурой, с длинными ногами была очаровательной и только. У героини Халланд не было никакой реакции на появление своего неверного возлюбленного. Возможно, балерина из Сарасоты чувствовала себя неуверенно, выступая с артистом мирового уровня, не знаю. На репетиции, которую я видела, она была более эмоциональна. Но на спектакле от всей сцены у меня осталось впечатление, что у этой встречи нет предыстории. А есть только явление некоего высшего существа, красавца полу-бога, которому простая смертная противиться не может.
Пластичный, красивый в каждом движении, в каждом взмахе рук Гомес танцевал, как будто вовлекал робкую девушку в любовный дуэт, и с высоты своей божественности любовался ее наивностью и покорностью. В этом неравенстве таилась печаль, предчувствие того, что пастораль с голубками не будет длиться долго. И во время безмятежного дуэта, герой вдруг закрывал лицо рукой, как будто желая скрыть нахлынувшую грусть.
Так неожиданно «прочитался» этот отрывок из балета.
Естественно, дуэт закончился стоячей овацией (на том спектакле, который смотрела я, во всяком случае). Руководство труппы имело все основания подчеркивать в объявлениях о гастролях в Нью-Йорке свою радость от предстоящих в этом сезоне выступлениях знаменитого танцовщика с балетом из Сарасоты. Труппа танцует на хорошем профессиональном уровне, но участие в гастролях такого артиста, как Марсело Гомес, поднимает и все спектакли на новую высоту.
Фотографии выступлений труппы Sarasota Ballet в Нью-Йорке.