Тамара Васильева
Наверное, ни один другой наряд не выбирается женщиной так тщательно, как свадебный. Ведь он должен нравиться самой невесте, прийтись по душе жениху и вызвать одобрение гостей, которые с удовольствием будут обсуждать его несколько дней кряду. Если наряд хорош, о нём могут даже написать в светской хронике. Одну из таких заметок, напечатанных почти 104 года назад в нью-йоркской газете, долгие годы берегла Марта Йокум, которая 30 сентября 1913 года вышла замуж за Ричарда Визингтона Кенфилда.
Репортёру образ невесты явно понравился: он сообщает, что на ней было красивое одеяние из брокарда, дюшеса и кружева и кружевная «голландская шапочка». К сожалению, весь текст заметки до нас не дошёл, но это не так уж важно, ведь вместе с газетной вырезкой хранились платье и туфельки, в которых Марта была на церемонии, а ещё — фотография, запечатлевшая её в свадебном убранстве.
К моменту, когда 27-летняя девушка выходила замуж, её родителей не было в живых, и потому невесту выводил к жениху её брат, доктор Джозеф Йокум. Само торжество состоялось в доме Флоренс Хортон, тёти Марты, где за 47 лет до того сочетались браком её родители — конгрессмен Сет Хартман Йокум и Люсинда Хортон Йокум. В заметке о «тихой свадьбе» на Роберт-стрит, 25, сказано, что это было одно из самых милых мероприятий, проходивших в том году в городе, и что присутствовало на нём 125 гостей. Супруги прожили вместе 53 года, оба умерли в 1966 году. Марте было 80 лет, Ричарду Кенфилду — 81.
И вот, спустя более 40 лет после их кончины на чердаке одного из домов был найден сундук, где лежали те самые свадебное платье, туфли, памятная фотография и газетное сообщение. Единственное, чего не хватало в комплекте, — головного убора в виде шлемовидной кружевной шапочки, украшенной нитями жемчуга. Сзади на уровне шеи к ней была прикреплена длинная вуаль, а над ушами сделаны небольшие треугольные отвороты, которые, по-видимому, и дали повод назвать шапочку «голландской».
Платье, сшитое за год до начала Первой мировой войны, является великолепным образцом стиля Belle Époque. И хотя в ту пору дамы ещё носили корсеты, Марта уж точно не была их поклонницей. Её наряд представляет направление, связанное с именем Поля Пуаре. Именно он ввёл в моду свободную одежду, вдохновлённую Античностью и японской культурой. Цельнокроеные рукава платья ассоциируются с кимоно, а туникообразная верхняя часть юбки позаимствована из арсенала древнегреческой одежды, но осовременена асимметричной линией низа. Талия по моде 1910-х годов чуть завышена и подчёркнута многорядным жемчужным декором; жемчугом отделаны также декольте, лиф и края рукавов. Ещё два жемчужных акцента — на местах, где туника «уходит» под шлейф. Разумеется, жемчуг использован не натуральный, а искусственный, что тоже является приметой времени. В начале ХХ века из недоступного предмета роскоши он превращается во вполне демократичный материал, пригодный и для создания недорогих, но эффектных украшений, и для декора одежды. Окончательно утвердила его в моде Коко Шанель, открывшая свой первый бутик в Довиле как раз в 1913 году, когда было сшито свадебное платье Марты.
Из тканей, выбранных для наряда, репортёр упомянул брокард и дюшес. Оба слова нам хорошо знакомы, но в других значениях. На самом деле под брокардом подразумевается плотная шёлковая ткань с рельефным флоральным узором, а под дющесом — плотный шёлк с атласным переплетением. Обе относятся к категории весьма дорогих. Кстати, само слово duchesseпереводится с французского как «герцогиня», и именно такое «высокое положение» отводили этой ткани портные. Что касается кружева, то оно тоже очень красиво и разнообразно: сравнительно узкие полосы сочетаются с крупными цветочными мотивами, характерными для стиля ар нуво. Несмотря на соединение в одном наряде материалов с разными фактурами и жемчужного декора, он не выглядит перегруженным, что свидетельствует о вкусе самой Марты и, конечно же, о мастерстве модельера.
Имени автора платья мы не знаем, но известна торговая марка — «B. Altman and Company». Фирма просуществовала целых 125 лет (с 1865 по 1990 год), а её основателя — Бенджамина Альтмана (1840–1913) — хорошо знали в США не только как владельца сети магазинов, в том числе роскошного универмага на Пятой авеню, но как мецената и страстного коллекционера. Своё превосходное собрание живописи и восточного фарфора он завещал Музею Метрополитен, а в Институте костюма, который входит в структуру этого музея, хранится немало вещей, производившихся под маркой «B. Altman & Co». В частности, там есть свадебные туфли 1915 года, очень похожие на те, что выбрала для себя Марта Йокум: тот же светлый шёлк, тот же каблук-рюмочка, единственное существенное отличие — полное отсутствие декора на модели 1913 года. Учитывая богатую фактуру платья, он и вправду был бы излишним. Но и здесь вкус и чувство меры — самой Марты или её консультанта — не подвели!
Остаётся добавить, что надевались туфли на шёлковые чулки, которые по традиции были одного цвета с платьем. Вероятно, они были заказаны в той же торговой сети. Во всяком случае, в коллекции свадебных чулок Института костюма есть несколько пар от «B. Altman & Co».
В настоящее время платье и туфельки находятся в коллекции частного музея в Киеве – Victoria Museum. ( Butyshiv Ln, 23, Kyiv, Ukraine, 02000)