Интервью с Олей Рондяк
специально для Elegant New York
вела Александра Чумак
Оля, 4 мая открывается выставка Ваших работ в Украинском Институте Америке в Нью Йорке. Чему она посвящена?
Да, моя выставка “Идентичность. Прерванная.” открывается в пятницу, 4 мая в Украинском Институте Америки на Манхэттене. В этой серии работ я делюсь тем, как моя украинская идентичность, cформировавшаяся в США в семье иммигрантов, подверглась испытаниям, когда я погрузилась в повседневную жизнь новой независимой Украины 90-х годов.
Когда я росла в Америке, для меня было очень естественным говорить всем, что я – украинка. Мои родители считали очень важным, чтобы мы учили украинский язык, историю и культуру. Украинское сообщество достаточно большое и сильное во всех больших городах Америки. Я посещала украинскую школу по субботам, украинскую церковь по воскресеньям и украинские скаут-лагеря во время летних и зимних каникул.
Мои родители следовали своему чувству долга участвовать в жизни украинской диаспоры и поддерживать украинскую культуру, поскольку по другую сторону “Железного занавеса” сама идея существования Украинской Национальной Идеи была под угрозой. Они считали, что Украина, ее язык, религия и культура могут исчезнуть из-за серьезной русификации в годы Советской власти. Поэтому Украина такая, какой я ее знала, живя в Америке, была большой частью моей личности, моей национальной идентичности.
В 1991 году Украина стала независимой, и мы с мужем вскоре переехали в Киев (в 1995 году). Мы хотели ощутить свои корни “из первых рук”.
Но ирония оказалась в том, что приехав, мы не нашли в Украине той национальной идентичности, с которой я так жаждала воссоединиться. На улицах Киева 90-х говорили по-русски, а традиции, в которых я выросла, считались причудливыми и провинциальными. Мне пришлось заново определять для себя, что это значит быть украинкой, искать свою новую идентичность.
В Вашем искусстве очень заметно влияние украинской истории, в особенности политических событий последних лет. Каково Ваше послание, и на какую аудиторию оно рассчитано? На украинскую, американскую или международную? Какую реакцию или восприятие Вы ожидаете?
Я создаю современные женские портреты с 2013 года. Этот женский образ стал для меня метафорой Украины, он наполнен духом отваги и свободы. Мое искусство значит и выражает нечто большее, чем я сама.
Я всегда чувствовала сопричастность со своей бабушкой, которую я хоть никогда и не видела, но живя в Киеве и вдохновляясь Украиной, ощущала нашу духовную связь с ней. Мне кажется, она смогла передать мне свой талант, что через меня к ней тянется объединяющая нить. Я чувствую, не только какой сильной была моя бабушка, но и как много внутренней силы в украинском народе.
Я нашла свою новую национальную идентичность, поэтому считаю, что время моей выставки – идеально.
После “Майдана” и в связи с войной на востоке страны многие украинцы находят свою национальную идентичность. Это длинный путь, и даже 26 лет независимости недостаточно, чтобы полностью собрать все по кусочкам, чтобы люди могли воссоединиться с украинской историей, корнями и культурой – ведь идентичность украинцев как нации была надолго прервана.
В дополнение к картинам я создала полноразмерные “Мотанки”. История этих древних, сотканных вручную тряпичных кукол очень мне близка и созвучна моему восприятию. Я создаю скульптуры, которые символизируют женщину-защитницу Украины от агрессоров. Это собирательный образ, призванный поколения людей исцелить от боли и страданий.
На протяжении столетий люди отдавали свои жизни за украинскую свободу, это было столетия назад, это происходит сегодня, начиная с Революции Достоинства 2013-14 года. Поэтому я решила сделать мотанку из гипса, так как этот материал используется для исцеления сломанных костей.
Я чувствую, что украинцы долгие годы были травмированы и, возможно, у них никогда не было достаточно времени для осознания своих страданий и исцеления. Ведь первый шаг к исцелению – это признание боли. Нужно быть честными с самими собой и своими детьми, чтобы дать Украине возможность раскрыть и реализовать свой полный потенциал, превратить ее в независимую и процветающую страну.
Что еще, кроме украинской истории вдохновляет Вас? Возможно, определенные стили или любимые творцы (художники, скульпторы и т.д)
Для моего творчества важна наша семейная история и мой личный жизненный опыт. Та Украина, с которой я отождествляла себя в детстве, была страной из прошлого, моя мать покинула её в одиннадцатилетнем возрасте. 11 лет! Она прибыла на остров Эллис с моим дедушкой, когда ей было 16. До этого они находились в лагере для “перемещенных лиц” в Австрии, а бабушка отбывала срок в женском рабочем лагере в Мордовии.
Находясь в лагере, она умудрялась тайно работать над созданием красивейших вышивок, используя рыбьи кости как иголки, мешки из-под картошки как канву, и нитки из своей одежды. После освобождения из лагеря ей удалось передать эти вышивки с подпольным священником, путешествовавшим по Америке.
Позже он привез их в Штаты, где “Чикаго трибюн” написал в 1980 году о них статью, после чего вышивки попали в нашу семью.
Моя бабушка, ее сила стала огромным источником вдохновения. То, что она потеряла все, тяжело работала, была в неволе, пережила тюрьму и ссылку, но сохраняла силу и желание творить, вышивать, является для меня бесконечным источником надежды и обновления.
Начиная с середины 90-х, мы с мужем жили в Украине и воспитывали троих детей, что не всегда было просто. Моя мама с братьями и сестрами в то время оставались в Америке, и, наверное, мне было бы проще жить с ними, но для нас было честью наблюдать и участвовать в развитии демократии в Украине, видеть, как она расправляет свои крылья навстречу свободе.
Это именно то, за что боролись и о чем мечтали мои родители и бабушка с дедушкой. И хотя Украина все еще сражается с Россией на востоке и борется с коррупцией, она идет по пути осознания себя как истинная демократическая страна. Я видела эту трансформацию своими собственными глазами.
Как Ваша американская сторона проявляется в Вашем творчестве? Что привнесено из Вашего опыта жизни в Америке? К какой культуре вы чувствуете себя ближе?
Так как я выросла в Америке, я хорошо осознавала жертву, благодаря который мы были здесь.
Жизнь была достаточно сложной для моего дедушки, который потерял одну из своих дочерей, должен был уехать, оставив свою жену и свой дом, а также прочную репутацию профессора. Он прибыл в Америку без денег, не зная языка, и с 16 летней дочерью, которую нужно было прокормить. Он работал где только мог – посудомойщиком в ресторане, рабочим в теплицах. Несмотря на то, что он потерял свой престижный статус, который имел в Украине, дедушка говорил, что лучше выполнять любую работу в Америке, чем жить в неволе. Мой дедушка учил меня, что мы должны иметь контроль над своим разумом. Даже если мы физически поддаемся пыткам, мы все еще имеем власть над своими мыслями и волей, и никто не может это отнять у нас. Он научил меня ценить свободу, научил понимать, что порой она дается большой ценой.
На протяжении последних 23 лет, живя в Украине, я тесно общалась со многими украинцами. Они научили меня, что быть украинцем – это намного больше, чем просто говорить на языке и следовать традициям. Это более глубокое чувство принадлежности и заботы о нации, которую ты называешь домом. Я поняла это, следуя своему сердцу, и переезд в Украину помог мне сформировать более зрелую идентичность, которая включала мои как американские, так и украинские корни.
Живя в Украине, я стала более уважительно относиться к свободе, которую имела в Америке, которую мы часто воспринимаем, как должное. Работая художником и психотерапевтом, я осознала, что несу ответственность за продолжение этой битвы за свободу наших умов, тел и душ.
У Вас есть психологическое образование. Какое место психология занимает в Вашем художественном мировосприятии? Каково влияние оказывает на Ваше искусство?
Как психотерапевт, я занималась тем, что помогала людям добраться до глубинной сути, скрытой под поверхностью. Исследовать глубокое понимание себя, чтобы обнаружить скрытые внутри чувства. Как художник, я продолжаю искать подсознательное, внутренние чувства в лицах, которые я рисую. Я рисую их до тех пор, пока личность не выйдет наружу, и совмещая коллаж, монтаж и рисование, я соединяюсь с моей внутренней реальностью и позволяю этим образам проявиться.
Я верю в очень естественную связь между искусством и психологией. Например, было бы мое искусство завершенным без зрителя, который интерпретирует то, что он или она видит? И без того, как они интерпретируют? Их мозг обрабатывает искусство по-своему, привнося свое значение в увиденное на основании их личного жизненного опыта. Я также вижу творчество как важную, существенную часть как искусства, так и психотерапии для поиска истинного, внутреннего значения. Так что я уверена, что искусство и психология очень тесно связаны.
“… Рондяк использует свое собственное видение, чтобы расширить наше понимание человеческого опыта и устойчивость для обретения свободы жить в обществе, которое помнит свое прошлое”, – пишет Кэтрин Пейдж, Куратор Современного Искусства Гретхен Хупфел в “Современный Делавэр”. – “Почитая прошлое, творчество Рондяк создает новую абсолютную красоту с искупительным качеством, которое заключается в важной исцеляющей роли искусства и духовной жизни для будущих поколений”.
Как менялось Ваше художественное видение с годами, а также восприятие роли искусства в Вашей жизни и Вашей роли в искусстве?
Я верю, что мое видение как художника становится более зрелым по мере творения. То, что начиналось с неизвестного эксперимента с целью выражения того, чего я не понимала в себе, стало шире и более сбалансированным. Я учусь объединять свой интеллект с навыками, которые я освоила на протяжении всего пути: позволить себе принять свою роль как художника, не подвергать ее сомнениям, это открывает окно для появления творческих мыслей и идей.
Искусство абсолютно неотделимо от моей жизни. Я рада, что нашла свою цель и предназначение как художник. Я думаю, не случайно, что чем старше становятся мои дети, тем яснее и сильнее проявляется моя роль в искусстве. Я также знаю, что мое искусство намного больше меня самой – это связующая нить. Я верю, что пока я буду вкладывать время, дисциплину и рабочую этику в свое творчество, мое искусство будет развиваться и расти.