Casa Vicens
В Барселоне открылся для публики летний дом биржевого брокера Мануэля Висенса и его семьи. Построенный в районе Грасиа в 1885 году, он стал первой самостоятельной работой Антонио Гауди. Почти 130 лет он менял владельцев, но оставался в частной собственности и потому был практически недоступен для посещения. 16 ноября 2017 памятник, включенный в 2005 году в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, наконец открыл свои двери для всех.
В 2014 году дом был выкуплен частным семейным банком MoraBanc, объявившем о намерении музеефицировать уникальный объект. Новые хозяева начали с кропотливой реставрации, для работы над которой привлекли специалистов студии Martínez Lapeña-Torres Arquitectes и бюро Daw Office. Архитекторы с максимальным вниманием отнеслись к истории дома, тщательно изучив результаты всех поздних перестроек и трансформаций. Отреставрировав интерьеры созданные Гауди и вернув некоторым из них первоначальный вид, они смогли одновременно приспособить часть достроенных в 1925 году площадей под выставочные залы и обязательные для музейного здания дополнительные помещения. Также была аккуратно пристроена новая лестница, необходимая для лучшей связанности всех зон.
На нижнем, цокольном уровне, где в основном располагались хранилища, разместили музейный и книжный магазины. Общественный первый этаж занимают входная зона, главная гостинная с примыкающей к ней галерей, курительная комната, а также столовая. В последней сохранилась оригинальная мебель, созданная по рисункам Гауди. Тут также представлена коллекция из 32 картин Франческа Торрескассаны, собранная еще первым владельцем дома.
Второй этаж отведен под личные комнаты: спальни, ванные, небольшую гостиную с выходом на террасу. Верхний уровень изначально предназначался для слуг, а потом был переделан под две отдельные квартиры, теперь здесь размещена постоянная экспозиция, посвященная истории дома. Также вокруг дома был практически заново разбит небольшой сад — он важен для формирования общей атмосферы, но утраченные фонтан, водопад и сторожку по проекту Гауди было решено не воссоздавать.
Casa Battlò
На улице Пассеч де Грасия находится, пожалуй, самый удивительный жилой дом во всем мире – дом Бальо гениального каталонского архитектора Антонио Гауди.
Рассказывать о строительстве самого дома, принадлежащего Жозепу Бальо-и-Касановасу практически и нечего. За два года (с 1875 по 1877 годы) рабочими, в рекордно короткие сроки, был возведен самый обычный и ничем непримечательный доходный дом. Предприниматель, обогатившийся на производстве текстиля, решил вложить свои деньги в недвижимость и получать с нее постоянный доход от сдачи квартир в наем. В 1904 году Жозеп Бальо-и-Касановас решил, что дом по проспекту Passeig de Gràcia, 43, не вызывает у него никаких положительных эмоций и просто-таки блекнет рядом с домом Амалье, построенным в модернистском стиле. Чтобы оставить о себе память, промышленник делает в 1904 году заказ на перестройку дома архитектору Антонио Гауди, уже успевшему прославиться своими работами. К слову, во время получения заказа, Гауди еще трудился над парком Гуэля. Касановас настолько был неудовлетворен внешним видом своего доходного дома и настолько вдохновлен работами Антонио Гауди, что решил полностью снести строение. Однако архитектор, просчитав и продумав все до мелочей, останавливает текстильщика от столь опрометчивого шага и начинает работы по реконструкции готового здания.
Для того чтобы создать свой очередной шедевр, Антонио Гауди полностью меняет фасады дома, однако оставляет исходную структуру строения. Как утверждают специалисты, Дом Бальо – это новый виток в творчестве архитектора и очередное доказательство того, что в его работах кроме дизайна огромное внимание уделяется и рационализму, и расчетам. Всего за два года Антонио Гауди полностью перестраивает два фасада доходного дома Жозепа Бальо-и-Касановаса. Один из них могут увидеть все, кто проезжает или прогуливается по Passeig de Gràcia, а второй фасад виден с внутреннего двора дома, который также был полностью реконструирован для полного соответствия с дизайном Дома Батльо или Дома Костей – кому как нравится.… Для создания удивительного внутреннего двора здания, Гауди смог соединить две, так называемые, световые шахты. И в этой работе просматривается рационализм гениального архитектора: объединение двух световых шахт позволило не только создать удивительный, красивейший внутренний двор, который, к огромному сожалению, так трудно описать словами, но и значительно улучшить вентиляцию в здании, а также добиться хорошего освещения помещений за счет естественного света. Более того, свет во внутреннем дворе распределяется равномерно, Гауди смог добиться такого эффекта благодаря уменьшению размеров окон снизу вверх, и фантастического цвета облицовки: внизу практически белоснежной и, переходящей в нежно голубой, а затем, в ярко лазурный. Здесь вновь необходимо повториться, все это не результат безудержной фантазии, а сочетание стильности и четкого расчета.
«Внутренний двор дома Бальо, построенный Гауди, как нельзя лучше раскрывает современным архитекторам секреты успеха. Многие пытаются в наше время возвести удивительные и причудливые здания, забывая при этом об их практичности. Свой взгляд на окружающий мир, отсутствие шаблонов, а главное при всем этом, рационализм, вот чем отличается от любого другого, пусть и талантливого архитектора, Антонио Гауди!», – сказал в одном из своих интервью один из очень уважаемых и признанных во всем мире архитекторов 21-го века.
Кроме работ над фасадами, Антонио Гауди решил практически полностью перестроить первый этаж и бельэтаж. Как известно, архитектор, являвшийся лучшим другом Уэсеби Гуэля, был талантлив во всем: он не только перестраивает помещения, он создает для них уникальную и стильную мебель, которую в настоящий момент не встретишь в доме. Она, в целях безопасности, хранится в Доме-музее Антонио Гауди, находящимся в Парке Гуэля, войти в который ранее мог абсолютно бесплатно любой гость Барселоны. Кроме этого, архитектор, которому был выделен приличный по тем временам бюджет, достраивает в доме мансарду, подвал и прекрасную ступенчатую террасу крыши, на которую поднимается каждый путешественник, приехавший в каталонский город, чтобы воочию увидеть шедевры Гауди.
Все уникальные в своем роде элементы Дома Бальо, разработанные архитектором, были отданы для создания лучшим мастерам того времени: над витражами работал Жузеп Пелегри, кованые детали выполнены кузнецами Бадия, к слову, к этим двум талантливым братьям, сумевшим получить власть над металлом, Гауди обращался не раз. Интересно то, что все облицовочные детали дома Батльо, Гауди доверил выполнить мастерам из города Манакор, расположенного на всем хорошо известном испанском острове Мальорке. Величайший архитектор, относясь к любому заказу, можно сказать, с любовью, доверял исполнение разработанных им декоративных деталей, предметов мебели только лишь талантливым мастерам, которые понимали его замыслы на интуитивном уровне. Только так могли рождаться настоящие шедевры, которыми должны были восхищаться не только современники Гауди, но и потомки.
Первое, что обращает на себя внимание, это расплывчатые, «тягучие линии» всех декоративных элементов и, практически, полное отсутствие симметрии в фасаде здания, выходящего на улицу Пассеч де Грасия. Первое впечатление – дом построен из костей и черепов людей-гигантов. Именно благодаря такому сходству жители Барселоны практически сразу же после сдачи Гауди здания заказчику, прозвали его «Дом Костей». Возле него меркнет даже Дом Амалье, еще ранее построенный архитектором в стилях новой готики и модернизма.
Превзойти талант Гауди чрезвычайно сложно, правильнее будет сказать, невозможно. Дело все в том, что для того, чтобы на свет появлялись уникальные здания, необходим не только талант архитектора, но и его собственное видение окружающего мира. Даже если бы в настоящий момент кто-то построил нечто подобное, его бы все равно обвинили в плагиате или же не восприняли всерьез. Гениальных архитекторов, впрочем, как и художников, скульпторов и поэтов не сравнивают, их талантом просто восхищаются.
Окна первого этажа похожи на окна какого-то сказочно домика: все они неправильной формы и кажутся мягкими, «расплывающимися», «пластилиновыми». Естественно, это впечатление обманчиво: все элементы выполнены из прочных камней, над которыми потрудился резчик. Камни, примененные в оформлении фасада, добыты на холме Монжуик.
После того, как турист приходит в себя от великолепия первого этажа здания, взглянув вверх, ему начинается казаться, что Дом Бальо, несмотря на свои небольшие размеры, «уходит в небо». Эта оптическая иллюзия была достигнута Гауди благодаря применению мозаики, состоящей из ломаной плитки разных цветов.
Если внизу она нежно-золотистая, то к верху она становится оранжевой и постепенно переходит в бирюзовую. Крыша Дома Бальо, на первый взгляд, словно взята с совершенно другого строения: из нее будто выпирает позвоночник какого-то доисторического монстра, а сама она усеяна серебристой чешуей. Венчает удивительное здание башенка с крестом. Она расположена не по центру, а смещена в левую сторону (еще одно проявление асимметрии в шедевре Гауди).
Любой гид, который проводит экскурсии по Барселоне, сразу же расскажет, что в своей работе над Домом Бальо Антонио Гауди был, как и всегда, символичен. Крыша строения – это жестокий дракон, само строение, напоминающее груду костей и черепа – его жертвы, а та самая маленькая башенка – рукоять меча Святого Георгия, который и победил чудовище. Стоит отметить, что изображения и скульптуры дракона можно довольно часто встретить в шедеврах Гауди, например, Усадьба Гуэль с ее «воротами дракона». Каталонский архитектор всегда в своих работах упоминал фольклор и культуру своей родины, ее верования и легенды. Иногда символичность Гауди – первое, что бросается в глаза, а иногда, она скрыта, и только внимательный человек, знающий историю Каталонии, сможет увидеть то, чем руководствовался архитектор при создании своего творения.
Фасады Дома Бальо, его крыша и внутренний двор – далеко не все, что создал Гауди. Архитектор и, как бы его сейчас назвали, дизайнер, поработал над декорациями внутренних помещений. Каминная комната, лестница и другие помещения выполнены в стиле, который довольно трудно отнести к какому-либо из существующих. Официально считается, что шедевр Антонио Гауди под названием Дом Бальо выполнен в стиле модерн. Однако большинство архитекторов склоняются к тому, что стиль, в котором построены все здания, правильнее было бы назвать «стилем Гауди», настолько он неповторим и уникален в своем роде. Уникален настолько, насколько уникален и сам Антонио Гауди.
Турист, который отправляется в Барселону, чтобы посмотреть на ее многочисленные достопримечательности, естественно не упустит возможность приехать к Дому Бальо. Он описан во всех туристических проспектах по каталонской столице, ведь это одна из ее главных достопримечательностей «Квартала несогласия», которой гордятся все без исключения коренные жители города. К слову, этот район назван «Кварталом несогласия» из-за того, что в нем практически не встретишь однотипных зданий, и каждый дом построен в своем, уникальном стиле. Дом промышленника Бальо одно из таких строений.
Довольно часто от каталонцев можно услышать, что Жозепу Бальо-и-Касановасу необычайно повезло. Повезло не потому, что он сумел неплохо заработать на производстве текстиля, а потому, что он доверил реконструкцию своего дома Антонио Гауди. Ведь только благодаря этому архитектору, имя промышленника навсегда останется в памяти не только у испанцев, но и у ценителей мира прекрасного, живущих даже в самых отдаленных уголках нашей огромной планеты.