Интервью с Джонни О’Райлли
вел 
Виталий Орлов

Верит ли Москва слезам?

На этот сакраментальный вопрос российский городской фольклор отвечает: «нет, не верит!» В свое время кинохит Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», которому уже почти 40 лет, еще раз это подтвердил. За это время многие пытались  найти другой ответ на этот вопрос, и речь пойдет о новой попытке.

Фильм  о Москве и москвичах «Москва никогда не спит» снял ирландский режиссер Джонни О’Рейлли. Это пять историй о жизни москвичей, которые почти не связаны между собой, если не считать, что в каждой истории есть повод для «слез». Все события фильма происходят в один день, причем указана его дата: День города.

Сюжетная  линия пролегла через истории персонажей, типажи которых хорошо знакомы по многим современным фильмам.  Честный бизнесмен (Алексей Серебряков), которого давят коррумпированные партнеры, а он самоотверженно посылает их на все четыре; знаменитый телесериальный  тяжело больной актер  (Юрий Стоянов), которому осталось жить всего ничего; сын этой телезвезды (Олег Долин), который, кажется, вообще живет в своей машине; молодая пара, живущая в одной квартире с бабушкой мужа (муж – Сергей Белов), бывшей пианисткой; которую они по настоянию жены отправляют в дом для престарелых, чтобы от нее избавиться; немолодые муж и жена (пожалуй, лучшая сценическая пара фильма: Анна Гуляренко и Михаил Ефремов), оба имеющие по дочери от предыдущих браков; дочери (Анастасия Шалонько и Любовь Аксенова), в свою очередь, сильно разнятся характерами; молодая  певица  (Евгения Брик), готовая проститься с любовью и родиной ради денег и славы; ну, и абсолютное дно, так называемые гопники, которые ради забавы похищают смертельно больного знаменитого актера.

По мере продвижения к финалу каждой из историй  на экране  возникает образ Москвы – иногда красавца-мегаполиса, снятого, слава Богу, без развесистой клюквы, но иногда вся эта красота  контрастирует с кадрами захламленных коммуналок, облупленных стен домов на полукриминальных городских окраинах и пр. Мне кажется, что ключом для понимания фильма служит фраза героя Алексея Серебрякова: вынужденный бежать в Нью-Йорк от победивших его чиновников, он по дороге в аэропорт говорит провожающему его приятелю: «Тебе не кажется, что Москва – это тюрьма, из которой трудно бежать, потому что мы ее любим?».

Накануне премьеры фильма «Москва никогда не спит» в Нью-Йорке состоялась его презентация в Генеральном консульстве Ирландии. Фильм представлял его режиссер.

Джонни О’Рейлли родился в Дублине (Ирландия) в 1970 году. После окончания школы он поступил в колледж  по специальностям «философия» и «русский язык». В   1993-м году  он впервые приехал в Москву по программе студенческого обмена, впоследствии работал журналистом в Москве и Дублине, а затем получил кинематографическое образование в Нью-Йоркском университете. В 1997 году в Нью-Йорке он написал сценарий и снял свой первый короткометражный фильм Empire State. Другая его работа The Terms завоевала 21 приз на международных кинофестивалях и попала в шорт-лист премии «Оскар» в 2003 году.

С 2006-го года Джонни живет и работает в Москве, участвуя в различных российских и иностранных кинопроектах в качестве режиссера и продюсера. В 2011-м году в качестве режиссера и соавтора сценария он участвовал в создании широко востребованного зрителями триллера «Прячься!» на русском языке.

В связи с премьерой фильма «Москва никогда не спит» а Нью-Йорке я задал Джонни О’Райлли несколько вопросов.

В.О.: Вы продолжаете жить в Москве?

Д.Р.: Я покинул Москву в 2016 году, но я по-прежнему владею сайтом « Irishweek.ru», поэтому буду возвращаться каждый март еще многие годы. Я провел 12 лет в Москве, езжу туда с 1993 года каждый март и буду обязательно возвращаться.

В.О.: Фильм снят по вашей собственной инициативе?  Если «да», то каковы были ваши мотивы? Если «нет», то чье это было предложение?

Д.Р.: Я сам написал сценарий, поставил и продюсировал этот фильм. Мне всегда казалось странным, что Москва – самый большой город в Европе, а на Западе у людей так мало информации о нем. Большая часть информации – это  фильтр геополитики. Все, что на Западе  знают – это Путин, водка и снег. Я хотел снять фильм, из которого  можно больше узнать о русской душе и русских людях, и может быть, увидеть друг друга по-человечески, а не через призму телевизионных новостей.

В.О.: В вашей ситуации, снимая фильм о Москве, тем более по своему же сценарию, было бы легко оказаться в позиции стороннего наблюдателя. К счастью, вы этого почти избежали. Как вам это удалось?

Д.Р.:Русские, которые видели фильм, считают удивительнным, что иностранцу удалось создать что-то настолько реальное и правдоподобное в отношении России. Но, на мой взгляд, удивительно, что этого не было сделано раньше. В  России мало иностранцев, живущих и работающих в области искусства, как я. Зарубежные кинематографисты, к примеру, снимали превосходные фильмы об Америке. Я считаю, что главная причина, почему иностранцы не хотят ехать в Россию, заключается в том, что российское правительство не очень серьезно относится к развитию туризма.

В.О.: Основаны ли ваши 5 историй на реальном материале?

Д.Р.:Большинство историй  основаны на реальных событиях и реальных персонажах. Кое-что дорисовало воображение, но это продиктовано годами жизни в Москве и знанием того, какие типичные решения москвичи могут в своей жизни принимать.

В.О.: Участвовали ли вы в отборе актеров на главные роли? В выборе композитора, оператора?

Д.Р.: Всех актеров на главные роли отбирал я. Как режиссер, я люблю сам прослушивать актеров  и работать с многими и разноплановыми  актерами. Это помогает точно сориентировать сценарий и придать нужную интонацию  фильму. Много времени я потратил  на поиск  композитора – и  в России, и по всему миру. Я рад, что нашел его в России. Это – Роман  Литвинов. Его музыка – одна  из самых ярких страниц  фильма.

В.О.: Какова реакция профессиональных российских кинематографистов на ваш фильм?

Д.Р.: Реакция российских  кинематографистов была превосходной. Я получил много  похвал.

В.О.: Как вы думаете, ваше представление о Москве и москвичах совпадает с их собственным?

Д.Р.:Я всегда находил русских людей очень открытыми. Это одна из причин, почему я так люблю русских людей и почему был вдохновлен  создать фильм. Этот фильм  – результат  моего 12-летнего общения с русскими. Большинство российских зрителей считают, что то, что я создал, отражает правду о России и человеколюбии русского народа.

Американская премьера фильма состоялась  9 июня 2017 года в нью-йоркском кинотеатре  Village East Cinema.

 

kinopoisk.ru