k1

“Граппа”, 2015, холст/масло, 80х60 см

Интервью с Катериной Косьяненко
специально для Elegant New York
вела Татьяна Бородина.

Киев-Нью-Йорк, 2016-2017

 

 

 

Катерина Косьяненко, на мой взгляд, одна из интереснейших молодых художников Украины. Ее современное восприятие жизни каким-то удивительным образом романтично и свежо перекликается в творчестве с живописными традициями древней Византии, исконными славянскими мотивами и национальными особенностями украинского искусства. Ясность образов, многоплановость и многослойность композиции, и, что наиболее важно, абсолютная искренность и безошибочное чувство вкуса и баланса позволяют сохранить присущий ей стиль, избегая чрезмерного влияния как украинского барокко, так лубочных просторов народной живописи.

Катерина поражает широким спектром возможностей художественного самовыражения, классической техникой письма и оригинальным самобытным почерком, что в сочетании с отсутствием конъюнктурности является редким и счастливым даром для настоящего художника.

Катерина Косьяненко успешна, и ее работы востребованы. Она победитель многих престижных конкурсов и участник большого числа выставок, ее картины находятся в частных коллекция по всему миру. Список ее побед и достижений немал, и я безусловно приведу его в конце этого материала, но сначала предоставим слово художнику.

 

g5

“Оболонский бестиарий”, 2016, холст/масло, 50х120 см

Параллельные миры

Я живу в современном мире, пользуюсь всевозможными «девайсами», вожу машину. Но, наверное, какая-то часть меня обращена в прошлое – я очень люблю все, что имеет отношение к древности, к средневековью. Все это во мне уживается органично, возникает некий симбиоз: того, что нас окружает сейчас и того что происходило и было создано много веков назад. Рождается другое измерение, в котором прошлое и настоящее существует одновременно: здесь живут современные люди и древние персонажи, существуют кварталы новостроек, по которым бродят средневековые монстры, а в метро ездят святые и герои народных легенд. Может быть, я старомодная, но именно так я воспринимаю жизнь и, наверное, поэтому у меня получаются такие, даже мне интересные, картины. (смеется)

Именно таким образом возник цикл работ «Граффити для Анны», который экспонировался на выставке в Софии летом 2016 года.

g6

“Музыка”, 2016, холст/масло, 50х120 см

 

О цикле работ «Граффити для Анны»«Цикл, как и само название «Граффити для Анны», включает в себя сочетание исторического контекста и современности. С одной стороны – это вдохновляющие фрески Софийского собора, сохранившиеся с 11 века, и среди которых даже личная подпись самой княжны. С другой стороны – феномен современного городского граффити, урбанистической культуры, меняющей облик нынешнего городского пространства. Наслоения образов из средневековья и современности, трансформированные через личное восприятие талантливой художницы, гармонично сосуществует на полотнах  этого цикла.»

g2

“Душа мандруе”, 2016, холст/масло, 50х40 см; “Душа спiвае”, 2016, холст/масло, 50х40 см

 

Я очень люблю Софию Киевскую, ее территорию и сам Софийский Собор, помню митрополичий сад… В общем, очень много нежных воспоминаний.  Мое детство связано с этим местом, тут научным сотрудником работала моя мама. Красота места органично сформировала «мої вподобання» и создала тот самый камертон высокого искусства, который со мной всегда.

Для меня важна искренность. Все должно идти изнутри. Мои работы – разные, если смотреть на них ретроспективно. Наверное, это можно объяснить тем, что в разные моменты жизни меня интересуют разные вещи. Мне интересно пробовать, меня захватывает тема, я в нее погружаюсь очень серьезно и искренне. Изучаю ее.

g4

“Прогулка с монстрами”, 2016, холст/масло, 50х120 см

В момент, когда я пишу работу, я не могу сделать ее иначе. На этот момент это и является моим откровением. Потом я живу дальше… Появляются новые переживания, чувства, и мировоззрение, соответственно, тоже меняется. И мне становится интересно что-то другое. И это неизбежно. Я не знаю, хорошо это или плохо, но у меня есть внутренний камертон, в соответствии с которым я живу, и меняюсь, конечно.

i5

“Айфон”, 2012, холст/масло, 70х80 см

Учителя и этюды

i2

“Первое солнце”, 2016, холст/масло, 30х30 см

И без этого невозможно. Может быть, я динозавр какой-то, но у меня старая школа, у меня были такие учителя!
Один из моих любимых учителей – Даниил Даниилович Лидер, очень известный сценограф. Но мои главные учителя это родители: мой дед и отец художники, мама искусствовед.

Когда папа рисовал дома, я наблюдала. Он часто брал меня в мастерскую, на этюды. Причем, в путешествиях за перевозку этюдника отвечала я. Начала рисовать рано. Никто не заставлял, сама хотела. Портила папины картонки, он мог поставить себе холст, приготовить все для работы, отвлечься, выйти, а я успевала быстро – раз-раз … и заполняла краской всю плоскость. Мне нравилось, чтобы весь формат был густо зарисован. (смеется)

Мне очень нравились масляные краски.  Гуашь – тоже неплохо, если ее очень густо положить, она высыхает, и так красиво потом, похоже на высохшую землю, такие корочки, чешуя получается гуашевая. Но она отпадает, к сожалению.

Акварель не любила – это вообще мучение. А вот масляная краска это мое! Она же пахнет, она же смешивается! Как-то сразу я ее полюбила.

etudНедавно нашла свой первый этюд – маслом, с натуры. Это была ранняя осень, я очень хорошо помню этот день, мы были с папой. Были разложены все принадлежности, этюдник. А папа рыбак, вот и отвлекся – пошел забросить удочки. Тут-то я и успела (смеется). Папа пришел, увидел, что я уже рисую, и говорит: «возьми – там есть еще одна картонка». Тогда я и нарисовала этот этюд: папа в свитере, с голыми ногами стоит, ловит рыбу. Я тогда, наверное, в первом или втором классе была. Так что как дышу, так и пишу. (смеется)

К художественной школе меня готовили родители. Папа рассказывал профессиональные тайны, технические секреты, мама как искусствовед учила вкладывать во все глубокий смысл.

Дедушка у меня тоже художник. Причем, он художник настолько, что даже в довольно преклонном возрасте, когда ему было уже тяжело, он все равно рисовал и говорил: «мы же художники, нам надо работать»!

i4

“Светлячки”, 2015, холст/масло, 80х80 см

 Школа и украинская мелодика

mm3

“Катерины”, 2009, холст/масло, 140х100 см

Мой папа из Луганска, а дедушка из-под Луганска. Дедушка говорил, что его родители разговаривали «українською мовою». Это уже потом произошло «обрусение» восточной Украины, а в его время в той части были смешанные села.

По материнской линии бабушка тоже из восточной Украины. Там села были и русские, и украинские. У меня все родственники украинские, но русскоязычные. Моя бабушка совсем юной приехала в Киев, семья жила на Крещатике, учились, работали. В Киеве мои родственники стали говорить с нами по-русски.

Я же училась в РХСШ (Республіканська Художня Середня Школа), а там даже в советское время все предметы были на украинском языке, и патриотичные учителя, влюбленные в свое дело.

Там все было очень серьезно. Математика, зарубіжна література, история искусства – преподавание всех предметов было на украинском языке.

И это очень важно, потому что каждый язык особенный. Тем более украинский – его мелодика и образность совершенно неповторимы, в них мягкость, нежность.

Вообще-то, я театральный художник по академическому диплому. Поступила в «Українську Академію мистецтв» на отделение реставрации с благородным желанием спасать шедевры. И 2 года, кроме живописи и рисунка, я честно изучала физику, химию и биологию. А наши однокурсники-театралы ходили в театр, живописцы беседовали о вечности. Мы, конечно, тоже беседовали, и в театр ходили, но немного меньше.

В конце второго года обучения реставрации, мой учитель по реставрации сказал: «Катя, тікай звідси». И это было верный совет – для моего темперамента оставаться там было просто неправильно. Я перешла на отделение сценографии. К большому учителю, великому художнику и человеку, светилу – Даниилу Данииловичу Лидеру. Он был даже не талантливым, а гениальным – во всем! Так что 3-6 курсы я училась на сценографии, о чем совсем не жалею.

mm5

“Григоровский Мамай”, 2006, холст/масло, 80х60 см

О цикле Мамай: «Говорят, что народный герой казак Мамай появляется в самые тяжелые для людей, для страны времена. Выставка прославленной украинской художницы Екатерины Косьяненко «Мой Мамай» проходила в Киеве, в Галерее «КалитаАртКлуб” в тяжелое напряженное время для Украинской страны, зимой 2014 года.

Картины этого цикла – воплощение классической украинской образности, работы стилистически близкие к произведениям народного украинского изобразительного искусства и барочной иконописи. Сюжетные линии картин обогащены традиционными темами и мотивами, художница интерпретирует мир народных ценностей и философии в современной, присущей только ей манере.

mm1

“Козацкая Покрова”, 2009, холст/масло, 110х90 см

Косьяненко искусно использует сложные живописные решения, выразительные фактуры и тонкие нюансы. Каждая деталь в работе художницы, каждый персонаж играют определенную, многозначительную роль.»

Сходство и различие

Потом я изучала иконопись, я пишу иконы. Интересно, насколько отличаются иконы католические и православные, византийская и западная школы. Есть серьезное отличие в русских и украинских иконах.

В католической иконе всегда подчеркивается телесность. Христос на иконах мертвый, с ранами- страдания телесные, земные.

Византийская традиция другая, и не потому, что художники не умели реалистично нарисовать тело, изобразить признаки страданий и мук, у них не было такой задачи. Христос распят, но он воскресает, взлетает, он открывает объятия для людей. Философия в этом.
Так меня учили, так я трактую разницу католической и византийской традиций.

В украинской иконе присутствует компиляция этих традиций, но есть и нечто другое – ликование жизни вечной, «Рай на Небі та на Землі”. Мы же «на шляху» стояли, были долго с Польшей, с Литвой, украинские мастера ездили учиться живописи в Европу, все это наложило отпечаток и на искусство, и на мировосприятие, и на характер.

mm4

“Найди Мамая”, 2008, холст/масло, 90х100 см

В России все строже, консервативней, ортодоксальней.  Мы либеральней. И в наших иконах больше жизни, даже быта, красоты разнообразной. Цветы к примеру, захотел цветов – нарисовал. Или пейзаж живописный.

Пейзажи и глубинный смысл

Этой зимой состоялась моя выставка «Пейзаж» в Галерее “КалитаАртКлуб”, Киев.

Я всю жизнь пишу пейзажи с натуры – этюды. У меня же академическая школа, а этюды часть этой школы. Это такая важная профессиональная «гимнастика»: тренирует глаз, делает палитру цветов разнообразнее, расширяет мировосприятие. В общем, неотъемлемая часть учебы художника. В моей жизни этюды были всегда, и я всегда их писала с большим удовольствием. Я настолько прониклась темой пейзажа, что мне стало тесно в маленьких форматах этюдов. Пришло время сделать пейзаж в большом формате – это совсем другое впечатление.
Получилась экспозиция больших работ – днепровских, в частности Григоровских пейзажей.

Мой отец купил домик на Трахтимировском полуострове, Каневщина. История этих мест удивительная, с наслоением множества событий со времен козацтва, трипольской культуры.

Я проводила в этих местах все лето, писала, рисовала, общалась с местными людьми, когда было больше соседей. Сейчас село вымирает.

Там красиво, как у Тараса Шевченко: «И лани широкополі, і Дніпро, і кручі».

Соседи рассказывают: «Оця гора була лиса. Тут лісу не було, посадили після війни. А от коли була війна, то в цьому яру застряг танк, тому що він їхав по полю, і думав, що це просто кущі. А там глубочайший яр, и він туди упав…», и всякие такие истории от очевидцев с живым человеческим участием. И о том, как они этого немца вытаскивали и кормили.

Такие истории наполняют смыслом каждый холмик, каждую ямку. «А тут були окопи, а тут видавали дерев’яні винтовки. Тому що казали, що селюкам і так піде…». Там же Букринский плацдарм, все рядом. Все это наполняет смыслом пространство, добавляет осязаемости, глубоких эмоций, любви. Пейзажи для меня не просто игра с каким-то красивым пятном, цветом и светом. Для меня все видимое наполнено глубоким смыслом.

Конечно, мне важна и красота природы. Каневское водохранилище красивое безумно – оно бесконечно меняется, переливается сумасшедшими перламутровыми цветами.

Но соседи рассказывали, что на его месте было 22 села. Они показывают на воду и говорят – вот там церковь была, а берег Днепра был там, где сейчас фарватер, а там большой дом стоял, усадьба…  И я смотрю на эту водную гладь и представляю, что там были косы песчаные, вербы росли, дубравы, виноградники, хутор и все это частично так и осталось под водой. И вода хранит эту информацию…она эту землю накрыла, но не уничтожила.

Так что, серия новых работ – это не просто пейзажи, это целая философия моей благодарности красоте момента и уважения к древней истории.

 Благодарим Катерину Косьяненко за интересное интервью.

15578232_981423491990101_6525163352206168391_o

Катерина Косьяненко – украинская художница, магистр живописи, член Национального Союза художников Украины (с 2002 года). Работает в области станковой живописи, в театре и кино. Родилась в 1978 году в Киеве. В 1996 году закончила Республиканскую художественную школу им. Т.Г.Шевченко, затем Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры (2002), где училась на театрально-декорационном отделении у выдающегося сценографа Д.Д.Лидера.

За время учебы в Академии Катерина дважды становилась лауреатом конкурса им. М. Дмитренко (1999, 2000), была награждена Почетными грамотами Главного управления культуры и искусств Киевской городской государственной администрации и Комитета по делам семьи и молодежи.

Кроме того, студентка получала стипендию Президента Украины (2004), стипендию Киевского Мэра (2004) и Грант Президента Украины для одаренной молодежи (2004).

Главная гордость Косьяненко – Первый приз Осеннего Салона в области живописи в Париже (2003).

В 2005 году окончила ассистентуру-стажировку НАОМА (живописная мастерская народного художника Украины, профессора В.И.Гурина). В 2006 году – награждена Серебряной медалью Академии искусств Украины.

В 2009 году – получила премию в области живописи и медаль «Лоренцо Медичи» на VII Флорентийской Биеннале современного искусства в Италии.

В 2009 году стажировалась в Париже, в 2011 году – в Краковской академии изобразительного искусства им. Я. Матейко, получая стипендию Министерства культуры Республики Польша. С 1999 года Катерина – участница всеукраинских художественных выставок.

С 2003 года принимала участие в международных выставках, самые известные из которых: Международные пленэры в Греции и Польше (2003), в Коктебеле (2005), в Хорватии (2008), в Болгарии (2012), выставки в Кракове (2001), Москве (2001, 2007), Астане (2007), Гааге (2008, 2009, 2010), Варшаве (2011), а также Осенние Салоны в Париже (2003, 2006) и Биеннале современного искусств во Флоренции (2009).

За 16 лет состоялось 22 персональные выставки художницы, которые прошли в:
Киеве (2000, 2003, 2005, 2007, 2008, 2013, 2014, 2015, 2016),
Париже (2004, 2006),
Кракове (2011),
Ницце (2013),
Варшаве (2015).

Картины художницы хранятся в фондах НАОМА, Музее экологии гор Карпатского биосферного заповедника, муниципалитете городов Дидимотехон (Греция), Разлог (Болгария) и в частных художественных коллекциях Украины, Польши, Франции, Нидерландов, США, Канады, России, Великобритании и Хорватии.

Kateryna Kosianenko - Катерина Косьяненко_paintings_artodyssey (17)