Предыдущие прогулки см.:
Прогулка по Нью-Йорку 51. Джазовые клубы; Прогулка по Нью-Йорку 50. Роскошный Нью-Йорк;
Прогулка по Нью-Йорку 47; Тайные сокровища Нью-Йорка;
Автор цикла Татьяна Бородина
В прошлом выпуске Прогулок по Нью-Йорку мы говорили о джазовых клубах, сегодня – снова о клубах, но на сей раз не музыкальных, а об одном из самых известных в Нью-Йорке историческом Клубе 21.
Чем он знаменит? Во-первых, преступной историей. Во-вторых, тем что после того, как вышел из подполья, его посетили практически все президенты США. В-третьих, своими детскими игрушками. В-четвертых – жокеями, стоящими у входа. Ну и еще кое чем, но это уже мелочи.
Пьянство в Америке.
Итак, начнем по прядку, а значит с «Сухого закона».
Движение против распространения алкогольной продукции в Америке началось еще в конце XIIX столетия. Дело в том, что всего через год после принятия декларации о Независимости, в стране возникли серьезные социальные проблемы, связанные с увеличением потребления спиртного. Возросло количество пьяных убийств, насилий и грабежей. Кружка виски в день оказалась серьезной дозой даже для закаленных «пионеров Запада»
Первым поднял тревогу доктор Бенджамин Раш, выступивший против ежедневной порции виски, выдававшейся солдатам в войсках Конгресса. В то время в обычаи американцев входило ежедневное принятие до нескольких кружек виски в день, причем, начиная с самого утра, – вместо кофе или чая.
Таким своеобразным способом молодое американское общество стремилось дистанцировать себя от Старого Света, где по утрам пили традиционные тонизирующие напитки. Кроме того, кофе и чай доставлялись из Европы или Китая, а виски изготавливался на месте из американской кукурузы, что безусловно способствовало развитию национальной экономики. Новой стране нужен был свой оригинальный национальный напиток, и вполне логично, что поначалу им был избран именно виски. Но вскоре увлечение этим «национальным обычаем» приобрело столь угрожающие масштабы, что представители общественности, да и многие политические деятели были вынуждены признать возникшую угрозу общенационального пьянства.
Первыми, еще в 1825 году, бескомпромиссную борьбу с этой угрозой начали пресвитериане штата Коннектикут. Сначала их требования ограничивались сокращением числа питейных заведений в стране, но к 1840 году они уже требовали полного запрета алкоголя на территории США.
В 1851 году 12 штатов приняли местные антиалкогольные законы.
После окончания гражданской войны возник целый ряд общественных организаций, активно выступающих за антиалкогольную программу: в 1869 году – Партия Запрета (The Prohibition Party), в 1873-м – Женский Христианский Союз Терпения (WCTU), в 1893-м – Антисалуновая Лига Америки (ASLA).
Пионером принятия «Сухого закона» стал штат Флорида. В 1885 году в нем началось активное антиалкогольное движение, позже названное «сухим» и давшее сленговое обозначение официального термина «Запретительное Законодательство» – «Сухой закон». К 1907 году под воздействием общественности в этом штате было запрещено распространение и производство алкогольной продукции и принята поправка к конституции – первая в США, связанная с «Сухим законом». В 1913 году здесь уже велись судебные процессы против владельцев нелегальных баров и салунов.
В первом десятилетии XX века «Сухой закон» уже действовал в Канзасе, Мэне, Небраске, Северной Дакоте, а во втором он распространился еще на 26 штатов Америки. После вступления США в Первую Мировую войну, сторонники «Сухого закона» добились общенационального запрета на производство спиртных напитков. Это совпало и с интересами правительства, стремившегося к экономии запасов зерна.
В 1917 году Конгресс США принял и направил на утверждение штатов проект Восемнадцатой поправки к Конституции о введении «Сухого закона» во всей стране. С сентября 1917 года в стране было прекращено производство виски, в мае 1919-го та же участь постигла производство пива.
С 1 июня 1919 года на территории США была полностью запрещена продажа спиртных напитков.
Каковы были положительные последствия принятия Сухого закона? Оказывается, достаточно впечатляющие:
За неполные первые три года действия «сухого закона» число арестов уменьшилось в 3,5 раза. В Филадельфии через 9 месяцев оказались пустующими 1100 тюрем и камер, а число заключенных сократилось с 2000 до 474, т.е. в 4,2 раза. На 1 апреля 1920 года в тюрьмах Чикаго из 25000 заключенных осталось 600. Преступность в США сократилась на 70%. Уменьшилось число травм и катастроф, убытки от которых снизились на 250 миллионов долларов. Снизилась общая смертность. Резко уменьшилось число пожаров.
Но, тем ни менее, антиалкогольные меры были крайне непопулярны, к томуже они существенно вредили национальной экономике и вызвали резкое повышение уровня организованной преступности. Гангстерские группировки (бутлегеры) наживались на контрабанде и подпольной торговле спиртным, не облагавшейся налогами.
Кроме того, Государство теряло значительную часть доходов от продажи спиртного. Появились подпольные самогонщики (Moonshiner). Появились нелегальные питейные заведения «Speakeasy» – «где шепотом с многозначительным подмигиванием заказывали чай и в чайной чашке получали горячительный напиток.»
Когда началась Великая депрессия антиалкогольное настроение в стране изменилось в диаметрально противоположную сторону, и в декабре 1933 года под давлением общественности была принята Двадцать первая поправка к Конституции США, отменявшая общенациональный «Сухой закон».
Однако некоторые штаты сохраняли ограничения на значительно долгий срок, так: Оклахома и Канзас оставались «сухими» до 1948 года, штат Миссисипи последним, в 1966 году, отменил запрет на производство и потребление спиртных напитков.
А в это время в Нью-Йорке
Разобравшись с историй, расскажем об одном из немногих сохранившихся в Нью-Йорке Speakeasy – клубе 21.
В переводе на русский язык «speak easy» дословно означает «говорить тихо». Такое название эти заведения получили по той причине, что о них не говорили громко на публике, а внутри старались не шуметь, чтобы не привлекать внимания полиции и соседей.
Клуб «21», правда под другим названием, возник в 20-е годы прошлого столетия, а клубом стал именоваться по той причине, что во избежание неприятностей с полицией обычно такие заведения разрешалось заходить только своим постоянным клиентам, другими словами, членам клуба, которые могли приводить с собой несколько друзей. Наиболее серьезные заведения, такие как «21» имели в полиции оплачиваемых осведомителей, помогавших избежать полицейских облав и неожиданных проверок.
За четырнадцать лет «сухого закона» в клубе «21» несколько раз происходили полицейские облавы, но всегда безуспешно – полицейские уходили ни с чем.
В помещении была устроена сложная система сдвижных полок, прячущая алкоголь или сливающая его в канализацию, а в подвале потайная дверь, ведущая в подвал соседнего дома, через которую можно было незаметно покинуть помещение.
Сегодня, как и около 80 лет назад клуб «21» размещается в стильном четырёхэтажном особняке с чугунной решеткой на 52 стрит в квартале между 6 и 5 авеню. Фигуры жокеев, выстроившихся в ряд вдоль лестницы не позволят вам пропустить это здание.
История ресторана начинается в 20-е годы, когда Джек Крейндлер и Чарли Бернс открыли в Гринвич-Виллидже небольшое спикизи под названием «Рыжая голова». В связи с требованиями конспирации в 1925 году заведение поменяло своё местоположение и сменило название на «Фронтон». Теперь это уже было весьма фешенебельный бар с живой музыкой и огромными столами. Через год пришлось снова переехать, назваться Puncheon Club. 31 декабря 1929 года спикизи снова сменило адрес, но на этот раз в связи со строительством Рокфеллер центра. Но переезд на 52-ю стрит оказался последним, – «странствия» закончились, бар стал известен под названием Jack and Charlie 21. А в конце 1933 года, после отмены «сухого закона», ресторан стал легальным.
В 1975 году Мэрилин Кейтор (Marilyn Kaytor) написала книгу «21» The Life and Times of New York’s Favorite Club
В 1985 году наследники основателей, Джека Крейндлера и Чарли Бернса, продали ресторан Маршаллу Когану (Marshall Cogan) и Стивену Свиду, владельцам компании General Felt Industries, а те в свою очередь десять лет спустя перепродали заведение Orient–Express Hotels, которая владеет «21» до сих пор.
Все в клубе «21» остается по-прежнему, и за 80 лет, самая большая перемена произошла 24 января 2009 года – было отменено давнее непреложное правило: мужчины обязаны быть в галстуках. Тем не менее, все остальные правила дресс кода, включая обязательное наличие пиджака, недопустимость джинсов и кроссовок, остались прежними.
Клуб «21» достаточно большой – в нем несколько залов. Самый известный – Bar Room, знаменитый большой коллекцией подвешенных к стенам и потолку раритетных игрушек и сувениров, оставленных здесь известными спортсменами, звездами киноиндустрии, президентами и крупными бизнесменами. Первую игрушку в коллекции клуба, подарил один из завсегдатаев в начале 1930-х годов — это была модель гидросамолёта британских ВВС. Сейчас в оформлении заведения можно увидеть множество моделей автомобилей и автобусов, теннисные ракетки и футбольные мячи, телефоны и нефтяные вышки.
Bar «21» — идеальное место для легкого обеда или коктейля перед спектаклем. Особого внимания заслуживают отменные мини-закуски, ремесленное пиво и фирменные коктейли. У стойки бара можно встретить весь цвет нью-йорского общества, однако не меньшее удовольствие вам доставит и спокойный вечер у камелька.
]В ресторане «21» уникальным образом сочетается стилевая эклектика Нью-Йорка с умопомрачительной кухней. Начиная с небольших характерных деталей, таких как декоративная фигурка жокея, и заканчивая потайным винным погребом, этот ресторан — настоящее воплощение американской легенды.
Фигуры лужаечных жокеев (Lawn jockey) это тоже подарки клубу от постоянных посетителей. Всего их 35: 33 на балконе над входом и 2 внутри. Первого жокея подарил ресторану один из посетителей, владелец лошадиной фермы, в 1942 году, и эта традиция успешно прижилась.
Клуб «21» очень престижное заведение, кроме того что более 80 лет это излюбленное место встречи влиятельных политиков, финансистов, звезд шоу бизнеса и знаменитостей модной индустрии, здесь обедали все президенты США начиная с Франклина Рузвельта, правда, за исключением Джорджа Буша-младшего, хотя его жена и дочери бывали в ресторане «21».
Но кроме престижности ресторан клуба высоко оценен за свою классическую и современную американскую кухню, и известен исключительным качеством обслуживания.
В клубе десять изысканно убранных банкетных залов, которые позволяют пригласить на обед или ужин от 10 до 200 человек. Совершенно особенным считается обед «с погружением» в давнюю историю ресторана «21» ‘, проведенный в винном погребе эпохи «сухого закона», где сейчас насчитывается почти 2 000 бутылок вина.
В ресторане хранятся личные коллекции вин Джеральда Форда, Джона Кеннеди, Ричарда Никсона, Джоан Кроуфорд, Элизабет Тейлор, Эрнеста Хемингуэя, Фрэнка Синатры, Эла Джолсона, Глории Вандербилт,Софи Лорен, Мэй Уэст, Жа Жа Габор, Аристотеля Онассиса, Джина Келли, Глории Свенсон, Джуди Гарленд, Сэмми Дэвиса, Мэрилин Монро и других известных людей.
Как в любом настоящем клубе, в «21» существует своя милая традиция: каждое Рождество завсегдатаям ресторана дарят шёлковые шарфы ручной работы, каждый со своим индивидуальным номером и изображением одного из жокеев. Наибольшее количество таких подарков собрала модель, актриса и певица Сигги Нордстром (Siggie Nordstrom).
Клуб «21» фигурирует в рекордном количестве кинофильмов:
- 1950— Всё о Еве — героиня Селесты Холм отправляется в «21», чтобы пообедать с героиней Бетт Дэвис.
- 1953— Как выйти замуж за миллионера — героиня Лорен Бэколл упоминает «21» после продажи пианино.
- 1954— Окно во двор — героиня Грейс Келли присылает из «21» официанта с едой для героя Джеймса Стюарта.
- 1954 —Сабрина — герой Хамфри Богарта упоминает, что собирается пообедать в «21».
- 1956— Слова, написанные на ветру — герои Роберта Стэка, Лорен Бэколл и Рока Хадсона пьют шампанское в «21».
- 1956— Бриллианты вечны — в девятой главе Джеймс Бонд обедает в «21» с Тиффани Кейс (Tiffany Case).
- 1957— Сладкий запах успеха — в «21» дважды встречаются герои Берта Ланкастера и Тони Кёртиса.
- 1958— Завтрак у Тиффани — в «21» встречается главная героиня с рассказчиком.
- 1966— Долина кукол — главные героини много раз встречаются в «21» с различными известными людьми.
- 1973— Живи и дай умереть — Джеймс Бонд (в исполнении Роджера Мура) назначает встречу Феликсу Лейтеру (в исполнении Дэвида Хедисона) в «21».
- 1993— Загадочное убийство в Манхэттене — родители (герои Вуди Аллена и Дайан Китон) ведут своего сына отмечать день рождения в «21».
- 1993 —Дживс и Вустер — живя в Нью-Йорке, Берти Вустер постоянно посещает данное заведение.
- 1994— Телевикторина — об одном из конкурсантов продюсер говорит, что тот «выглядит, будто может заказать столик в „21“»[4].
- 1996— Один прекрасный день — героиня Мишель Пфайффер выпивает в «21».
- 1999— Колыбель будет качаться — Орсон Уэллс (в исполнении Ангуса Макфадьена), садясь в такси, просит отвезти его в «21».
- 2005— Деньги на двоих — герои Аль Пачино и Мэттью Макконехи обсуждают в «21» свои деловые планы.
- 2010— Доброе утро — главная героиня Бекки Фулер (Рэйчел Макадамс) находит журналиста Майка Помероя (Харрисон Форд) в ресторане «21».
Желаем приятных Прогулок по Нью-Йорку.
Татьяна БородинаПродолжение следует.
First Walk you can see at: https://elegantnewyork.com/new-york-walk-1/
Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с письменного разрешения автора проекта.
Elegantnewyork.com (Elegant New York on-line magazine) is fully protected by copyright and nothing that appears in it may be reprinted wholly or in part without permission. For inquiries on republishing, you can contact us: editorial@elegantnewyork.com