Наталия Мизури
Исполнилось 190 лет Восстанию декабристов на Сенатской площади. Колесо истории докатилось и до Болотной – результат ужесточения чекистского режима. Сколько еще понадобится жертв, чтобы большинство освободилось от оков патриархального сознания?
В Колумбийском университете 14 декабря 2015 года прошел экспериментальный вечер, соединивший академическую часть торжества с поэзией и музыкальными выступлениями. Вспоминали классическое, как декабристы разбудили Герцена и к чему это привело.
Основной доклад был сделан историком Людмилой Тригос, ее книга о мифологии декабристского движения несколько лет назад стала событием для специалистов по России. Перед слушателями развернулась хронология протеста русского дворянства, проиллюстрированная портретами, документами эпохи, свидетельствами.
Людмила поблагодарила русскоязычный Совет Манхэттена и Бронкса, который взял на себя инициативу отметить юбилейную дату восстания декабристов. “Это важно и нужно постоянно возвращаться к осмыслению борьбы с абсолютизмом”, подчеркнула докладчик. Без знания этого периода российской истории невозможно разобраться в происходящем сегодня, студентам нужно создать условия для погружения в российский исторический материал, в котором несложно отыскать героические страницы настоящей жертвенности и защиты человеческого достоинства.
Аудитория с удовольствием приветствовала знаменитого профессора, писателя и публициста, давно работающего в США, блестящего лектора Александра Янова. Он обратил внимание на интерпретации восстаний среди защитников антиевропейского вектора развития России, у которых теперь принято декабристов называть бунтарями, масонами, глупыми заговорщиками и даже агентами Запада.
Александр Львович еще много лет назад писал: “Казалось бы, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко работали, не покладая рук, над разрушением сталинской псевдосакральности. Но вот, оказалось, недоразрушили: жив курилка. Никуда не делась аура первого лица. И, подумать только, на этой недоразрушенной во второй половине ХХ века тени от тени свергнутого еще в 1917 «сакрального самодержавия» стоит сегодня режим политической монополии, ведущий страну, если верить вполне прагматическим расчетам проф. А.Ю.Ретеюма, к нарастающей «африканизации».”
Дмитрий Глинский провел параллели между декабризмом с диссидентством, рассказал об изучении правозащитного движения, проблемах интеграции русскоязычных иммигрантов в США и намеченных планах . “Мы приглашаем всех соотечественников, проживающих в Америке, вместе отстаивать свои интересы в структурах власти городов и штатов, будем рады всем, кто нас поддерживает. Двери в широкую коалицию, которую можно назвать Пушкинской, открыты для всех желающих”, заявил Дмитрий, глава Ассоциации по правам русскоговорящих жителей Нью-Йорка.
Президент Пушкинского общества Америки Виктория Курченко приветствовала эту идею. Как соорганизатор памятного юбилея декабристов, она ответила на вопросы, почему традиции противостояния со сталинизмом были в самом начале положены в основу политики русских эмигрантов первой волны, из которой было сформироавано общество имени Пушкина в 1930 годы. “Сегодня мы работаем как один из архивов нашей диаспоры, а документы советских диссидентов являются частью политической истории, которая еще не только не изучена, но и не собрана”, подчеркнула Виктория. Она рассказала о недавней поездке к Науму Коржавину, о вручении ему премии “Справедливость” и о роли Сахаровского фонда в создании этой премии. 5-го декабря 1965 года диссиденты впервые вышли на Пушкинскую площадь защищать советскую конституцию. Ныне наблюдаем продолжение оного: декабристы, диссиденты, “пятая колонна”. В субботу 12 декабря 2015 года вновь на Пушкинской площади в Москве полиция задержала 33 человека, стоявших в одиночных пикетах в защиту Конституции. В их числе был один из авторов основного закона Георгий Сатаров…
Голос самого Наума Коржавина и возможность его увидеть, читающим стихи, очень понравилась гостям вечера. Видеоэкскурс был продолжен фрагментом лекции Юрия Лотмана с его знаменитыми беседами о русской культуре первой половины XIX века, где он объяснял трансформацию психотипа от аристократа до интеллигента и место в ней русских денди плеяды декабристов.
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Программным Пушкиным в исполнении Наталии Пиллер, а также переводом этого стихотворения на английский завершилась историко-литературная программа. А под занавес, неожиданно для серьезного разговора, певец Вадим Астрахан, автор проекта “Высоцкий на английском”, предложил шуточный взгляд на интеллигенцию от Тимура Шаова. И, конечно же, прозвучал Владимир Семенович, чье творчество – еще одна ступень в постижении внутренней свободы, сложного и многогранного явления, к которому интутивно тянулись миллионы граждан, вслушиваясь в хриплый баритон советского Гамлета.