Интервью c Федором Возиановым
специально для Elegant New York
вела Татьяна Бородина
Киев, 2015
Тихий, старый солнечный киевский двор, с россыпью маслянисто-гладких, блестящих рыжих каштанов и едва начавшей желтеть листвой, был как окрик моего далекого детства. На мгновение показалось что я, буквально сию минуту, «скатилась» со своего пятого этажа «дореволюционного дома без лифта» и на лавочке, возле детской площадки, меня ждут те, с кем так здорово гулять в нашем любимом «Старом ботаническом саду». Наваждение было мгновенным, но предчувствие счастья осталось.
Едва я вошла в мастерскую дизайнера Федора Возианова, предчуствие переросло в радостное восхищение, которое всегда возникает при встрече с настоящими творческими людьми, создающими невероятные и прекрасные вещи.
Мастерская Возианова, расположенная на улице Лысенко, в старом доме, в глубине только что описанного двора и сама по себе производит впечатление образца современного интерьер-дизайна. Не напрасно же в ней так любят проводить свои выставки лучшие киевские художники.
Буквально с порога окунаешься в атмосферу лаконичного безукоризненного вкуса: гостеприимное просторное помещение с рабочей и офисной зонами и тремя большими стильными декоративными элементами – Черным Квадратом, Черным Кругом и Черным Крестом.
Солнечный свет из высокой балконной двери выхватывает манекен вокруг которого “колдует” Федор Возианов, непринужденно рассказывая мне “модные новости”, а я, не теряя времени, снимаю “рабочие моменты”. И вдруг, подойдя к одному, так понравившемуся мне декоративному панно, он сдергивает с него Черный Квадрат и буквально через минуту на манекене возникает современное классическое Маленькое Черное Платье! Происходит чудо, о котором и пойдет речь в нашем интервью.
-Федор, это было совершенно неожиданно и действительно потрясающе – “Квадрат Малевича” в ваших руках обрел новое воплощение. Как, почему и когда к вам пришла эта блестящая идея?
-Мне показалось интересным, в 2015 году – ровно 100 лет спустя после создания Казимиром Малевичем Черного квадрата, попробовать сделать нечто значительное, оттолкнувшись от знаменитой идеи художника, только теперь уже в области моды.
Я решил взять те же геометрические фигуры, что он использовал в начале 20-го века и сделать с ними что-то новое в 21-ом.
Первый раз, как дизайнер, я соприкоснулся с Малевичем, когда мой товарищ Дмитрий Антонюк, преподаватель киевской художественной академии, попросил сделать коллекцию к открытию монумента Малевича. Но тогда мое погружение в мир художника было слишком поверхностным. В то время, я даже не знал, что он родился в Киеве.
Когда я начал работать над темой, меня захватило его творчество и его жизнь, я решил оттолкнуться от исторического периода, то есть, от того революционного времени, которому Малевич принадлежал и в котором раскрылся его новаторский талант.
– В чем была идея вашей первой коллекции, посвященной Малевичу?
– Мне было интересно сделать исторические костюмы, которые при некоторой трансформации превращались бы в современную урбанистическую одежду.
Таким образом, первая коллекция состояла из двух частей. Первая часть – ряд исторических архетипов: солдат, матрос, рабочий, крестьянин.
Вторая – та же одежда, но слегка трансформированная. Некоторые аксессуары исчезали и на подиуме возникала современная урбанистическая толпа. Коллекция была выдержана в белом и молочном цветах и выглядела слегка припыленной, что давало ощущение духа времени.
Работа закончилась, но Малевич не отпускал меня, я все больше погружался в его философию и у меня возник вопрос, может ли «Черный квадрат» стать чем-то, кроме картины в современном мире.
– И вы решили заняться изучением плоских геометрических форм и поиском в них идеи для современного дизайна?
– Так как я занимаюсь модой, естественно, что в первую очередь, я подумал о платье.
Главное было задаться вопросом, который дал бы старт идее, дальше все оказалось не так сложно: с помощью всего четырех надрезов, стандартный квадрат ткани 1м 40 на 1м 40 превращался в платье. Причем, мне не было интересно создать платье, которое выглядело бы, как мешок, я хотел сделать традиционное черное платье, облегающее фигуру.
-Можно сказать, что не очень много. Эксперименты начались потом, когда я сделал около 10 вариантов “платья-квадрата”. Впервые я представил это платье на показе достаточно традиционной одежды. Весь показ шел на фоне белого экрана с черным квадратом посередине.
После основной коллекции на подиум вышла девушка-невеста с сумкой, напоминавшей по форме женщину во время беременности и казалось, что это уже окончание показа.
Но, вслед за ней вышла еще модель, я снял с «задника» черный квадрат и одел на нее как платье. За ней вышла еще одна модель, потом еще и на каждую я одевал новое платье-чёрный квадрат. Это были совершенно разные платья, но все сделанные из черных квадратов. Но и это был еще не конец. Я решил, что должен быть какой-то катарсис, поэтому последнее платье было белое, я и его снял с экрана и вот это уже была – наша невеста, заключительная модель показа.
Это все было в коллекции 2012-2013 года. После этого я на какое-то время оставил эту тему, мне казалось, что я ее уже раскрыл до конца.
– Ваш рассказ просто завораживает! Должно быть показ имел большой успех, потому что это был действительно Дизайнерский подход, с большой буквы. И что же, вы оставили эту тему?
– Потом у меня получился достаточно неожиданный рабочий перерыв, это случилось за полгода до Майдана. Это время оказалось кстати, чтобы обдумать многие вещи и решить, что мне интересно в моде и чем именно мне хотелось дальше заниматься.
И я вернулся к теме Малевича и сделал триптих: круг, крест и квадрат, то что вы собственно и увидели в моей мастерской. И из всех этих фигур получились вполне “носибельные” платья. И это главное, потому что основным условием моих экспериментов, было то, что в результате должны получаться совершенно “носибельные” вещи.
Мне кажется, что в результате, мой триптих — это вещи которые преступают грань одежды и становятся объектом дизайна или искусства.
Это был своего рода эксперимент, попытка выяснить, каким образом вещи могут перешагнуть границы утилитарности и во что трансформироваться. Я остался доволен результатом и подумал, что, пожалуй, три фигуры это только начало.
-Мне кажется, эти три фигуры, должны стать персональным знаком или символом вашей марки.
-Сейчас очень много говорят о ДНК брэнда, похоже, в моем случае эти три фигуры – совершенно очевидный ДНК. Не говоря ни слова, просто показать эти фигуры и то, что из них может получиться.
Я думаю, что это некий принцип. Причем, выходящий за рамки «Малевича». Малевич стал для меня точкой отсчета. Я взял на вооружение его принцип плоскости и оказалось, что я могу превратить вещь в плоскость, а потом вернуть ей объем. Причем, получаются дизайнерские вещи в первоначальном смысле этого слова. Потому что, словосочетание дизайн одежды, употребляют очень часто, но мне кажется, не в смысле дизайна, а скорей пошива одежды. Ведь дизайн в своем первоначальном смысле, как его когда-то охарактеризовал Дитер Рамс, означает – инновационный, простой в использовании, человеколюбивый.
Работая над новыми моделями, мне показалось интересным использовать вполне традиционные технические средства, которые используются в одежде уже более 100 лет, например, застежки молнии и попробовать извлечь из них какие-то новые формы, использовать их не только утилитарно, как застежку, но и как регулировку размера, причем сделать так, что вы не замечали, что регулируете размер, а просто застегиваете юбку на свою талию.
– Платья очень хороши, и красиво сидят на фигуре, невозможно представить, что они снова могут превратиться в плоские геометрические фигуры. Есть ли у вас рекомендации как их носить?
– Мне кажется, что носить их нужно не совсем традиционно. Я бы под них рекомендовал одевать спортивные шорты, чтобы высокие разрезы никого не смущали и, кроме того, чтобы под платьем был скрыт еще один элемент одежды. Можно надеть леггинсы и в какой-то момент распахнуть платье и превратить его в жакет и тем самым, поменять свой наряд в одну секунду.
Я думаю, что все эти платья будут очень уместны с кроссовками, точно также, как и с высоким каблуком. И то, и другое будет смотреться совершенно естественно.
– К этим платьям нужны аксессуары. Вы занимаетесь этим?
-Да, я занимаюсь аксессуарами. Я думаю, как и с чем будут носить мои платья, но я не очень люблю то, что сейчас называется «total look», мне больше нравится, когда одежда выглядит нейтрально. Взять тот же квадрат, он тоже нейтральный и в зависимости от того, кто его и как оденет, он будет выглядеть по-разному.
-Вы хотите, чтобы те, кто носят вашу одежду внесли и свой вклад, дополнили ее своей индивидуальностью?
-Совершенно верно. Мой идеал, чтобы я в этом смысле остался незамеченным, чтобы платье само по себе было тоже незаметным, но чтобы, когда его одевают оно становилось чрезвычайно выразительным, но не более выразительным, чем человек который его носит.
– Мне нравится ваш подход – вы оставляете свободу самовыражению, свободу создания своего собственного стиля. Но что по-вашему значит «быть стильным»?
-Часто говорят, что одежда раскрывает индивидуальность женщины. Мне кажется это не так, индивидуальность раскрывают вещи более глубокие. А одежда не должна мешать быть женщине индивидуальностью, и в этом смысле, она должна быть не как вторая кожа, а скорее как партнер, органичный для образа жизни. Но и партнер, порой, должен быть в какой-то момент услужливым, но все же это партнерство, а не отношения хозяина и подчиненного.
В этом смысле мне кажется интересным и то, что мои геометрические платья могут быть поданы, как картины – это подчеркнет, в некотором смысле, «неподчиненность» вещи и ее некоторую самостоятельность, хотя, в какой-то момент, она может стать вам очень близкой, а в другой момент, она может и отдалиться и стать отдельным самодостаточным предметом, который может висеть на стене в виде картины украшая ваш дом.
-То есть, выбирать одежду нужно по принципу, чтобы она была не твоей частью, а партнером в данной ситуации?
-Кажется, когда выбирают одежду по такому принципу, это формирует хороший стиль. Когда уже пытаются подчинить, либо одежду себе, либо себя одежде – это нарушение баланса
– Какую роль играет мода в искусстве создания своего стиля?
-Я бы сказал, она играет весьма относительную роль, потому что мода вызывает постоянную смену внешнего вида, а значит и стиля, в том числе.
Вы замечали, что когда мы говорим «стильный человек» мы подразумеваем либо своего рода «консерватора», который подбирает вещи близкие ему по духу, либо человека с очень хорошим вкусом актуальности и, главное, чувством перевоплощения или умения органично приспособиться к любым новым трендам. Причем, в этом новом облике, новых вещах, он будет чувствовать себя хорошо.
Но, по большому счету, я думаю, что т.к. мода требует постоянных перемен, то она в некотором плане антистильна. Поэтому, то что я делаю в новой коллекции, мне бы не хотелось, называть сезонной, я бы это рассматривал с точки зрения чистого дизайна, а дизайн, гораздо более долгосрочный, чем мода сезона.
Мне кажется происходит фактическая ошибка, когда многие модельеры говорят, что занимаются дизайном. Дизайн — это совершенно другое. И моя цель, моя претензия – быть именно дизайнером, чтобы мои вещи были похожи на объекты дизайна.
При создании вещей мне очень важно ощущение того, что как только вещи попадают к владельцу они становятся важной частью, окружающей его среды и мне кажется те, кто тоже делают одежду, должны думать об этом аспекте.
Это примерно, как архитектура, она ведь тоже формирует человека, – то есть,кто вырос в унылых современных городских районах, точно отличается от человека, который вырос в местности с красивой архитектурой. В нашем случае, когда с архитектурой не всегда все хорошо, одежда может взять на себя те же функции и играть свою социальную роль.
– А кого вы видите своими клиентами?
-Интересная реакция была на платье «черный квадрат» – его покупали люди разного возраста и разного социального статуса. С одной стороны, эти платья можно назвать авангардными, а с другой стороны, когда вы их наденете, то только вы будете знать, что это авангард. Я сделал их максимально простыми, и чтобы не требовалось большой смелости одеть это платье.
-Вы демонстрируете свои коллекции за рубежом?
-В 2010 году я поехал в Италию и сразу попал в номинанты итальянского «Vogue» которые организовали конкурс на самые перспективные брэнды и после этого стал ездить. Мои вещи продавались и их очень хорошо покупали в Италии. Но два года назад, случилось так, что я лишился своего брэнда. Марка вернется ко мне в 2016 году, но я, по правде говоря, перестал сильно заботиться об этом и понял что-то, что написано на вещи не более важно, чем сама вещь.
-2016 уже совсем близко. Но и сейчас вы открыты для показов?
-Да, конечно. Сейчас у меня сформировалась новая команда и, причем, они не только люди из моды, а и из других областей и это очень интересно, потому что, это гораздо более ценно, чем с людьми, которые полностью погружены в моду, это дает несомненно гораздо более широкий кругозор и спектр идей. Это все касается концепции одежды в целом, потому что я понял, что мне точно не интересно работать над сезонными коллекциями, гораздо интересней работать вокруг какой-то идеи с обязательным в конце продуктом.
-Спасибо Федор, за вашу удивительную креативную работу и за ваше очень интересное интервью. Удачи вам на ближайших показах. Очень надеемся, что вы в скором времени привезете в Нью-Йорк вашу новую потрясающую коллекцию.